Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

«Зебре» не место на остановке

В Актобе изучат все маршруты и пересчитают пассажиров

В эти дни начинается объемная работа по оптимизации маршрутной сети городского пассажирского транспорта. Объемная настолько, что продлится она девять месяцев, а уж когда теоретические выводы изменят сложившуюся ситуацию на практике, наверное, не знает никто. Предварительная встреча с заместителем директора Алматинского научно-исследовательского института транспорта и коммуникаций Байболатом Баймаханбетом убедила в том, что требуются кардинальные изменения. Да, у пассажиров множество претензий к перевозчикам, но еще больше их у профессионалов, которые подходят к организации услуги с кипой правил и стандартов.

Актобе стремительно разрастается, появляются новые микрорайоны, старые кварталы не выдерживают транспортного потока, все это обостряет извечную проблему движения маршрутных автобусов. Иной раз они не вмещаются на остановке, мешают друг другу, а им — случайные такси. Нервозность царит и в салонах. Отсюда львиная доля замечаний и предложений, поступающих в ходе отчетных встреч акимов города и области с населением. Грамотно решить задачу предложили Алматинскому научно-исследовательскому институту транспорта и коммуникаций, в штате которого доктора и кандидаты технических наук, а также опытные практики.

До Актобе специалисты института оптимизировали маршрутную сеть Астаны, Алматы, Талдыкоргана и Тараза.

— Наша работа состоит из нескольких этапов. Сначала изучим состояние перевозчиков, их производственную базу, кадры. Затем отработаем маршрутные сети, — делится планами Байболат Баймаханбет.

В областном центре действуют 49 маршрутов, девять из них дачных и семь пригородных. С помощью GPS-установки будет отработан каждый. Отдельно изучат состояние остановок. В идеале они должны иметь крышу и быть огорожены с трех сторон. Обязательно наличие скамеек и урн, как и графиков движения маршрутов с указанием интервалов движения автобусов, информации о начале и конце их рабочего дня. Пешеходные переходы не должны примыкать к остановкам. Это создает аварийную ситуацию. По Правилам дорожного движения знак, указывающий на остановку, должен находиться за пятнадцать метров от нее. И на этом протяжении не должен останавливаться ни один другой вид транспорта. Пешеходные «зебры» должны быть четкими, различимыми и днем, и ночью, но на практике они стираются, не успев подсохнуть.

— Я третий раз приезжаю в Актобе. И вижу, что на многих остановках никаких условий. К примеру, возле мечети «Нурдаулет» пешеходный переход находится непосредственно на остановке, этого не должно быть, — делает акцент замдиректора института.

— Я заходил в автобусы. В салонах должна быть информация, какому автопарку они принадлежат, телефоны руководства, диспетчерской, чтобы в случае недоразумения знать куда обратиться. Обязательны схема маршрута и график работы, — продолжает просвещать собеседник, — экипаж автобуса должен быть в форменной одежде. С другой стороны, и для него должны быть созданы все надлежащие условия для работы и отдыха.

Гость напомнил о трагедии, произошедшей в прошлом году, когда в Актобе из автобуса вытолкнули пассажира, у которого не оказалось при себе сорока пяти тенге. Человек ударился головой о бордюр и вскоре скончался. Это говорит о том, что тема культуры обслуживания для двух актюбинских автопарков не теряет своей актуальности.

Исследование обойдется городской казне в тридцать миллионов тенге. Значительная часть этой суммы пойдет на оплату труда счетчиков. Их наймут через местный отдел координации занятости и социальных программ. Им предстоит вести учет всех вошедших и вышедших из салонов пассажиров на каждой остановке. Специальная компьютерная программа затем установит величину пассажирообмена и пиковые часы нагрузки. Эти данные необходимы и для определения стоимости проездного билета, и определения сумм, выделяемых для льготников.

— В конце года мы дадим полный анализ существующего положения по всем компонентам. Также подготовим научно обоснованные рекомендации, рассчитанные на краткосрочную и долгосрочную перспективу развития города. Возможно, где-то придется построить развязку, мост или же железнодорожный переезд.

— Ваши рекомендации будут обязательны для исполнения? — не удерживаюсь от вопроса.

— В прошлом году была утверждена Концепция развития транспорта РК. В нынешнем году внесены изменения в Правила перевозки пассажиров. Мы, в первую очередь, работаем с этими документами, а соблюдение их требований обязательно. К примеру, в Алматы по нашей рекомендации все маршруты были интегрированы со станциями метро и вокзалами. Мы также рассчитываем на поддержку населения. Подготовили специальную анкету. Все поступившие предложения и замечания будут изучены и учтены.

По итогам встречи и у корреспондента возникло предложение. Замечено: автоперевозчик в последние годы взял на себя функции идеолога. В некоторых автобусах вывешены плакаты, не всегда корректного содержания. К примеру, слова Джавахарлала Неру о колониальной зависимости. Не знаю, какая цель тем самым преследуется, но, думаю, для независимого Казахстана это неактуально уж два десятка лет точно. Предлагаю красочные цитаты заменить текстами о том, что водителю за рулем запрещено говорить по сотовому телефону, курить, превышать скорость, обгонять конкурента и т.д.

 

Анкета

1. Устраивает ли вас в работе общественного транспорта:

— регулярность движения;

— состояние автобусов;

— качество обслуживания;

— маршрутная сеть.

2. Ваши предложения

Свои предложения горожане могут направлять до 15 мая 2014 г. в ТОО «Хабар-Сервис» по электронной почте: habar-service@mail.ru или позвонить по тел.: 568-068.

Жанат СИСЕКЕНОВА

Колонка "Взгляд"