Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Жертва во имя Творца

Муфтиятом Казахстана нынешний год объявлен «Годом религии и традиций». Поэтому в предстоящий религиозный праздник актюбинцы не намерены ограничиться жертвоприношением во имя Аллаха. О ходе подготовки к празднику рассказывает главный имам областной центральной мечети «Нұр Ғасыр» Абдимутали кажы Дауренбеков.

 Тонкости обряда

С 4 октября в течение трех дней мусульманский мир будет отмечать Курбан айт. В отличие от предыдущих лет, по словам главного имама области, подготовка к главному празднику идет полномасштабно. К примеру, на улицах города появились билборды с поздравлениями, в общественном транспорте развешаны рекламные плакаты.

— Главный муфтий страны, председатель Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК) Ержан кажы Малгажаулы объявил этот год «Годом религии и традиций», — рассказывает имам. — Для широкой пропаганды своих традиций мы поручили всем районным мечетям максимально использовать имеющиеся возможности.

Итак, в дни Курбан айта при мечетях области будут проводиться состязания по национальным видам спорта, а также раздаваться бауырсаки. Помимо этого, в «Дәстүр үйі» при мечети «Нурдаулет» будет организован вечер, куда пригласят постояльцев из Дома престарелых и малоимущих граждан, где они будут накормлены и смогут наслаждаться концертом с участием артистов местной филармонии.

Что касается самого праздника, то ровно в 8 часов утра 4 октября во всех мечетях начнутся Айт намазы. Но перед этим в «Нұр Ғасыре» актюбинцев поздравит аким Актюбинской области Архимед Мухамбетов.

Как пояснил главный имам области, приступить к обряду жертво-приношения необходимо сразу после Айт намаза. Заклание во время Курбан айта в Актобе будет организовано в одном месте — за зданием центральной мечети «Нұр Ғасыр». Там можно будет и купить скот, и зарезать животное. Все это будет проводиться под контролем специалистов.

— Конечно, желательно, чтобы скот резали дома, но жители многоэтажных домов не могут себе это позволить, — говорит священнослужитель. — Можно было бы и на «Мал базары», но там нет места для чтения молитвы. Поэтому многие предпочитают произвести жертвоприношение у нас, где можно одновременно резать до 50 животных.

— Само слово құрбандық (жертвоприношение) означает «приближение». Совершив жертвоприношение, правоверный приближает милостыню к Аллаху, чтобы его молитвы и пожелания были услышаны и приняты, — говорит главный имам области Абдимутали Дауренбеков.

По его словам, пророк Мухаммед также приносил жертву от своего имени, от имени своих детей и приверженцев. К примеру, он обратился к своей младшей дочери Фатиме: «Фатима, я собираюсь от твоего имени сделать жертвоприношение, поэтому приходи и посмотри. Аллах простит все твои грехи еще до того, как кровь животного не достигнет земли, так как ты выполняешь волю Всевышнего».

Как пояснил Абдимутали Дауренбеков, человек, от имени которого делается жертвоприношение, должен держать животное за шерсть, на худой конец, если он боится, должен присутствовать и наблюдать за процессом. Бывает, человек выезжает куда-либо по каким-либо причинам, но изъявляет желание принести жертву, в таких случаях его близким разрешается принести жертво-приношение от его имени.

— Но желательно, чтобы правоверный сам колол скот, — отмечает священнослужитель.

Главный имам в очередной раз напомнил, что мясо делится на три части — для родственников, соседей (обездоленных, малоимущих) и для себя. Но если у самого правоверного большая семья, то он может оставить себе все. Кстати, мясо разрешается раздавать как в сыром, так и вареном, готовом виде.

Можно прибегнуть к услугам мясников, хотя правоверный может обойтись и без их помощи. Следует обратить внимание, что труд мясника должен оплачиваться отдельно, то есть нельзя ему отдать часть мяса или шкуру в виде оплаты. Вырученные от продажи шкуры деньги тоже нельзя отдать мяснику как оплату или использовать для личных целей. Они — тоже садака. Он также вправе сам распоряжаться, оставить ли в мечети часть животного или целиком или же вовсе забрать все с собой.

Поступившее в мечеть мясо будет распределяться нуждающимся по линии местных социальных служб, которые и будут развозить его.

— Прямо в мечети мясо не будет раздаваться, — еще раз подчеркнул имам. — Нам самим трудно хранить такое количество мяса с соблюдением санитарных норм.

Только в прошлом году было роздано более 4 тонн мяса.

Итак, во время Курбан айта мелкорогатый скот (овца или коза) режется от имени одного человека. Если позволяют возможности, можно принести жертву от имени каждого домочадца или сразу несколько животных от одного, количество не ограничивается. Что касается крупнорогатого скота, то корову или верблюда можно резать, объединившись группой до семи человек.

— Главное условие: все должны думать при этом об исполнении воли Аллаха. Если кто-нибудь из них сдает деньги с целью, чтобы запастись мясом, то и у всех остальных, будь один или шесть человек, это не будет считаться как жертвоприношение, — отметил главный имам.

Не будет считаться жертвоприношением, если скот заколот до Айт намаза или же спустя три дня после Курбан айта.

Вместе с тем Абдимутали Дауренбеков говорит, что не возбраняется дать «шектік» накануне айта гражданам, в чьих домах были похороны за последние три года.

— Обычай «шек салу», «шектік беру» или «иіс шығару» свойственен многим тюркским народам, но шире всего распространен на Западе Казахстана, — говорит имам. — Возможно, традиция связана с тем, что живые родственники вспоминали в преддверии великого праздника об усопшем близком человеке и говорили, что, если бы он был жив, тоже принес бы жертвоприношение во время Курбан айта. Поэтому надо бы собрать сородичей и посвятить ему молитву. Чтобы не смешивать с праздником, муллы советовали им дать поминки накануне Айта.

 

Не ради славы

Точных данных, сколько актюбинцев выехало в эти дни в Мекку для паломничества, нет, так как многие оформляют документы самостоятельно через турфирмы Алматы, Астаны или Шымкента.

— О своей поездке они нам сообщат по приезду, — отметил главный имам.

Как пояснил Абдимутали Дауренбеков, Саудовская Аравия выделяет квоту на въезд каждому государству из расчета одна тысяча паломников на один миллион человек населения. Допустим, Узбекистан с населением 25 миллионов человек может отправить в хадж 25 тысяч человек, Турция — 70 тысяч.

— Что касается нашей страны, то в начале 2000 года Духовное управление мусульман Казахстана просило 5 тысяч квот, но паломничество совершали 2-2,5 тысячи мусульман. Число паломников начало расти примерно с 2010 года, хотя еще не достигло разрешенных 5 тысяч, — говорит Абдимутали Дауренбеков. — В этом году в хадж отправились приблизительно более ста актюбинцев. И что интересно, желающие совершить паломничество начали изъявлять свое желание задолго до кампании, без какого-либо призыва. Видимо, потому что нынешнее паломничество объявлено Акбар кажы, то есть день Арафа (посещение горы Арафат) совпадает со священным днем для мусульман — пятницей.

Паломничество в Мекку является обязанностью для тех мусульман, кто имеет такую возможность. Но, имея возможность, правоверный не должен откладывать поездку на потом, до следующего Курбан айта.

— Достаточно совершить хадж раз в жизни, — поясняет священнослужитель. — Следующие поездки — это воля самого верующего, и не считается грехом. Хотя Кааба находится в пустыне, само понятие хадж имеет второе значение — захотеть ездить туда вновь и вновь. Поэтому многие после первого паломничества мечтают вновь побывать на Священной земле и снова почувствовать ауру, где в одно время стекаются около пяти миллионов человек со всего мира. Сам я совершил паломничество в 2005 году от своего имени, а поездку в Мекку в 2008 году посвятил матери. Правда, будет считаться грехом, если правоверный начнет хвастаться количеством паломничеств. Рия в исламе считается одним из больших грехов.

Основными условиями свершения паломничества является, во-первых, здоровье самого паломника. Во-вторых, его семья не должна нуждаться ни в чем во время его отсутствия дома. В-третьих, паломник и его семья не должны иметь долгов.

Статус кажы обязывает мусульманина быть воспитанным, показывать себя с образцовой стороны не словом, а делом. Кажы не должен сквернословить, не может не только убить птицу или насекомых, не разрешается даже содействовать процессу убиения животных. Главным условием принятия в кажы является то, что он не должен совершать плохие действия до паломничества и после. Ставится под сомнение исполнение пятого столпа ислама — хаджа, если ему скажут, что он не перестал совершать плохие действия.

 

 

В 2014 году первый день Курбан айта выпадает на субботу, 4 октября. В соответствии со статьей пять Закона «О праздниках в РК» только те дни, в которые отмечаются национальные и государственные праздники, признаются праздничными днями. При совпадении выходного и праздничного дней выходным днем является следующий после праздничного рабочий день. При совпадении с выходным днем религиозных праздников — Курбан айта и Рождества — перенос нерабочих дней не осуществляется.
Источник: ИА Новости-Казахстан

Подготовил Абат КАРАТАЕВ

Колонка "Взгляд"