С 15 октября, в течение трех дней, мусульманский мир будет отмечать праздник Курбан айт. Первый его день в Казахстане объявлен праздничным днем.
В 8 часов 30 минут в мечети «Нұр Ғасыр» жителей и гостей Актобе поздравит аким Актюбинской области Архимед Мухамбетов.
О значении и условиях жертвоприношения рассказывает главный имам областной центральной мечети «Нұр Ғасыр» Абдумутали Дауренбеков.
Айт-намаз начнется в 9 часов утра 15 октября, но уже с 8 часов в мечети имамы будут разъяснять значение праздника и правила жертвоприношения. Как пояснил главный имам области, приступать к обряду жертвоприношения необходимо после завершения айт-намаза.
— Само слово қурбандық (жертвоприношение) означает приближение. Совершив жертвоприношение, правоверный приближается к милости Аллаха, и его молитвы и пожелания будут услышаны и приняты Всевышним, — говорит главный имам области Абдумутали Дауренбеков.
По его словам, пророк Мухаммед также приносил жертву от своего имени, от имени своих детей и приверженцев. К примеру, он обратился к своей младшей дочери Фатиме: «Фатима, я собираюсь от твоего имени сделать жертвоприношение, поэтому приходи и посмотри. Аллах простит все твои грехи, пока кровь от него еще не достигнет земли, так как ты выполняешь Его волю».
Как пояснил Абдумутали Дауренбеков, человек, от имени которого совершается жертвоприношение, должен касаться шерсти животного во время убиения. На худой конец, если он боится, должен присутствовать и наблюдать за процессом. Бывает, человек уезжает по каким-либо причинам, хотя изъявляет желание принести животное в жертву, в таких случаях разрешается близким производить обряд от его имени.
— Но желательно, чтобы раб Божий сам резал животное, — отмечает священнослужитель.
Главный имам напомнил, что мясо жертвенного животного делится на три части. Одна предназначается родственникам, другая — соседям (обездоленным, малоимущим), третья — себе. Но если у правоверного большая семья, то он может оставить себе всю тушу. Кстати, мясо разрешается раздавать как в сыром, так и в вареном или другом готовом виде. Можно оставить его и на хранение, главное, чтобы оно не выбрасывалось.
Также следует обратить внимание, что труд мясника должен оплачиваться отдельно, то есть нельзя ему отдавать часть мяса или шкуру в виде оплаты. Вырученные от продажи шкуры деньги тоже нельзя отдавать мяснику как оплату или использовать для своих личных целей.
Место массового забоя скота во время Курбан айта в Актобе будет организовано лишь за зданием центральной мечети «Нұр Ғасыр», где можно будет купить животное и принести его в жертву. В эти дни здесь будут дежурить сотрудники полиции, противопожарной службы, ветврачи и медики. Можно прибегнуть к услугам мясников, хотя правоверный может обойтись и без их помощи. Он также вправе оставить в мечети часть туши, всю целиком или же забрать все с собой.
Поступившее в мечеть мясо будет распределяться нуждающимся по линии местных социальных служб, которые и будут его развозить.
— Прямо в мечети мясо не будет раздаваться, — еще раз подчеркнул имам. — Нам самим трудно хранить такое количество мяса в надлежащих условиях. У меня нет специализированного санитарного транспорта. Поэтому в те же дни будет организована специальная доставка в социальные учреждения и нуждающимся семьям.
Итак, во время Курбан айта мелкорогатый скот (овца или коза) режется от имени одного человека. Если позволяют возможности, можно принести в жертву сразу несколько животных от одного лица, количество не ограничивается. Что касается крупнорогатого скота, то корову или верблюда могут резать, объединившись, до семи человек.
— Главное условие — у всех должна быть мысль об исполнении воли Аллаха. Если кто-нибудь из них сдает деньги с целью, чтобы запастись мясом, то и у всех остальных, будь то один или шесть человек, жертвоприношение не засчитывается, — отметил главный имам.
Два вопроса имаму
— Есть люди со средним достатком, которым соседи приносят мясо во время Курбан айта. Насколько это уместно? Тем более, что принимающая сторона чувствует себя несколько ущемленной, будто получает милостыню. Хотя и отказаться тоже неудобно, да и соседи настаивают. Нельзя ли отнести мясо тем, кто действительно нуждается в помощи?
— В исламе говорят: если твой сосед мусульманин, то перед ним есть два долга, а если он еще твой родственник, то и вовсе три долга. А если он приверженец другой веры, то перед ним всего лишь одна обязанность — жить с соседом в дружбе. Ведь главная задача ислама — создание миролюбивого общества в любом государстве, которое и начинается с соседского двора. К слову, если правоверный читает намаз и держит пост, то есть поклоняется Аллаху, но не выполняет обязанности перед соседями, его ждет наказание.
Мусульманин не должен совершать поступки, которые бы причиняли вред соседу, и он должен делиться с ним. На самом деле по такому принципу жили казахи, а в аулах и до сих пор встречаются такие примеры, когда, зарезав барана или приготовив вкусную, отменную еду, сосед приглашает соседа. К сожалению, такая традиция немного забывается.
— Некоторые люди читают Коран и режут барана в обыденные дни, ради спокойствия приглашая своих родственников. Будет ли считаться это как садака? Насколько это правильно, причем приглашенные родственники тоже не нуждающиеся?
— Есть несколько видов садака. К примеру, можно пригласить тех же родных и соседей. Это хороший повод повидаться, ведь из-за каждодневной рутинной жизни не всегда удается встречаться с ними. Поэтому такое садака делается для налаживания отношений. Другое садака дается для того, чтобы побольше узнать о самочувствии соседей. Третий вид садака — помощь малоимущим людям. Во многих семьях это как традиция, которая приветствуется в исламе.
Если у вас возникли вопросы, касающиеся Курбан айта, вы можете задать их по телефонам: 774349, 774348, а также прислать по электронной почте: nurgasyrmeshiti@mail.ru.
Пятый столп
Точных данных, сколько актюбинцев в эти дни выехало в Мекку для паломничества, нет, так как многие оформляют документы самостоятельно через турфирмы Алматы, Астаны или Шымкента.
— О своей поездке они нам сообщат по приезде, — отметил Абдумутали Дауренбеков. — Пока нам известно, что выехал наиб-имам областной мечети «Нұр Ғасыр» Серик Еншибаев и имам аула Жанаконыс Билимжан Косжанов, а также самый возрастной имам Актюбинской области — 73-летний аксакал Елубай Сыбаев, которому по окончании Оразы аким области Архимед Мухамбетов вручил сертификат на совершение хаджа.
Все паломники должны прибыть в Мекку до 12 октября, поскольку, если они не успеют дойти до горы Арафат до начала праздника Курбан айт, то паломничество не будет считаться действительным. Да и Саудовская Аравия прекращает въезд иностранцев за два дня, так как здесь просто не успеют обустроить приезжих.
— Паломничество в Мекку является обязанностью для мусульман, для тех, кто имеет такую возможность. Но, имея возможность, правоверный не должен откладывать поездку на потом, до следующего Курбан айта, — отметил главный имам области. — И достаточно совершить хадж всего лишь раз в жизни. Следующие поездки — это воля самого верующего и не считается грехом. Многие после первого паломничества мечтают побывать на священной земле еще раз и почувствовать ауру хаджа, когда в единый момент туда стекается около пяти миллионов человек со всего мира. Правда, будет считаться грехом, если правоверный начнет хвастаться кратностью паломничества.
Первым условием для совершения паломничества является здоровье паломника. Во-вторых, его семья не должна нуждаться ни в чем во время его отсутствия. В-третьих, паломник и его семья не должны иметь долгов.
Над страницей работал Абат КАРАТАЕВ