Айгуль ШАИМОВА, заместитель председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции.
В современном мире мужчины и женщины наравне работают в экономике и политике. Женщины регулярно становятся министрами, депутатами, возглавляют правительства и страны.
И это происходит не только в западных государствах. К примеру, в Израиле девушек призывают на военную службу наравне с парнями, и они прекрасно с этим справляются.[divider]
Результат успешной политики
Гендерная политика успешно реализуется и в Казахстане. В 1999 году в Послании народу Президент страны Нурсултан Назарбаев утвердил Национальный план действий по улучшению положения женщин в РК.
Социальные права женщин прописаны в Законах о труде, о браке и семье, о пенсионном обеспечении, о жилищных отношениях, о социальных пособиях.
Ключевыми являются принятые в 2009 году два Закона — «О государственных гарантиях равных прав и возможностей мужчин и женщин» и «О профилактике бытового насилия».
Сейчас основной вектор развития страны определяет Стратегия «Казахстан-2050», в которой стоит задача вывести Казахстан в 30-ку развитых стран мира. Эту амбициозную цель можно достичь, только обеспечив равные возможности для женщин, повысив их роль в политической и экономической жизни страны.
Последние пять лет Казахстан стабильно набирает более 0,7 балла в Индексе равноправия полов Всемирного Экономического Форума. Это довольно высокий показатель, учитывая, что только семь стран смогли преодолеть барьер в 0,8 балла. В результате по присутствию женщин на госслужбе мы уже опережаем такие страны ОЭСР, как Италия, Бельгия или Испания.
Этот показатель — заслуга всего нашего общества, где созданы равные условия и возможности. Особый интерес женщины проявляют к государственной службе. За 27 лет независимости страны мы видим, что многие женщины выбирают политическую карьеру.
Сейчас внушительная часть государственных служащих — более пятидесяти тысяч человек — женщины. При этом в сравнении с 2004 годом с 3,5% до 40% выросло представительство женщин на руководящих позициях, в том числе политических. Женщин-руководителей в государственных органах почти 9,6 тысячи человек. Однако такое представительство зависит от уровня ведомства: если на областном уровне женщин-руководителей 46%, то на сельском — пока всего 12,5%.
Эти данные свидетельствуют о том, что нам следует наращивать потенциал женщин на местном уровне.
В высшей когорте государственных служащих 43 человека — это чуть более 10%. В их числе государственный секретарь, министр и вице-министры, члены Конституционного совета и Центральной избирательной комиссии и замакимы регионов.
Почти 30-процентной представленности достиг нынешний состав Мажилиса Парламента — 29 депутатов из 107, в Сенате Парламента три комитета из шести: по международным отношениям, обороне и безопасности, по финансам и бюджету, по социальному развитию и науке возглавляют женщины-сенаторы.
Все эти показатели — результат взвешенной политики гендерного равенства, тон которой задает Президент нашей страны.
Однако в центральных государственных органах ситуация сильно разнится. Если в министерствах здравоохранения и труда и социальной защиты населения работают от 47 до 65% женщин, то в министерствах внутренних дел и обороны их мало даже среди бухгалтеров и кадровиков.
Необходимо отметить и недостаточное представительство женщин-управленцев в регионах. Особо отличается Туркестанская область, которая только создана Главой государства, здесь их только 15%, в Жамбылской — 25,6%, Западно-Казахстанской — 26,5% и Кызылординской — 26,6% . Из 2 379 всех акимов сел 251 женщина (10 %).
В наращивании их потенциала значительное влияние окажет реализация Концепции семейной и гендерной политики до 2030 года. В ней определена задача — обеспечить к 2030 году 30%-ое присутствие женщин на руководящих должностях в исполнительных, представительных и судебных органах власти, государственном, квазигосударственном и корпоративном секторах.
На развитие большего политического потенциала женщин влияют сформированные общественные стереотипы. Мы знаем, что предыдущие поколения женщин старались оправдать ожидания в уготованной им роли в обществе: мамы и хранительницы очага. Но в современном обществе много девушек, которые наряду с семейными обязанностями реализуют себя в политике, бизнесе и других сферах.
В гендерном вопросе пока еще остается разделение профессий по половому признаку. В казахстанском обществе силен стереотип о том, что наука и техника — мужские области знаний. При этом по статистике среди казахстанских студентов, изучающих технические науки и технологии, треть составляют женщины. Более того, женщины чаще стремятся расширить свои научные и карьерные возможности — они составляют 60% всего количества магистрантов по республике.
Приведем еще один пример изменений гендерных стереотипов. Сейчас в казахстанских миротворческих бригадах служит 107 женщин. В целом в нашей армии число женщин составляет 13%, из них в офицерском составе почти 6%.
Разрыв в зарплатах сохраняется
В чем причина того, что существующие социальные механизмы пока не могут обеспечить максимально равные шансы для обоих полов, и этот вопрос волнует все страны мира?
По данным исследователей Колумбийской школы бизнеса, мужчины переоценивают свои таланты примерно на 30%. Женщины же, наоборот, регулярно недооценивают свои способности. Восприятие своих талантов и умений у женщин намного ниже их истинной ценности. Причина кроется в существующих стереотипах и традиционной гендерной системе.
При этом же высокий уровень образования не гарантирует женщинам перспективную работу с высоким заработком. Это особенно актуально, так как по статистике разрыв в оплате труда мужчин и женщин в Казахстане составляет почти треть. Если среднемесячная номинальная зарплата мужчин составляет 169 352 тенге, то женщин — 116 108. Эта тенденция наблюдается в течение последних 10 лет.
Материальная зависимость становится одним из условий терпимости женщин к бытовому насилию. Не может не беспокоить то, что на вопрос о том, вправе ли мужчина побить жену в различных ситуациях, положительно ответили 15% женщин, опрошенных в рамках социологического исследования. Антилидерами среди регионов по этому показателю являются Мангыстауская — 32,9% опрошенных, Павлодарская — 24,2% и Северо-Казахстанская — 20,6% области.
Глава государства Нурсултан Назарбаев неоднократно отмечал, что Казахстан должен войти в новую эру развития без намеков на угнетение по гендерному признаку. Это стало одним из направлений программы модернизации общественного сознания «Рухани жаңғыру» — «Развитие у молодежи духовно-нравственных и социальных ценностей, возрождение лучших национальных традиций».
Наши соотечественницы каждый день доказывают, что семью и успешную работу вполне можно совмещать. Ситуация с участием женщин в экономике и политике улучшается семимильными шагами.
Что делать дальше?
Время показало, что продвигать гендерное равенство можно не только на уровне государственных программ и Законов, но и на уровне отдельных государственных органов и национальных компаний. По опыту передовых стран полезными мерами в этом направлении могут стать гендерно-ориентированная кадровая политика, создание равных стартовых возможностей в продвижении по службе, гендерное просвещение для преодоления стереотипов.
На государственной службе поступательное развитие в этом направлении уже заметно. Например, есть определенные виды деятельности, которые не требуют постоянного нахождения в офисе. В Агентстве по делам государственной службы и противодействию коррупции планируется апробировать гибкий график работы для сотрудниц с маленькими детьми. Для облегчения возвращения в рабочий ритм после декрета в Агентстве рассматривают возможность организации курсов повышения квалификации. Также активнее стали применять введение гибких графиков и дистанционной работы для женщин.
Сегодня женщины имеют равный доступ к той сфере госслужбы, которая традиционно воспринимается как исключительно мужская — правоохранительная служба. К примеру, в 2017 году свыше пяти тысяч женщин участвовали в тестировании, из них почти половина преодолела пороговое значение — этот показатель лучше, чем у мужчин. В среде государственных служащих сейчас наблюдается существенный прогресс в гендерном вопросе. Это большой потенциал и созидательный опыт, который можно использовать для дальнейшего государственного развития.
Гендерное будущее
Международные конвенции предлагают большое число мер по преодолению преград в гендерной системе. Однако пока ни в одной стране мира не удалось достичь полного равенства между полами.
Опыт развитых стран показывает, что наиболее эффективна гендерная политика там, где есть комплексный подход. Наша страна показывает пример постоянного, системного, плодо-творного продвижения вопроса гендерного равенства и имеет достаточно определенные высокие цели. В стране сделан большой шаг вперед в преодолении стереотипа о том, что гендерное неравенство — это исторически сложившаяся традиция. Об этом говорят доклады Национальной комиссии по делам женщин, семейно-демографической политике.
Гендерное равенство — один из важнейших показателей развития общества и в том числе соблюдения принципа меритократии на госслужбе. В Казахстане созданы условия для раскрытия и реализации потенциала женщин. И это, безусловно, в обозримом будущем внесет свой вклад в развитие страны и ее вхождение в 30-ку ведущих государств мира.