Министерство торговли и интеграции РК презентовало проект Закона «О защите прав потребителей» и сопутствующего законопроекта.
О необходимости разработки проекта и его целях рассуждает руководитель департамента торговли и защиты прав потребителей по Актюбинской области Жумамурат АЛДАШЕВ.
— На что направлен данный законопроект?
— Разработанный Правительством законопроект «О защите прав потребителей» и сопутствующий к нему законопроект в первую очередь направлены на повышение ответственности бизнеса и эффективную защиту потребительских прав.
Необходимость разработки вытекает из поручений Главы государства по обеспечению равенства возможностей и справедливости для всех, а также ростом жалоб на нарушения законных прав и интересов потребителей.
— С чем связан рост числа жалоб?
— В 2020 году в Министерство торговли и интеграции поступила 21 тысяча обращений, в 2022-м их количество возросло до 30,2 тысячи. За 9 месяцев текущего года количество обращений превысило годовой показатель прошлого года и составило порядка 33 тысяч.
Эти показатели свидетельствуют, с одной стороны, о повышении потребительской культуры, с другой – о росте недобросовестной предпринимательской деятельности.
— На что чаще жалуются граждане?
— По итогам прошлого года результаты социологического опроса среди 10 тысяч респондентов показали недовольство граждан медицинскими услугами (39,3%), услугами интернет-провайдеров (33,3%), общественного транспорта (30,7%) и другие.
— В чем новшества законопроекта?
— Во-первых, потребителю предоставляется выбор по способу защиты своих прав: напрямую подать иск в суд или обратиться в госорган для привлечения недобросовестного субъекта бизнеса к ответственности по закону.
Во-вторых, законопроект предполагает повышение роли общественных институтов защиты прав потребителей, в том числе путем введения омбудсмена в этой сфере. Также будет введена возможность подачи исков в защиту неопределенного круга лиц.
При этом реализация данной возможности будет осуществлена омбудсменом и общественными объединениями потребителей без уплаты государственной пошлины.
— Какими правами будут наделены общественные объединения потребителей?
— Прежде всего, правом отбора образцов товаров и закупа услуг (работ) в рамках общественного мониторинга внутреннего рынка.
Кроме того, предлагается распространить правила защиты прав потребителей на сферы жилищно-коммунального потребления, связи, туризма, культуры, торговли, транспорта и иных сфер услуг для потребления.
Это необходимо для комплексной защиты прав потребителей во всех сферах жизнедеятельности человека, а также позволит усилить межотраслевую координацию госорганов по этим вопросам.
— Какую ответственность будут нести предприниматели, нарушившие права потребителя?
— Для предпринимателей предлагается ввести гражданскую правовую ответственность, налагаемую в виде штрафа судом в пользу потребителя, чьи права были нарушены и не решены на досудебном этапе при обращении к предпринимателям. При этом размер штрафа составит от десяти до пятидесяти процентов (от 10 до 50%) от суммы иска потребителя.
— Сейчас торговля переходит на онлайн-платформу. Как будут защищены права потребителей, совершающих покупки там?
— За девять месяцев количество жалоб потребителей в этом сегменте увеличилось в четыре раза — от 1,7 тысячи до 6,5 тысячи.
В условиях цифровой трансформации и глубокого проникновения цифры в повседневную нашу жизнь предполагается, что рост жалоб потребителей продолжит расти.
Поэтому Министерство торговли и интеграции РК предлагает обязать владельцев электронных торговых площадок заключать с предпринимателями договоры по соблюдению ими требований законодательства о защите прав потребителей. Неисполнение повлечет не только административную и гражданско-правовую ответственность для недобросовестного продавца, но и потерю возможности торговать на электронной платформе.
В целом законопроект направлен на обеспечение качественной защиты прав потребителей, повышение качества жизни общества, усиление роли неправительственных институтов в вопросах защиты прав потребителей.
Берик КОБЕЙ