О значении одного из двух главных священных праздников мусульман, а также подготовке к нему и порядке жертвоприношения рассказал имам — представитель ДУМК по Актюбинской области, главный имам областной центральной мечети «Нұр ғасыр» Толеби Оспан.
В этом году первый день Курбан айта приходится на 21 августа. Время молитвы для актюбинцев наступит в 7 часов утра. После все состоятельные мусульмане приступают к жертвоприношению.
— Это одна из наших главных обязанностей перед Аллахом, и Курбан означает сближение с Творцом, — подчеркнул главный имам области.
Как пояснил Толеби Оспан, жертвоприношение должен совершать мусульманин, который во время религиозного праздника не находится в пути и финансовое состояние которого оценивается в 85 грамм золота. Пророк сказал: «Тот, кто в состоянии принести жертвоприношение и не сделает этого, пусть не приближается к месту, где мы совершаем намаз». Тех, у кого средств меньше, ислам не обязывает совершать этот обряд.
— Главная задача жертвоприношения — это, в первую очередь, исполнение Божьей воли. Помимо этого, как я сказал выше, сближение с Аллахом. В-третьих, это искреннее намерение человека. В то же время отмечу, что в хадисе говорится: сначала читаются молитвы, потом приносится жертва. Поэтому жертвоприношение не будет считаться, если скот был забит до айт намаза, — говорит главный имам области.
Да будут благословенны ваши дела!
Главный имам областной центральной мечети «Нұр ғасыр» признается:
— Во время Ораза, Ораза айт, Ночи предопределения или Курбан айта все больше мусульман стекается в мечети, и эти дни для них являются большой ответственностью.
— Люди обращаются к представителям духовенства: кто-то просит прочитать Коран или дать бата, другие участвуют в молитве. Во время Курбан айта одни приносят мясо, раздают его. Поэтому заранее планируем, как создать праздничное настроение для прихожан, — делится Толеби Оспан.
По его словам, во время праздника при поддержке местных властей перед мечетями установят юрты, где накроют дастархан. К примеру, перед мечетью «Нұр ғасыр» появятся 10 юрт. Стала традицией и организация состязаний по таким народным спортивным играм, как борьба, перетягивание каната, поднятие гири и барана.
— Помимо этого, 21 августа во всех мечетях Актюбинской области будут организованы акции «Дорога в школу», — заявил главный имам области. — Список учеников из уязвимых слоев заранее определен по линии акимата и близлежащих к мечетям школ. В прошлом году каждому ребенку дарили рюкзак, канцелярские товары и пять тысяч тенге. В этом году областная и городская центральная мечети окажут помощь 200 детям, остальные — исходя из своих возможностей. По Казахстану 100 детей из каждого региона получат помощь от благотворительного фонда «Уақып».
Что касается других примет праздненства, то есть такая казахская традиция, как айттау (айтшылау). После прочтения намаза можете отведать блюда праздничного дастархана при мечети и считать его первым айт-дастарханом. Затем следует собраться дома с близкими за семейным дастарханом, после идти поздравлять соседей и родственников. Не обходится праздник и без подарков. Для того, чтобы Курбан айт запомнился, особенно детям, обычно дарят подарок — айттық.
— К примеру, в северных регионах Казахстана есть устоявшаяся традиция, когда во время Курбан айта люди обращаются ко встреченному знакомому со словами: «Пусть айттық будет с вас», а тот должен одарить спрашивающего. В целом в мусульманских странах накануне айта детям в обязательном порядке покупают новую одежду, чтобы ребенок с нетерпением ждал праздника как времени обновления и получения подарка. Дабы превратить айт в семейный праздник, не стоит оставлять без внимания никого из близких, — поясняет Толеби Оспан.
При возможности следует посетить могилы усопших родных или же дома посвятить им суры из Корана.
— Нелишним будет навестить больных во время праздника, — советует главный имам.[divider]
Животные, которых можно принести в жертву:
1. Овцы и козы не моложе годовалого возраста (допускаются минимум 6-месячные ягнята, если они являются равными по весу годовалым овцам. Козы обязательно должны быть годовалые).
2. Крупный рогатый скот (корова) не менее двухлетнего возраста.
3. Верблюд не менее пятилетнего возраста.
Животные, которые не подлежат жертвоприношению: слепые на один глаз, истощенные (которые не могут самостоятельно ходить), с отрезанными частями ушей, хвоста или не имеющие их с рождения, с отсутствием большинства зубов, с изломанными рогами.
Часть мяса скота, забитого в жертву, можно взять себе, часть отдать родственникам, часть — нуждающимся. Если семья большая, можно взять себе целиком. Можно и раздать все. Жертвенный скот следует забивать тому, кто приносит жертву. Если же человек сам не может или боится, он может стоять рядом, позволив забивать другому. Разрешается уплатить и позволить забить скот от своего имени, но труд резчика (мясника) оплачивается отдельно, а не за счет мяса или шкуры. Вырученные средства от шкуры должны идти в благотворительность как милостыня.
Малое животное забивается от имени одного человека, крупное — можно от имени семерых. Успеть надо резать скот до акшам намазы (молитва после захода солнца) 23 августа.[divider]
Путь в Мекку
— Точного количества паломников от Актюбинской области, к сожалению, у нас нет, — признался Толеби Оспан. — Известно только, что в этом году по линии компании «Tawaf Travel» при ДУМК в хадж отправились 30 актюбинцев. Всего в стране лицензию на организацию хаджа имеют 18 туристических фирм, и каждый паломник волен выбрать сам, как добираться. Добавлю, что в качестве гида по линии муфтията из нашей области едет имам Темирского района Мадияр Примкулов.
Всего Королество Саудовской Аравии выделило для Казахстана 3 000 мест для совершения паломничества в Мекку.[divider]
Где можно резать скот
Городские власти определили пять мест в черте города для заклания животного для жертвоприношения во время Курбан айта.
1. ТОО «Айбек» — 41 разъезд, 06-А.
2. ТОО «Есік» — скотный рынок (поселок Лесхоз, по богословской трассе).
3. ТОО «ТандемW» — район Юго-Запада, по хобдинской трассе (только для крупнорогатого скота).
4. ТОО «Кіші құм» — Магаджанское лесничество, участок № 11.
5. КХ ««Қасымов К» — убойный цех в поселке Жанаконыс.
Духовенство области призывает горожан соблюдать чистоту в местах жертвоприношения.
— Кто-то может резать скот во дворе своего частного дома. Это их воля. Но в таких общественных местах, как двор многоэтажного жилого дома или при мечетях, резать скот неправильно. Вот уже третий год режут скот не при мечетях, а в специально отведенных местах. Считаю это правильным шагом. Ведь, мечеть — это место поклонения Богу, — говорит главный имам области.[divider]
Слово аксакалу
О том, как праздновали Курбан айт в Советском Союзе, рассказывает 80-летний аксакал Дармен кажы Бахытов:
— С детства нас учили, что в священный месяц зуль-хиджа, с 1 по 9 число, стоит держать Оразу. А пост в Арафа накануне Курбан айта простит грехи за прошлый и предыдущий годы. В то же время не поощряется поститься в праздничные дни.
Во времена СССР я жил в Бескале, Каракалпакстане. Несмотря на запрет коммунистов (мотивация — резко уменьшится количество живности), сколько себя помню, отмечали Курбан айт, причем массово. Поначалу родители, потом уже сами. Разве что скот приходилось резать тайком по вечерам или даже в ночное время. В эти же дни после работы при полном параде ходили в гости друг к другу, а также посещали больных родичей.
Запомнилось еще то, что у женщин (снох) просили айттық, и, что удивительно, у них всегда под рукой наготове оказывались подарки, будь то небольшие платочки или другие безделушки.
В 90-е годы переехал на свою историческую родину и отличий в традициях празднования не увидел. Праздник един для всех мусульман.
Ныне я один из старейшин в окрестности, поэтому во время праздников в первую очередь приходят в мой дом, причем не только родственники, но и все соседи, независимо от национальности, веры и возраста.
Жертвоприношение совершаем в специально отведенных властями местах. Во дворе дома, где играют дети, нельзя. Считается, что в местах, где вылили использованную воду и заклали животного, водятся черти. А также, исходя из санитарных норм, это неправильно.
Я вырастил трех сыновей и двух дочерей, и благодаря их заботе в 2007 году посчастливилось совершить хадж.
— Считаю, не зря прожил восемь десятков лет. Благополучны все дни, дарованные Богом. Сейчас живу на родной земле. Благодаря независимости все свои религиозные обязанности и ритуалы можем совершать в открытую. Пусть будет стабильность в стране и достаток, — желает аксакал.
Над страницей работал Абат КАРАТАЕВ