Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Завод по переработке шерсти, СЭЗ и ветроэлектростанции

Завод по переработке шерсти, СЭЗ и ветроэлектростанции

До конца года в нашей области запланирована реализация 10 инвестиционных проектов на общую сумму 460 миллиардов тенге. Они гарантируют создание около 1 200 новых рабочих мест.

Как подчеркнул в ходе интервью руководитель областного управления индустриально-инновационного развития Досжан Алибеков, наш регион обладает значительным инвестиционным и промышленным потенциалом. Создаются благоприятные условия для инвесторов.

– Какие значимые проекты планируется реализовать в этом году?

– Запланирована реализация десяти инвестиционных проектов на общую сумму 460 миллиардов тенге. Например, завод по переработке шерсти. Работу в данном направлении ведет ТОО «KazFeltec» с участием итальянского партнера – компании Cormatex srl. Это предприятие по производству нетканых материалов различного назначения способом аэродинамического холстообразования по итальянской технологии. Выпущенная продукция будет применяться при строительстве зданий и сооружений в качестве экологичных теплозвукоизоляционных материалов. Сырьем послужит грубая овечья шерсть, которая имеет ограниченный спрос из-за отсутствия предприятий по ее переработке. Завод находится в районе 41-го разъезда. Ввод в эксплуатацию ожидается во втором полугодии 2025 года. Стоимость проекта составляет 5,3 миллиарда тенге. Будет создано 50 рабочих мест.


Инвестиции в основной капитал в 2024 году составили 901,1 млрд тенге, из которых 78% – частные и 22% – бюджетные. Из них 53% вложено в горнодобывающую промышленность, 42% – в обрабатывающую. За январь-апрель 2025 года объем привлеченных инвестиций составил 210,3 млрд тенге, что на 11,1% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.


– В начале июня нашу область посетил вице-министр энергетики Кудайберген Арымбек, который во время встречи с населением остановился на объектах возобновляемых источников энергии.

– Да, сейчас активно развивается зеленая энергетика. Наш регион имеет огромный потенциал в этом направлении. На территории области уже работают четыре ветроэлектростанции общей мощностью почти 109 мегаВатт. Это ветроэлектростанции Бадамша 1 и 2, ТОО «Жел-

энерго», а также ERG Capital Project. В настоящее время реализуются еще пять проектов ВЭС суммарной мощностью 450 мегаВатт.

– Что вы можете сказать об уже реализованных проектах в этом году и прошлом?

– По итогам 2024 года в экономику области было привлечено около 901,1 миллиарда тенге инвестиций. Реализован ряд крупных инвестиционных проектов, одним из которых стал первый этап модернизации шахты «Болашак» на Донском ГОКе в Хромтауском районе общей стоимостью 378 миллиардов тенге. Это явилось важным шагом в развитии горнодобывающей отрасли региона. Кроме того, был успешно введен в эксплуатацию проект по вскрытию и отработке месторождения Авангард Актюбинской медной компании стоимостью 10 миллиардов тенге, также расположенного в Хромтауском районе. Их реализация позволила создать около 700 новых рабочих мест.

Начал работу завод по производству агрохимикатов, инициатором которого выступило ТОО «MKR Plus». Запущено производство/монтаж навесного оборудования для грузового автотранспорта ТОО «Truck center» стоимостью 800 миллионов тенге с созданием 40 рабочих мест. Завершено строительство зернохранилища для переработки масличных культур ТОО «АКМЭЗ» стоимостью 785 миллионов тенге, работу получили десять человек.


Льготы и преференции, предусмотренные в Специальной экономической зоне «Актобе»:
Освобождение от корпоративного подоходного налога;
ставка НДС «0» на товары, реализуемые на территорию СЭЗ;
освобождение от налогов на землю и имущество, платы за пользование земельным участком (в рамках дифференцированного подхода к реализации инвестиционных проектов, сроки предоставления преференции регламентированы в зависимости от стоимости проекта согласно категориям: категория А – стоимость проекта до 3 млн-кратного размера МРП (или до 10 350 млн тенге), категория B – стоимость проекта от 3 млн-кратного до 14,5 млн-кратного размера МРП (или от 10 350 до 50 025 млн тенге), категория С – стоимость проекта от 14,5 млн-кратного размера МРП (или от 50 025 млн тенге);
освобождение от таможенных пошлин товаров, предназначенных для размещения или использования участниками;
привлечение иностранной рабочей силы вне квот и без разрешений;
создание необходимой инженерно-коммуникационной инфраструктуры в СЭЗ для реализации проектов и предоставление земельного участка в аренду на весь период функционирования СЭЗ с последующим приоритетным правом выкупа.


– Одним из важных проектов для нашей области является создание Специальной экономической зоны «Актобе». Какая работа ведется в этом направлении?

– Постановлением Правительства Республики Казахстан на базе Международного аэропорта Алия Молдагулова создана Специальная экономическая зона «Актобе», площадь которой 858 гектаров. Действовать она будет до конца 2049 года. Прежде всего стоит отметить, что СЭЗ станет инструментом системного развития региона, направленного на индустриализацию, привлечение инвестиций и формирование современной транспортно-логистической инфраструктуры.

В апреле уже создано АО «Управляющая компания Специальной экономической зоной «Актобе». В настоящее время прорабатывается вопрос об определении источника финансирования для подведения к СЭЗ необходимой инфраструктуры.


В сфере зеленой энергетики реализуется 5 проектов. ВЭС строятся в Хромтауском районе. Сдача в эксплуатацию запланирована на 2025-2026 годы.
1. ВЭС «Хромтау-1» мощностью 150 МВт (АО «Казахстанский электролизный завод» (ERG). Стоимость – 77 миллиардов тенге с созданием 25 рабочих мест. Всего предусмотрена установка 24 ветрогенераторов. На сегодня смонтировано 10 установок (из них 2 введены в эксплуатацию), оставшиеся 14 планируется установить до конца этого года.
2. ВЭС мощностью 100 МВт (ТОО «Аргест»). Стоимость – 45 миллиардов тенге с созданием 20 рабочих мест. Иностранный инвестор – Sungrow Renewable Energy Investment PTE.LTD., Сингапур.
3. ВЭС мощностью 100 МВт (ТОО «Beta Wind»). Стоимость – 45 миллиардов тенге с созданием 20 рабочих мест. Иностранный инвестор – Sungrow Renewable Energy Investment PTE.LTD., Сингапур.
4. ВЭС мощностью 50 МВт (ТОО «Darmen Shuak»). Стоимость – 13 миллиардов тенге с созданием 12 рабочих мест. Иностранный инвестор – Kallaite Energy PTE. LTD., Сингапур.
5. ВЭС мощностью 50 МВт (ТОО «Next Green Energy»). Стоимость – 13 миллиардов тенге с созданием 12 рабочих мест. Иностранный инвестор – Kallaite Energy PTE. LTD., Сингапур.


– Какие приоритетные отрасли экономической деятельности определены для Специальной экономической зоны?

– Сегодня определено более 30 приоритетных отраслей, которые будут развиваться в рамках СЭЗ – это транспорт и логистика, машиностроение, химическая и легкая промышленность, переработка сырья, производство стройматериалов, металлургический сектор и другие. Основной акцент сделан на создание современных производств, внедрение инновационных технологий и привлечение ведущих отечественных и международных компаний. Участниками СЭЗ «Актобе» могут быть компании из различных секторов экономики, включая местных и международных инвесторов, заинтересованных в ведении бизнеса на территории зоны. Важным моментом является создание кластеров, которые позволяют объединить усилия нескольких компаний для разработки совместных проектов и использования общих ресурсов.

– Несколько слов о мультимодальном хабе.

– Одним из флагманских проектов на территории СЭЗ является строительство многофункционального мультимодального логистического хаба, который разместится на территории Международного аэропорта Алия Молдагулова. Президент нашей страны Касым-Жомарт Токаев в своем Послании народу Казахстана от 1 сентября 2023 года подчеркнул: «Для эффективной интеграции в международные маршруты важно предоставлять полный спектр логистических услуг. Аэропорты Астаны, Алматы, Шымкента и Актобе должны стать мультимодальными центрами, оказывающими конкурентоспособные и качественные услуги по аккумулированию и распределению грузов».

Ключевые особенности проекта:

• увеличение количества рейсов грузовой авиации;

• формирование нового транспортного плеча для региональных и международных логистических цепочек;

• основные потребители – торговые и промышленные компании региона, а также партнеры из стран ближнего и дальнего зарубежья.

В настоящее время ведется активная работа по подготовке документации и заключению инвестиционного контракта с уполномоченным органом.

– Спасибо за интервью!

Владимир БУРЬЯНОВ

Колонка "Взгляд"