Именно так можно сказать о прошлой и сегодняшней профессиях известного актюбинца Ануара Бекмухамбетова. Его трудовая деятельность начиналась с сельского хозяйства, переросла в партийную работу, госслужбу и привела к должности заместителя начальника службы авиационной безопасности АО «Международный аэропорт Актобе».
Ануара Кереевича знают многие. И не только в Актобе. Бывший первый секретарь Уилского райкома партии, замначальника областного управления сельского хозяйства, депутат районного, областного, Верховного Советов КазССР, член ЦК Компартии Казахстана, награжден орденами «Знак Почета», Трудового Красного Знамени, «Парасат», и это далеко не весь список регалий и наград нашего земляка. Мы помним о заслугах его супруги Шарбану Бекмухамбетовой, именем которой названа Уилская школа. Мы знаем о том, что сын Айбол Бекмухамбетов — опора и гордость отца — является президентом АО «Международный аэропорт Алматы».
А что мы знаем о нынешней профессии аксакала, который в свои почти 80 лет продолжает вести летопись трудовой биографии? Много ли знаем о службе авиационной безопасности и задумываемся ли о ней вообще, уютно устраиваясь в кресло самолета?
— САБ — так сокращенно мы называем службу — одна из важнейших структур в аэропорту. Она предполагает разные аспекты, у нас в штате трудятся более 80 человек, это и инспекторы, и агенты по досмотру, видеонаблюдению, и непосредственно охрана. САБ несет ответственность за организацию работ по приему, хранению и подготовке, контролю качества и обеспечению всех типов воздушных судов горюче-смазочными материалами и спецжидкостями. Наша задача — не допустить незаконного вмешательства со стороны в деятельность компании, — вводит в курс дела Ануар Кереевич.
А такие факты были. К примеру, самый нашумевший случай с афганскими террористами в 1997 году. Это ЧП стало испытанием на прочность молодого тогда руководителя Актюбинского аэропорта Айбола Бекмухамбетова — сына нашего героя.
— В выходной день, когда я был дома, раздался телефонный звонок, — вспоминает Ануар агай. — В нашем аэропорту совершил вынужденную посадку «Боинг-727» афганской авиакомпании. Самолет с пассажирами захватили террористы, они выставили требования: за полчаса обеспечить их топливом, провизией, водой. Переговоры вел Айбол, он один на один вышел к вооруженным людям. А в аэропорту телефоны разрывались от звонков из спецслужб Алматы, Москвы. Все были на взводе, стремились не допустить человеческих жертв.
К счастью, все обошлось, позже Айбол Ануарович был награжден орденом «Құрмет». Слава Богу, в наше время таких эксцессов нет. Но бывают испытания другого характера.
— Осенью 2008 года в Актобе, как вы помните, проходил саммит приграничных регионов Казахстана и России с участием двух президентов. Можете себе представить: за один день наш аэропорт принял 68 самолетов! В том числе три «ИЛа-76» тогдашнего Президента России Дмитрия Медведева. В обычные дни у нас обслуживаются всего 6-8 рейсов. Три дня мы не знали ни сна ни отдыха. Размещение летчиков, подготовка самолетов, заправка — все это легло на плечи сотрудников нашей службы. Поскольку меня назначили ответственным, я первым делом предупредил командиров экипажей: «Сначала мы заправим ваши самолеты, потом пойдете отдыхать». Время было часов шесть вечера, наши гости предлагали отложить заправку на утро. Честно говоря, у меня даже сил не было разговаривать с ними, настолько я устал. Просто подошел к одному летчику, к другому, говорю: «Иди, заправляйся». У нас было всего пять бензозаправщиков на 68 самолетов. Утром мы могли не успеть всех обслужить, а вдруг бы какая-то машина поломалась. Что тогда? До десяти вечера мы провозились, но зато назавтра, сразу после заседания, все 68 самолетов поднялись в воздух без задержки.
Служба, в которую вкладывает весь свой профессионализм Ануар Бекмухамбетов, и опасна, и трудна. И, конечно, нам, дилетантам, не видна. Но, поднимаясь по трапу самолета, отправляясь в путешествие или командировку, помните: почти 90 человек в аэропорту заботятся о вашей жизни, здоровье и безопасности.
Гульсым НАЗАРБАЕВА