«Көрісу айты» – так называется предвестник Наурыза, 14 марта.
В этот день младшие навещают старших, чтобы пожелать им здоровья и благополучия.
А люди, находившиеся в ссоре, мирятся.
Но этот национальный обычай сохранился только в Западном Казахстане.
Об этом «АВ» рассказал доктор исторических наук Рахым Бекназаров, работающий сейчас в Актюбинском государственном педагогическом институте.
— 14 марта отмечается как конец зимы и начало весны. Поэтому люди, крепко обнимаясь, поздравляют друг друга с тем, что без потерь пережили суровое время года. Казахи говорят: «Четырнадцатое – начало нового». В старом летоисчислении новый месяц начинался 14 числа по нынешнему календарю. В свое время административными рычагами он был сдвинут, но народная традиция осталась. Так что у казахов Новый год наступает 1 марта. Кочевники, по большей части тюркское население, именно в этот день праздновали день весны, — объясняет Рахым Агибаевич.
Вторая точка зрения связана с народным календарем. Этнограф склоняется к мысли, что этот обычай появился еще до тюркского периода.
— Дело в том, что зима для кочевника – сложный, кризисный период. Он не знал, переживет ли его семья и скот. А ведь были случаи, когда из-за суровых условий целые поселения оставались без населения, а скот погибал. В случае благополучного исхода кочевник выходил и здоровался с родными, — продолжает ученый, добавив, что в этот день люди обнимаются, но не целуются. У казахов не было принято целоваться. Достаточно поздороваться, похлопать друг друга по спине.
— В кочевой среде контакта между людьми, как правило, не было. Очень редко здоровались двумя руками. Это с приходом ислама появились рукопожатия. К примеру, монгольские казахи до сих пор здороваются, не пожимая друг другу рук, — заключает доктор исторических наук.
Сәлем беру
«Сәлем беру», «сәлем ету» — приветствовать, приветствие. По национальной традиции путник с дальней дороги или житель аула специально приходил к аксакалам или уважаемым людям для приветствия. Относительно мужчин говорится «сәлем берді». Есть несколько видов приветствий:
— путник, прибывший издалека, или аулчанин специально идут поздороваться (по возвращении) с аксакалами, уважаемыми людьми аула;
— в знак уважения к свекру (ата), свекрови (ене) и другим родственникам мужа невестка, согнув колени, делает «сәлем» (сәлем ету). «Сәлем ету» невестки — приличие, знак почета и уважения к родителям мужа;
— есть такое народное поверье: при шейном остеохондрозе, когда человек не может повернуть голову, больной, чтобы исцелиться, должен сделать салем (легкий поклон головы) за спиной высокочтимого человека. Такой вид «сәлем ету» всегда сопровождается веселым смехом, острыми шутками.
Казык майлау
«Казык майлау»- буквально смазывание колышка. Весной после удачного окота, когда скот выпускают на подножный корм, кобылиц привязывают для доения к привязи. В этот момент хозяева подходят к месту дойки с пожеланиями, чтобы народ был сытый, чтобы было изобилие молочных продуктов и приумножался скот, обмазывают привязные подуздки, колышки и привязь маслом и обливают молоком, айраном и т.д. Этот ритуал для лошадей называется «биебау», а для другой живности — «казык майлау». При этом аксакалы дают благословение.
Бата
«Бата» (словесное благословение) — ценное духовное пожелание. Это особый вид поэтического творчества, когда произносящий испрашивает присутствующим милости от Всевышнего. Благословение произносят обыкновенно старшие по возрасту аксакалы. Виды «бата» разнообразны:
— благословение перед дальней дорогой, перед большими испытаниями;
— «дастархан бата» — проявление благодарности за угощение, за госте-приимство;
— «алғыс бата» дается за благотворительность, за доброту. Бата как метод воспитания служит во имя доброты, милосердия, гуманности. Для него специально слагали стихи, песни. Слова назидания говорят, держа раскрытыми ладони, а затем проводят ими по лицу. Бата всегда дают уважаемые, почтенные аксакалы;
— «жаңа айдың батасы» — благословение новому месяцу. Это знак преклонения перед природой. Наши предки могли по расположению звезд, луны предугадать погоду.
Асия Нурпеисова