За полтора года (январь 2019 — июнь 2020) из Кыргызстана в Казахстан и Россию проследовало 79 163 автотранспортных средства.
По результатам мониторинга процесса перемещения товаров через государственную границу Комитетом государственных доходов выявлено следующее.
По экспортному контролю:
— 389 попыток вывоза товаров, включенных в Перечень изъятия (наложено административных штрафов на сумму 133 млн тенге);
— 2 302 попытки вывоза товаров, на которые установлены запреты и ограничения (нефтепродукты, медицинские маски, медицинские перчатки, лом цветного и черного металла, лесоматериалы, картофель, мука и т.д.);
— 181 факт несоблюдения норм экспортного контроля (химикаты, взрывчатые вещества, рентгенаппараты. Также имели место попытки незаконного вывоза природного урана — возбуждено уголовное дело, патроны для оружия военного образца — без разрешения на транзит продукции уполномоченного органа РК в области экспортного контроля).
По ввозимым товарам:
— 2,6 тысячи фактов оформления товаросопроводительных документов на фиктивных получателей (не причастных к импорту и банкротов);
— 6 тысяч фактов лже-транзита — это 20% от всего потока товаров из КР, заявленного в качестве транзита (со стороны РФ выявлено 7,7 тысячи фактов).
Мониторинг обеспечил 2,6 тысячи дополнительных налоговых отчетов по НДС на сумму 2,1 млрд тенге.
Особое внимание уделяется соответствию товаров сведениям, указанным в товарно-транспортных накладных. Из 1 547 тематических налоговых проверок автомашин, следовавших из Кыргызстана, в 1 505 случаях выявлены нарушения (98%).
Подавляющее большинство нарушений – несовпадение ввозимых из Кыргызстана товаров с наименованиями, указанными в товарно-транспортных накладных. Кроме того, цены товаров производства КНР, указанные в товарно-транспортных накладных, значительно ниже цен на аналогичные товары в нашей стране. В отдельных случаях — до 400 раз. Это влечет к недопоступлению НДС в бюджет РК и стран-партнеров.
Например, ОсОО «Алекс Транс» в 2019 году заявил транзит в Россию. В транспортном документе для международных перевозок указал стоимость товаров народного потребления в объеме 19,8 тонны на 2,2 млн сом. В сравнении с индикаторами таможенной стоимости Казахстана цены на женские джинсы ниже в 400 раз (0,04$ к 16$), на футболки — в 150 раз (0,08$ к 12$), на дубленки — в 400 раз (0,1$ к 40$), на мужские джинсы — в 15 раз (1,1$ к 17$), на женскую и мужскую обувь — в 80 раз (0,2$ к 16$).
Более того, этот же предприниматель 51 раз допустил лже-транзит. То есть товары остались на территории Казахстана, и по ним не уплачены налоги. Ущерб только от этого участника внешнеэкономической деятельности оценивается в 700 млн тенге, или 1,7 млн долларов США.
Что касается общих цифр, то данные экспорта КР и импорта РК существенно разнятся: цифры Кыргызстана ниже в 10 раз. По их информации, экспорт в РК за 9 месяцев 2019 года составил 18 млрд тенге, а по нашей — 186 млрд тенге. С учетом фактов занижения стоимости и лже-транзита расхождения будут еще больше.
К тому же объем китайских товаров, ввозимых из Кыргызстана в Казахстан и Россию, в 2 раза превышает объем официального импорта в КР из КНР. В прошлом году в Кыргызстан из Китая импортировано 75 тысяч тонн товаров, а экспортировано (в РК и проследовало в РФ) — 149 тысяч тонн.
Такая ситуация во взаимной торговле наносит урон бюджету РК и ставит в неравные конкурентные условия казахстанский бизнес.
Тогда как в соответствии со статьей 3 Договора о ЕАЭС основными принципами функционирования ЕАЭС являются обеспечение взаимовыгодного сотрудничества, равноправия и учета национальных интересов сторон, а также соблюдение принципов рыночной экономики и добросовестной конкуренции.
В течение 2019-2020 гг. были неоднократные встречи на разных уровнях, где обсуждалась необходимость взаимодействия в вопросах снижения теневого оборота товаров.
Для пресечения теневых оборотов импорта и лже-транзита важно взаимодействие компетентных органов. Казахстанские фискальные органы проводят онлайн-обмен предварительной информацией из экспортных деклараций с Республикой Узбекистан, с этого года также с КНР. Проводится работа и с другими странами.
Предложения по взаимодействию направлялись и в адрес кыргызской стороны. Однако наши запросы в решении проблемы остаются без ответа.
В целом же поступления НДС из стран ЕАЭС за прошлый год увеличились в 1,2 раза, или на 122 млрд тенге.
Департамент государственных доходов по Актюбинской области