Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Заявили о себе в КНР, следующий этап – Катар

Местная молочная компания поставляет продукцию в Поднебесную, имеет далеко идущие планы. О своем производстве и нюансах выхода на внешний рынок в интервью «АВ» рассказывает директор ТОО «Молочные истории – А» Асылгуль Ильясова.

«В приоритете должны быть перспективные для нас направления: глубокая переработка мяса, молока и зерна, развитие промышленного тепличного хозяйства. При этом нельзя забывать и о потенциале отечественных агропредприятий».
Глава государства Касым-Жомарт Токаев,
Послание народу Казахстана «Экономический курс Справедливого Казахстана».

Предприятие стало одним из победителей регионального конкурса-выставки «Лучший товар Казахстана». Номинация – «Лучший продовольственный товар». В этом году компания представит наш регион на республиканском этапе конкурса.

Немного о себе

– Расскажите вкратце о предприятии.
– Мы входим в группу компаний «Актеп». ТОО «Молочные истории» было создано в 2006 году. С того времени начали выпускать кисломолочный напиток «Тандем» в Алге. Наше предприятие претерпело ряд преобразований и в нынешнем виде существует с мая 2014 года как отдельная компания «Молочные истории – А». Занимаемся только переработкой молока. Политика наших учредителей – поддержка местных крестьянских хозяйств. Да, наша продукция недешевая, потому что качественная. Я считаю, да и многие, думаю, согласятся, что самые полезные продукты для человека – те, которые выращены на его земле.
– Линейка продукции?
– Выпускаем только «Тандем» в пол-литровых, литровых и полуторалитровых ПЭТ-бутылках. Есть возможность выпускать топ­леное молоко, но пока данное производство приостановлено в силу последних экономических событий. Резко выросли цены на пленку, этикетки. Бутылки закупали в Российской Федерации, но там ввели ограничения на вывоз некоторых видов продукции, в том числе и из полипропилена. ПЭТ-тару применять для данного вида продукции мы не можем, так как процесс производства предполагает на конечном этапе топ­ление при температуре 130 градусов бутилированного молока в автоклаве в течение 30 минут. К тому же себестоимость молока с учетом того, как мы его обрабатываем, тоже повысилась. Сама посещаю магазины и вижу, как наши люди покупают продукты. Как правило, низкая цена имеет большое значение. Народ пытается экономить. Мы же не можем позволить себе удешевление продукции за счет каких-то добавок и снижения качества.
– У нас есть крупная местная молочная компания, и в их линейке имеется подобная продукция.
– Да, это компания с большой линейкой продукции. Но у них имеется своя молочная ферма. Полный цикл – от получения сырья от своих коров до готовой продукции. Кроме того, эта компания получает субсидии за производство определенных продуктов. Мы же выпускаем только «Тандем», на который субсидии не предусмотрены. Так что рассчитываем лишь на собственные возможности. Думаю, когда бизнес изначально планируется, не делается ставка на то, что кто-то будет помогать.
– Сколько человек работает на предприятии и какая производственная мощность?
– Сейчас в штате 67 сотрудников. Выпускаем в год 12 165 тонн «Тандема». Но вместе с топленым молоком можем производить 24 тысячи тонн продукции в год. Это реальная цифра.
– Куда поставляете продукцию?
– На сегодня работаем со всеми регионами Казахстана плюс с Китайской Народной Республикой.
– Где берете сырье?
– Работаем на постоянной основе с девятью крестьянскими хозяйствами. В теплое время года свежее натуральное коровье молоко от КХ поступает к нам без проблем в необходимых объемах. Его с мая по август этого года закуплено более чем на 71 миллион тенге. В зимнее время пользуемся услугами одного поставщика сухого молока. Это продукция из России и Беларуси: сухое цельное и сухое обезжиренное молоко. Могли бы покупать напрямую от производителя, но есть нюансы, например, в белорусском законодательстве – связанные с НДС. Нам некогда ждать возврата данных сумм, возиться с этим, поэтому пользуемся услугами посредника.

Выход на внешний рынок

– Работать со странами ЕАЭС и другими не всегда так просто?
– Да, есть нюансы, свои плюсы и минусы. Например, с Китаем. Мне пришлось почти два года доказывать, что имею право работать с этой страной и поставлять продукцию. Мы говорим китайской стороне, что не имеем права выходить за рамки Техрегламента ЕАЭС. Они нам отвечают, дескать, вы входите в ВТО, будьте добры следовать требованиям Всемирной торговой организации, чтобы работать по всему миру. Но хочу сказать: если ты как производитель соответствуешь требованиям китайского законодательства, то никаких рычагов противодействия в отношении тебя нет.
– Как вы вообще попали на китайский рынок?
– Китайцы приехали в Алматы и где-то купили «Тандем». Привезли в свою страну и сдали его в карантинную лабораторию. Напиток прошел испытания. Состав его и свойства соответствовали указанному на этикетке. Нашу компанию автоматически заносят в список Главного таможенного управления с подтверждением, что производитель может стать импортером КНР. Нам присвоили реестровый номер и попросили предоставить необходимые документы. Мы получили пароль и, заходя с помощью этого номера на сайт Главного таможенного управления КНР CIFER, прикрепили там информацию о своей продукции. И теперь все, что производишь, можно внести туда. Но потом придется дополнительно еще раз свой товар сдать в лабораторию. То есть сначала сертифицируется та или иная продукция, а потом предприятие в целом. Китайцам по большому счету абсолютно неинтересно, как мы варимся в ЕАЭС. Им важно, что мы из себя представляем и где находимся, как работаем в мире.
Почему-то у них сложилось впечатление, что мы сидим где-то в лачугах, что-то разливаем вручную, и они очень удивились, когда увидели наш завод с автоматизированными линиями.
– Насколько я знаю из рассказов предпринимателей, зайти на китайский рынок не всегда бывает так просто.
Что вам дало это?
– Признание такой страной, как Китай, придало нам уверенности и сил, потому что мы действительно убедились в отличном качестве нашей продукции, осознали это. На казахстанском рынке, к сожалению, очень много фальсификатов и некачественной продукции. По информации нашего Комитета санитарно-эпидемиологического контроля, запрещена продажа продукции пяти производителей из стран СНГ на территории Казахстана из-за полного несоответствия содержимого тому, что указано на этикетке. Мы же на добровольной основе встали на производственный контроль Комитета СЭК. У нас на проверку ежемесячно отбирают продукцию. Компания осуществляет поставки по всей республике, поэтому репутация как производителя не должна пострадать. Хочется, конечно, чтобы наши потребители внимательно читали информацию на упаковке или этикетке. Не боялись отстаивать свои права, обращаясь с просьбой проверить тот или иной продукт. Мы столкнулись с недобросовестной конкуренцией. Кто-то выпустил на рынок подделку нашей продукции на юге Казахстана. Репутацию спасло то, что на фальсифицированном продукте этикетка несколько отличалась от оригинала. И мы предупредили потребителей. К сожалению, никого не нашли и не наказали за подделку.

Наращивать экспорт

– Насколько серьезный контроль качества на производстве?
– Сертификаты наша компания получает в палате предпринимателей «Атамекен». Предсертификацию проходим в Национальном центре экспертизы. Производственный контроль, как я говорила, производит Комитет СЭК. Сертификат ISO по пищевой безопасности подтверждаем в казахстанском представительстве швейцарской компании SGS. Используем всемирно признанные нормы пищевой безопасности * HACCP (ХАССП), где проверяется и сертифицируется весь цикл от сырья до готовой продукции.
– Какие у компании планы на будущее?
– Политика нашей компании – в первую очередь обеспечить продукцией отечественный рынок. Но выходим уже и на мировой уровень. Работаем с КНР. Хотим нарастить объем экспорта в эту страну. Сейчас там происходят некоторые изменения в законодательном плане, ждем согласования. Китай – это очень большой рынок, я бы сказала, он бездонный. Качество казахстанской молочной продукции ничем не хуже мирового.
Если мои поездки в Катар увенчаются успехом и арабы будут покупать нашу продукцию, то хочу, чтобы они понимали: это не просто товар из Казахстана, а один из лучших. Сейчас должны состояться межправительственные переговоры, где будут подписаны определенные протоколы. Правительство Казахстана видит, что умеем делать.
Мы должны исполнять поручение Президента о наращивании экспорта готовой продукции с максимально высокой добавленной стоимостью.

P.S.
Асылгуль Ильясова выражает благодарность государственным органам за помощь в организации экспортных поставок в КНР: МИД РК в лице Посольства Республики Казахстан в Китайской Народной Республике, Министерству сельского хозяйства РК в лице Комитета ветеринарного контроля и надзора, а также РПП «Атамекен».

Владимир БУРЬЯНОВ

Фото автора


* ХАССП ( англ. НАССР – Hazard Analysis and Critical Control Points) – анализ рисков и критические контрольные точки) – концепция, предусматривающая систематическую идентификацию, оценку и управление опасными факторами, существенно влияющими на безопасность продукции.


 

Колонка "Взгляд"