Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Земля и люди

Двадцать лет назад в области началась
земельная реформа

В связи с достижением пенсионного возраста ушел на заслуженный отдых начальник областного управления земельных отношений Малик Жекеев, возглавлявший эту структуру без малого два десятка лет. Он стоял у истоков землеустроительной службы области.
Малик Жекеев из плеяды руководителей советской закалки, прошедший все ступени карьерного роста. Агроном по профессии, в двадцать четыре года он возглавил Кобдинскую районную комсомольскую организацию. Затем, после окончания высшей партийной школы, работал председателем районного комитета народного контроля, вторым секретарем райкома партии.
В 1985-м он избирается председателем Шалкарского райисполкома, а в первый год независимости Казахстана назначается начальником областного управления сельского хозяйства. Сегодня он рассказывает о становлении в области землеустроительной службы, о том, какие проблемы стояли перед ней в первые годы независимого Казахстана.

— Формирование многоукладной экономики в аграрном секторе стало осуществляться, по сути, после принятия Закона «О земельной реформе», который закрепил основные принципы земельных отношений в республике. Он четко регулировал вопросы изъятия и перераспределения земель при переходе к новым формам собственности. Однако проведение реформы требовало огромной организаторской работы.
Предстояло создать специальный земельный фонд, установить границы населенных пунктов, переоформить не менее 100 тысяч госактов на уже имеющиеся земли граждан. Трудность  заключалась в том, что в законодательных актах было закреплено: земля, леса, вода, недра, животный мир являлись исключительной собственностью Казахской ССР. Надо было в корне перестроить землеустроительную службу и вывести ее из ведомственного подчинения Минсельхозпрода.
В такой сложной обстановке и появилась в 1992 году землеустроительная служба области, возглавить которую поручили мне. Основу нового коллектива составили три специалиста, перешедшие из землеустроительного отдела облсельхозуправления.
С баланса облсельхозуправления нам передали старенькую «Волгу», пишущую машинку «Ятрань», подержанную мебель и сейфы. Но главная трудность заключалась в отсутствии кадров землеустроителей. В районном звене их практически не было. Там каждый второй работник был неспециалистом. В Байганинском районе, к примеру, земельный комитет возглавлял зоотехник по профессии Жарас Раушанов, в Мугалжарском – учитель биологии Тугельбай Жапаров. Кстати, и тот, и другой освоили новую профессию и добросовестно исполняли свое дело.
Слабой была техническая оснащенность. Первый государственный акт на право пожизненного наследуемого владения земельным участком был изготовлен от руки. А такие акты надо было вручать тысячами! Это обстоятельство вынудило нас создать малое предприятие «Актобе-жер», которое успешно возглавлял Орынбасар Мусин.
Впервые землеустроительные работы выполнялись на конкурентной основе. Малое предприятие проводило работу качественнее, дешевле и в результате имело прибыль, которую вкладывало в развитие собственной материальной базы. Орынбасар Мусин в сложный период перестройки вывел предприятие в число передовых. В эти годы в областной, городской и районных структурах сформировался замечательный профессиональный  коллектив единомышленников.
— Как же конкретно решался земельный вопрос?
— Вопрос о земле всегда был актуальным в обществе. Благодаря законам «О крестьянском хозяйстве», «О земельной реформе», Указу Президента Казахстана «О земле», другим нормативным актам были созданы правовые условия для формирования рынка земли, права землепользования, равноправного функционирования различных форм хозяйствования. Это позволило решить две главные политические задачи – ликвидировать монополию государственной собственности на землю и сделать землепользование платным.
Сегодня в собственность граждан и негосударственных лиц передано около 30 миллионов гектаров земли. На ней работают более 160 тысяч собственников земли, из них более четырех тысяч сельхозформирований и других негосударственных хозяйствующих субъектов, на долю которых приходится более 98 процентов земель сельскохозяйственного назначения. Появились реальные собственники земли. Большое значение в формировании землепользователей сыграла статья 170 Земельного кодекса. Она позволила переоформить право пользования землей сельскохозяйственных угодий с передачей их в уставные фонды и перерегистрацией учредительных документов.
Это был один из концептуальных вопросов, от которого зависела дальнейшая судьба земельных отношений на селе. Дело в том, что часть обладателей условных земельных долей распоряжались землями сельскохозяйственного назначения как своей собственностью. И когда встал вопрос о расторжении договоров вторичного землепользования, они восприняли его как принудительное изъятие земель.
Нам пришлось проводить большую разъяснительную работу о необходимости расторжения субаренды и передачи права пользования землей в уставные фонды хозяйствующих субъектов. Стали создаваться крестьянские хозяйства по форме личного и семейного предпринимательства, а также простые товарищества на основе прав землепользования. Было использовано право землепользования для покупки акций акционерных обществ, а также право передачи земли в уставные фонды ТОО и в качестве взноса в потребительские  кооперации. Так появились такие крупные агроформирования как АО «Родники», ТОО «Степное», «Бестау», «Токмансай», «Хазрет», «Комсомол» и другие.
Введение частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения, которое стало стержнем земельного законодательства, было воспринято обществом с пониманием, хотя прогнозы некоторых политиков были мрачными. Большую роль в этом сыграло четкое определение в законодательных актах субъектов права частной собственности на земли сельхозназначения, а также механизмов их приобретения.
Для реализации земельного законодательства особо сложными были 1995-1998 годы: ежегодно сокращались бюджетные средства и условия финансирования, которые вынуждали нас приостановить мониторинг земель, обновление почвенно-картографического материала, оформление земельных участков и правоустанавливающих документов крестьянским хозяйствам и представителям малого бизнеса. Нам все больше приходилось обращаться в местные исполнительные органы с просьбой выделить необходимые средства на проведение работ, связанных с реформированием сельскохозяйственных предприятий. И, надо сказать, находили понимание и поддержку в лице  тогдашнего акима области Аслана Мусина.
— А каково положение сегодня? Есть ли среди пользователей земли недовольства, споры?
— Без ложной скромности скажу, что наша служба сумела исключить всякого рода недовольства, сработав высокопрофессионально. Сегодня во всех районах области действуют кадастровые центры, в электронном архиве  которых имеется система сведений о природном  и хозяйственном положении земель, местоположении, размерах и границах земельных участков, стоимостной оценке.
В электронную базу данных вводятся данные по земельному кадастру в разрезе каждого собственника земли по всем районам области. В результате разработанных и осуществленных мер по всем основным направлениям земельной реформы нам удалось создать необходимые условия для свободного выбора форм хозяйствования на земле и обеспечения гарантии прав собственности и правопользования на землю. Особенно радует, что мы сумели укрепить все звенья службы кадрами специалистов. На базе Актюбинского аграрного колледжа по нашему предложению было открыто отделение «землеустройство». В этом вопросе большую поддержку оказал работавший в то время  акимом области Елеусин Сагиндиков.
После окончания земельной реформы были созданы управление и отделы по земельным отношениям, с 2005 года начала свою деятельность региональная земельная инспекция по Актюбинской и Западно-Казахстанской областям. Наше управление земельных отношений занимается вопросами подготовки проектов предложений и решений по использованию недр, прокладки магистральных  трубопроводов, строительства объектов переработки нефти и газа, выделения и изъятия земельных участков для создания особо охраняемых природных зон и другими вопросами.
— Большую работу ваша служба и лично вы провели во время делимитации государственных границ между Казахстаном, Российской Федерацией и Республикой Узбекистан. Как складывалась эта работа?
— Мне, как и другим членам правительственной комиссии, не раз приходилось отстаивать интересы казахстанской стороны. Российская сторона к делимитации границы была подготовлена основательно, имея обновленные картографические и другие материалы. Естественно, она, хоть и в тактичной форме, пыталась диктовать свои условия. Однако по принципиальным вопросам были подписаны протоколы, которые  высоко оценили в Министерстве иностранных дел Казахстана. Главы государств на их основе подписали договор, который был ратифицирован парламентами.
В Кобдинском, Мартукском, Каргалинском, Хромтауском и Айтекебийском районах было открыто 10 пунктов для упрощенного  перехода граждан через границу. Областной акимат создал в этих пунктах все условия для обслуживания населения и пограничников. Эти мероприятия стали благоприятным шагом к дальнейшему улучшению добрососедских отношений двух государств.
Вел беседу
Муапих БАРАНКУЛОВ

Колонка "Взгляд"