Собственное мнение
Всю свою жизнь мы ходим по земле. И кормит нас тоже земля. Наши мудрые предки называли ее «Жер-ана» («Земля-матушка»). Горсть родной земли брали в дальнюю дорогу и была она оберегом на чужбине. А плюнуть на землю считалось тяжким грехом. Многовековая народная мудрость тюрков и славян прославляла землю-кормилицу и человека, работающего на ней.
Времена меняются. И, к сожалению, не лучшим образом. На телевидении главный герой нынче не крестьянин-кормилец, а глянцевые барышни и прочая «звездная пыль», взявшие в привычку на всех каналах жарить-парить из того, что тяжким трудом выращено хлеборобом, животноводом и другими тружениками села. Смаковать, кто быстрее приготовит салат или яичницу, разумеется, легче, чем отправившись в сельскую глубинку, поинтересоваться, скажем, через какие Сциллы и Харибды надо пройти крестьянину, чтобы получить банковский кредит на приобретение семян или новой техники. И растет наше городское молодое поколение как те два генерала из сказки Салтыкова-Щедрина, удивляясь тому, что человеческая пища в первоначальном виде растет, плавает и бегает.
А ведь могущество государства зависит от силы продовольственной, понимания святости хлеба и молока всеми и каждым. Если населению есть что каждый день есть, значит, найдутся средства и для развития культуры, образования, науки и техники. Если на столе имеется здоровая пища, полноценная и своя, будет здоровым и народ. А это уже вопрос национальной и стратегической безопасности. А он прямо зависит от состояния нашего сельского хозяйства.
Если государство рассчитывает быть сильным, оно непременно должно заботиться о главной части своего населения — крестьянстве. Так было всегда, так должно быть.
Развал Союза и переход к рыночной экономике тяжелее всего сказался на сельском хозяйстве: колхозы и совхозы рухнули. В отличие от нефти зерно — возобновляемый ресурс. И когда в печати выступают профессор Валентин Двуреченский, академик Мехлис Сулейменов и другие казахстанские ученые и практики, рассказывая о том, откуда и как хлеб растет, душа радуется.
Ключевой проблемой во всем мире в традиционном земледелии является постоянное падение плодородия почвы, прежде всего — потеря органического вещества. Мы помним, как пострадали целинные поля многих областей, особенно Павлодарской области. Главный агроном Костанайщины, директор Северо-Западного центра АО «Казагроинновация» Валентин Двуреченский в «Казахстанской правде» по итогам 2007 года писал: «Мы не только остановили деградацию почвы, но и ежегодно на каждом гектаре увеличиваем поступление органического вещества до 700-800 кг/га. Кроме того, перед посевом накапливается дополнительно до 100 миллиметров влаги, а в парах и больше, за счет чего стабилизировалась и растет урожайность».
Ныне популярна нулевая обработка почвы. Принцип прост. Только прорезается щель, в которую надо положить семена.
Новые подходы к земледелию решительно пробивают себе дорогу в сторону ресурсосберегающей технологии. Один из основных законов земледелия — «закон возврата». Он гласит, что для поддержания плодородия почвы необходимо внести в землю растительных остатков не меньше, чем их было собрано.
Благодаря нашим аграриям мы, казахстанцы, едим самый экологически чистый хлеб. Радует и то, что вокруг больших городов строятся теплицы, животноводческие комплексы. Значит, импортозамещение тоже набирает темпы.
«Один с сошкой, семеро с ложкой», говорили наши предки, подчеркивая приоритет кормильца, добывающего хлеб для страны. У сегодняшнего кормильца нашего не семь, а вдвое, трое больше того прихлебателей. И дай Бог, чтобы у тебя, кормилец, был нынче большой хлеб, а заработанное в полном объеме попадало в твой собственный карман без посредников. Что интересно, люди, отрезвев от «рыночного рая», все более мечтают о государственном присутствии в экономике.
Екатерина ТЮЛЕПБЕРГЕНОВА