Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Железные люди

В любую погоду на железной дороге можно увидеть людей в ярко-оранжевых жилетах – это монтеры пути. Именно они выполняют основную работу по обслуживанию железнодорожного полотна, обеспечивая безопасность движения поездов.

Монтер пути – одна из ключевых профессий на железной дороге. Работа требует не только глубоких теоретических знаний, но и отличной физической подготовки, выносливости и силы.
Профессия появилась при строительстве первых железных дорог. В то время монтеры нанимались рабочими артелями – подразделениями путевых хозяйств, обслуживающими участки длиной в шесть верст. С масштабным развитием железных дорог штатные работники не справлялись, и наемные рабочие помогали с выполнением сезонных работ.
Для большинства из нас железнодорожное полотно состоит из двух элементов – рельсов и шпал. Однако для путейца это сложная система, которую он должен знать и обслуживать. Задачи монтера разнообразны: от замены мелких деталей и креплений до масштабного ремонта, включая замену рельсовых решеток.
Как отмечает дорожный мастер Сергей Бобров, монтеры путей трудятся в любых условиях – будь то дождь, снег или зной. В их обязанности входит укладка нового железнодорожного полотна, устранение неисправностей, проведение профилактических работ и обеспечение безопасности.
Каждый день специалисты устраняют последствия механического воздействия от износа рельсов до трещин, которые могут привести к авариям. В процессе воздействия тяжелых составов и вибрации на рельсах могут образовываться трещины, меняется ширина колеи, ослабевают крепления болтов. Монтеры должны оперативно устранять эти проблемы, иначе возможен сход поезда.
Кроме того, они следят за состоянием полосы отвода, которая составляет 20 метров вдоль пути. Косят высокую траву, спиливают деревья, убирают мусор, а зимой очищают пути от снега и наледи, чтобы машинист мог вовремя увидеть возможные препятствия.
Каждое время года приносит свои проблемы. Зимой вода в грунте замерзает, образуются пучины и горбы, из-за чего путь начинает «гулять». Летом, напротив, высокие температуры могут вызвать деформацию стыков, и монтеры должны предотвратить это.
– Мы увеличиваем зазоры на рельсовых стыках в жаркую погоду, а перед заморозками их убираем, иначе осенью могут появиться стыковые просадки, что приведет к повреждению колес поездов, – поясняет Сергей Геннадьевич.
На мартукском участке линейного пути Актюбинской дистанции пути путевой части № 4 работают пятнадцать монтеров, два бригадира и один дорожный мастер. Они обслуживают 21 километр пути в направлении Жанатан – Кумсай (станция Мартук и два раздельных пункта – 35-й и 34-й разъезды). Также на территории Мартукского района есть еще три линейных участка: Жайсанский, Каратогайский и Сарыжарский. Все они тесно взаимодействуют с механиками светофоров, дежурными по станции, машинистами и вагонным хозяйством.
Рабочий день монтеров начинается с планерки, на которой дорожный мастер и бригадиры определяют объем предстоящих работ. Трудовые будни связаны с постоянным риском, так как они часто находятся вблизи движущихся поездов, каждый день — зона повышенной опасности. Важно быть внимательным и соблюдать все меры безопасности.
– Кроме физической силы, работа монтеров требует также высокой квалификации. Например, для подъема рельса требуется сила восьми человек и специальный кран. Масса одного 12-метрового рельса – 805 килограммов, а железобетонная шпала весит 250 килограммов. Замена рельсов проводится круглогодично, а шпалы меняются только летом, так как зимой балласт замерзает, – говорит Сергей Бобров.
Профессия монтера пути относится к числу опасных, и поэтому работники этого направления имеют право выходить на пенсию по достижении 55 лет. В организации гарантируют стабильность всех выплат, а для сотрудников с большим стажем введены дополнительные выплаты: от 100 тысяч тенге за 10 лет работы и до 300 тысяч за 30 лет.
– По 35 лет проработали на нашем участке трое – бригадир Ербулат Берденов, монтер пути Сагин Шингисов и я, – перечисляет дорожный мастер Сергей Бобров.
Сагин Шингисов пришел на железную дорогу в 1990 году. Через два месяца мужчина выходит на заслуженный отдых с одной записью в трудовой книжке. По его словам, с опытом приходит уверенность в каждом шаге, ведь ежедневно приходится контролировать состояние рельсов, болтов и креплений.
– Наша работа ответственная, поэтому ежегодно проходим медкомиссию, аттестацию, сдаем экзамены по охране труда и промышленной безопасности, а также дежурим и участвуем во внеплановых специальных занятиях. К паводку готовимся заранее. Для минимизации его последствий прокопали канавы, расчистили мосты. Прошлой весной во время половодья вода собралась у железной дороги, но через пути не полилась. Мы круглосуточно несли дежурство, – поделился воспоминаниями Сагин Нигметович.
…Работа монтеров пути – это тяжелый труд, требующий не только физической силы, но и высокого профессионализма, от которого зависит безопасность тысяч пассажиров.

Елена ОНИСЬКОВА

Фото автора

Колонка "Взгляд"