Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Завтра нашей области

Генеральный план Актобе практически готов. Загвоздка в расположении аэропорта. Проектировщики предлагают вывести воздушную гавань Актобе за пределы города. Представители Министерства регионального развития считают, что это непозволительная роскошь, и настаивают на его реконструкции.

На совещании в областном акимате делегация астанинских проектировщиков презентовала генеральную схему развития территории Казахстана. По ней наша страна будет развиваться ближайшие семнадцать лет.

Вице-министр регионального развития страны Серик Нокин отметил особую важность принятия генсхемы, предусматривающей видение долгосрочного территориального развития страны.

— Такой документ впервые разрабатывается в нашей стране. Но прежде чем утвердить проект, нам необходимо обсудить его основные положения в регионах, — сказал вице-министр.

Заместитель директора Астанинского филиала АО «Казахский научно-исследовательский и проектный институт строительства и архитектуры» Казбек Матаев рассказал, что это основной градостроительный документ долгосрочного территориального развития Казахстана. Он разработан с учетом региональных и мировых процессов, роли регионов в социально-экономическом развитии страны в соответствии со Стратегией «Казахстан-2030», прогнозной схемой, государственной программой форсированного индустриально-инновационного развития с расчетным сроком проектирования до 2030 года, — отметил Казбек Матаев.

Надо отдать должное проектировщикам. Им удалось собрать и обработать массу необходимой информации по всем областям страны. В регионах они обсудят проект на местах, выслушают и используют ценные предложения.

 

Агрогородки

вместо сел

В зоне внимания оказались не только областные центры, но и глубинка. Так, по словам Казбека Матаева, появятся сельские населенные пункты нового типа, так называемые агрогородки.

Миграция населения из мелких поселков в более крупные — естественный процесс. Но пустовать они не будут. На их месте появятся бригадные полевые станы и животноводческие фермы с организацией вахтового метода работы.

За последние 15 лет с карты нашей области исчезли 82 сельских населенных пункта. Еще 22 характеризуются как населенные пункты с низким потенциалом. Генеральная схема предусматривает формирование так называемых опорных сел. Их будет 36. В благоустроенных селах с развитой социально-инженерной инфраструктурой будет оказываться широкий спектр государственных, образовательных, медицинских, культурно-досуговых услуг.

Что касается крупных городов и агломераций, то вокруг них предлагается установить зоны особого градостроительного регулирования. Так, на расстоянии, превышающем радиус 100-200 километров, на базе крупных поселений, планируется создание городов-контрмагнитов. Они станут центрами индустриально-инновационного роста и экономического развития окружающих их сельских территорий.

 

Спасти Кокжиде

Одной из острых проблем для нашего региона остается нехватка питьевой воды. Проектировщики предлагают решить ее за счет месторождения подземных вод Кокжиде. Пока одни бьют в колокола, чтобы спасти уникальный источник, крупные компании, разрабатывающие месторождение углеводородного сырья, продолжают губить его. Поэтому авторы генсхемы ставят вопрос о целесообразности дальнейшей разработки месторождений нефти в Кокжиде. Каким будет решение, еще неизвестно.

Этот вопрос беспокоит и народных избранников. Руководитель группы компаний «Дастан», депутат городского маслихата Асхат Айтжанов считает, что пока будет решаться этот вопрос, Казахстан рискует потерять Кокжиде.

— Действительно, проблема очень серьезная. Мы поднимали этот вопрос и перед Министерством охраны окружающей среды, предложили приостановить все буровые работы на песчаном карьере, — ответил Казбек Матаев.

Между тем, нефтяные компании продолжают получать разрешение на работу на этих месторождениях. Об этом рассказал главный архитектор области Нурлан Боранбаев, к которому за согласованием не так давно обратились представители компании «Ада Ойл».

 

Регионы

станут ближе

Огромный объем работы будет проведен и на дорогах. Количество транзитных железнодорожных коридоров через территорию Казахстана увеличится с 6 до 12, автомобильных — с 6 до 10.

— Трансконтинентальные транспортные коридоры станут скоростными трассами. Они свяжут удаленные друг от друга западные и восточные, южные и северные регионы республики, — отметил Казбек Матаев.

Что касается нашей области, то реконструкция ожидает международный транспортный коридор «Шымкент — Кызылорда — Актобе — Уральск — Самара» на участке Актюбинской области и автодороги «Актобе — Мартук — граница Российской Федерации», которая входит в магистраль «Западная Европа — Западный Китай».

Директор областного департамента Комитета автомобильных дорог РК Баглан Баймагамбетов выразил свою обеспокоенность тем, что реконструкция дороги сообщением «Атырау — Актобе» отложена до 2030 года.

— Эта дорога, введенная в эксплуатацию еще в 1965 году, практически вышла из строя и по аварийности занимает одно из ведущих мест в республике. Средств на ее содержание не выделяется. В стратегическом планировании строительство дороги было намечено на 2014 год. А сейчас в вашем докладе я услышал, что сроки отодвинуты до 2030 года. Это очень серьезный вопрос. Я считаю, что необходимо предусмотреть продвижение его в ближайшие два года, — обратился с предложением Баймагамбетов.

— Это все планы. Сроки намечены до 2030 года. Когда будет проведена реконструкция этого участка — в 2014 или в 2020 году, пока неизвестно. Решение этого вопроса зависит от активности руководства вашей области, — ответил представитель проектного института, добавив, что также планируется строительство участка автомобильной дороги «Сагыз — Шалкар — Аральск».

 

Аэропорт

за черту города

Больше всего вопросов возникло у присутствующих по поводу международного аэропорта Актобе. В генеральной схеме предусмотрена его реконструкция.

— Аэропорт Актобе имеет международное значение и в будущем будет нести огромную нагрузку. Тем более, что в перспективе Актобе войдет в число городов-миллионников. Сейчас вопросы, связанные с безопасностью, возможным расширением аэропорта, его международной значимостью, необходимо ставить на правительственный уровень. Областному центру нужна современная воздушная гавань вне территории города. Генеральная схема предусматривает реконструкцию с разворотом взлетной полосы. Какая может быть реконструкция, если аэропорт находится в центре города, а шумовая полоса закрывает современную застройку на 60 процентов? Необходимо кардинально решать этот вопрос. Разворот — это половинчатое решение, — высказала свое мнение главный архитектор проекта по корректировке генерального плана г. Актобе Куралай Ибрагимова.

— Хоть это и половинчатое решение, но пока у нас нет возможности строить аэропорт в другом районе. Только ремонт. Все будет зависеть от возможностей экономики нашей страны, а в перспективе, конечно, мы постараемся решить этот вопрос, — пообещал Серик Нокин.

Также стало известно, что в Шалкаре и Бозое, возможно, появятся свои аэродромы.

Энергии

недостаточно

Актуальной для ряда регионов остается и недостаточная обеспеченность электроэнергией. Проектировщики предлагают решить эту проблему за счет использования ресурсов возобновляемых источников энергии, формирования единой системы энергоснабжения Казахстана с энергосистемами сопредельных государств.

— Актюбинская область относится к энергодефицитным. Недостаток покрывается за счет получения электроэнергии из Павлодарской области.

В рамках формирования Казахстанской интеллектуальной энергосистемы (КИЭС) предусматривается строительство ВЛ-500 кВ Атырау — Ульке, которое запланировано на 2021-2025 годы. В 2015-2020 годах планируется строительство ВЭС в с. Бадамша Каргалинского района мощностью 300 МВт, — продолжил Казбек Матаев.

 

Переходим

к «зеленой»

экономике

В генеральной схеме также разработаны проектные предложения по развитию особо охраняемых природных территорий в Казахстане на 2020-2030 годы.

Улучшить экологическое состояние территории страны, включая Актюбинскую область, проектировщики предлагают посредством перехода к «зеленой» экономике, сделав акцент на низкоуглеродное развитие, в первую очередь в индустриальном и энергетических секторах, рациональное природопользование, снижение загрязнения атмосферного воздуха, водных ресурсов, утилизацию промышленных и бытовых отходов, «исторических» загрязнений, сохранение биоразнообразия.

— В Актюбинской области на предприятиях будут внедряться мало- и безотходные технологии, использоваться эффективные системы очистки выбросов и сбросов. Кроме того, предполагается расширение сети стационарных постов с автоматическим круглосуточным наблюдением за качеством атмосферного воздуха, водных объектов, решение проблемы загрязнения реки Илек шестивалентным хромом и бором, строительство канализационных очистных сооружений в областном и районных центрах. Все это позволит улучшить экологическое состояние региона и стабилизировать объем эмиссий в окружающую среду, — обнадежил докладчик.

Также в ближайшие семь лет планируется расширение Иргиз-Тургайского государственного природного резервата. До 2030 года запланировано создание национального природного парка «Мугалжар», природного резервата «Большие Барсуки», регионального природного парка «Каргалинский» и еще сети природных заказников регионального и местного значения.

Асия НУРПЕИСОВА

Колонка "Взгляд"