Так твердят в один голос исследователи наследия известного религиозного деятеля XIX века Досжана хазрета.
Напомним, на прошлой неделе, 7 сентября, в Темирском районе состоялась торжественная церемония открытия мемориального комплекса «Досжан хазрет». Перед этим прошла республиканская научно-практическая конференция «Религиозная просветительская роль Досмухамеда Кашакулы» в ДК имени Н. Байганина в селе Шубаркудык. В ее работе приняли участие председатель Духовного управления мусульман Казахстана, главный муфтий Наурызбай Утпенов, заместитель акима области Булбул Елеусинова, потомок Досжана ишана Аскар Хабибуллин, ученые-историки, теологи, краеведы, почетные гости из Астаны, Алматы, Жамбыла, Актау, Атырау, представители интеллигенции, ветераны труда и местные жители.
Мечеть и воспитание детей
Досжан ишан Кашакулы – религиозный педагог-просветитель, общественный деятель, активный участник общественных и национальных начинаний своего времени. При рождении его назвали именем Досмухаммед, но в народе он известен как Досжан, Досеке, Дошеке.
Досжан ишан родился в 1815 году на территории Донызтау нынешней Актюбинской области. Трижды совершил хадж. Впервые в Мекку отправился в 16 лет, по пути углубил свои знания, учился у турецких устазов (учителей), в итоге выучил и читал Коран наизусть. В 1832 году 17-летним вернулся из Мекки и был самым молодым хазиретом. Затем учился в городах Хива, Ургенч, Бухара.
Вернувшись в родные места, построил свою первую мечеть-медресе в Кайнаре, затем в долине Тасастау в Донызтау, где в течение 18 лет обучал детей. Воспитал около тысячи учеников.
Религиозно-жилой комплекс «Ишан ата»
После разрешения Оренбургского губернатора в 1868 году построил еще один мусульманский учебно-воспитательный комплекс в Темирском уезде. Досжан ишан перебирается в данную местность из Донызтау вследствие неподчинения казахов Младшего жуза «Временным правилам» и противостояния русским колонизаторам.
Религиозно-жилой комплекс Досжана ишана в Шиели под названием «Ишан ата» расположен в пяти километрах южнее села Шубаркудык. Сюда входят шестикупольная мечеть, медресе на 150 мест, общежитие для учителей и учеников, дома для подсобного хозяйства, а также сады и возделываемые земли.
Длина молельного дома Аллаха составляла 28 метров, ширина – 11, высота – 5 метров. Мечеть состояла из шести комнат в человеческий рост.
Кстати, внутри комнат нет опоры, а в куполовидных окнах ни одной подпорки. На куполе был установлен полумесяц, внутренние стены мечети были оформлены узорами, орнаментами, повсюду красной краской расписаны хадисы. Помимо этого, имелись прихожая и башня для провозглашения азана.
По среднеазиатской традиции
С южной стороны мечети исследователи нашли небольшой арочный свод слухового окна. Его нижняя часть, скорее всего, была предназначена для вентиляции помещения.
– То есть здание строили опытные мастера, знатоки своего дела, – предполагает археолог, кандидат исторических наук Арман Бисембаев. – В Казахстане наблюдается два типа мечетей того периода. При строительстве в кавказско-татарском стиле используется колотый камень. Примером служит мечеть в Сарытогае по хобдинской трассе.
Специфика постройки мечети Досжан хазрета свидетельствует о том, что она возведена в среднеазиатской традиции. Каменная кладка прослеживается изредка, что позволяет говорить об отсутствии сплошного каменного фундамента. Он, вероятнее всего, был глинобитный, в строительных традициях юга Казахстана. Кирпичи при кладке скреплялись раствором из глины (шым).
Статус туристического центра
Вблизи мечети начали заселяться кочевники, и недалеко от современного Шубаркудыка люди начали переходить к оседлому образу жизни. Мечеть-медресе действовала с 1870 по 1925 год…
Руины мечети, других построек и сам могильник сохранились до сих пор. В настоящее время при поддержке акимата области на территории комплекса проведены археологические раскопки. Временно законсервированы сохранившиеся сооружения, построен дом для приема гостей и дом-музей, выполнено общее благоустройство. Одновременно начаты работы по восстановлению и приданию комплексу статуса туристического центра, ведь мечеть Досжан ишана является историческим памятником XIX века.
Сведения о Хазрете предстоит изучить
– Из Казахской степи, в том числе из западного региона, вышло немало хазретов, ахунов и ишанов. Например, только из мест, где находится современный Актобе, более ста религиозных деятелей – Досжан хазрет Кашакулы, Нурпейис хазрет Байгараулы, Жумагали ахун Оразалыулы, Алдияр ишан Ниязулы, Жиенали ишан Избасарулы, Бекмаганбет хазрет Кенбайулы, Жиенгали ахун Жумагалиулы и многие другие. К сожалению, при советской власти хазреты и их воспитанники попали в изгнание, – констатирует председатель Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК), главный муфтий Наурызбай Таганулы.
Он рассказал, что до прихода большевиков на территории нашей нынешней области действовало около 200 мечетей. Все они были разрушены после установления советской власти. До нас дошли единицы в Актобе и Уиле.
– Все это доказательство того, как глубоко проник корнями ислам на актюбинскую землю. Конечно, в этом есть огромная заслуга вышеназванных хазретов. Они посвятили всю свою жизнь и приложили усилия для распространения исламской религии среди населения, – подчеркнул главный муфтий страны.
По его словам, в нашей степи было несколько традиционных религиозных учреждений. Одно из них – школа ишанов, основанная ими в VIII-XIV веках и полностью установившаяся в XVІІІ веке. Ишаны принесли в Казахскую степь исламскую культуру и образование.
Со временем в казахском обществе каждый регион имел своего ишана, то есть устаза. Они смогли привить религиозное сознание с традиционным мировоззрением и удовлетворить духовную потребность населения, а также направить культурные, просветительские, экономические, политические и идеологические вопросы на верный, здравый путь. Благодаря этому народ становился не только религиозно грамотным, но и всесторонне развитым.
– Одним из видных представителей школы ишанов был религиозный устаз, просветитель, мыслитель, общественный деятель Досжан Кашакулы. Его отец Кашак был глубоко верующим человеком и просветителем. Первые уроки Досжан получил именно у него.
После усовершенствования знаний в Бухаре вернулся в родной край. На своей малой родине он построил мечеть и воспитывал подрастающее поколение, – напомнил председатель ДУМК Казахстана.
Путь в Мекку
Досжан хазрет трижды совершал паломничество. В 1874 году в хадж отправилась целая группа известных казахов, в том числе и Досжан хазрет.
По этому поводу Машхур Жусуп Копейулы в своем труде «Қазақ шежіресі» писал: «Из Среднего жуза поехало 20 человек, из Младшего жуза – целых сто. Среди них Нурпейис хазрет и Досжан халфе. До этого казахи так много не ездили в Мекку».
В данной группе, помимо Досжана и Нұрпейис хазретов, были сын Жангир хана Губайдолла султан, отец Абая – Кунанбай Оскенбайулы, брат прославленного акына Жамбыла – Тайти Жапаулы.
Во время паломничества они собрали деньги и решили построить гостевой дом (тәкие) для казахов-паломников. Шакарим кажы Кудайбердиулы, совершивший в 1905 году паломничество, видел этот гостевой дом. Об этом в своем труде «Түрік, қазақ-қырғыз һәм хандар шежіресі» он написал так:
«… Во время паломничества видел тәкия. Он уже был полон паломниками, и чтобы не обидеть их, снял отдельное жилье. И данный гостевой дом был записан на имя Досжан кажы из Младшего жуза».
– В этом плане стоит выделить заслуги Досжан хазрета. Для строительства гостевого дома казахские хаджи (паломники) должны были доказать, что они мусульмане. То есть арабы потребовали подтверждающие документы. Досжан хазрет нашел соответствующий документ в Казани, съездил в Бухару, чтобы поставить печать, и вовремя предъявил доказательство арабам.
Оттого Шакарим хаджи не зря упоминает, что гостевой дом был записан на имя Досжан хазрета. Потому что паломники во главе с Кунанбай хаджи учли заслугу хазрета и решили записать на его имя, – пояснил Наурызбай Таганулы.
Свой, казахский, муфтият
Отметим, что Досжан хазрет занимался не только религиозной деятельностью. Он постоянно находился в центре событий и знал проблемы населения не понаслышке. Среди множества его заслуг можно выделить то, что он всегда поднимал вопрос о создании отдельного казахского муфтията.
По этому поводу известный акын того времени Абубакир Кердери в своих песнях утверждал, что хазрет во главу угла ставил нужды людей, а не свою корысть. Также он описал Досжана ишана как мудрого, сдержанного, состоятельного, набожного, не желающего плохого даже врагу и лечившего народ своим словом человека.
В 1888 году Досжан хазрет в который раз подал прошение царскому правительству о необходимости открытия отдельного Духовного управления для казахов. Предлагал назначать муллу в каждой аульной мечети, но чтобы все они подчинялись одному муфтию. Инициировал наделить муфтият полномочиями регулирования религиозных вопросов Казахской степи. Тем самым хазрет хотел сохранить казахскую землю от колониального влияния, а также перехода правоверных в христианство.
Однако царская Россия требования хазрета оставила без удовлетворения. Его мечта пусть запоздало, но сбылась. Более 30 лет Духовное управление мусульман Казахстана служит во благо мусульманам страны.
Заслуга Досжан хазрета и в том, что он воспитал около тысячи шакиртов (учеников) и тем самым внес огромный вклад в распространение ислама.
Хазрет ушел из жизни в 1890 году. По имеющимся сведениям, на его похороны собралось пять тысяч человек. Настолько был уважаем и почитаем ишан среди народа. Его потомки также продолжили праведный путь хазрета, однако репрессированная машина красной империи не обошла их стороной.
– К сожалению, до сих пор полностью не исследовано наследие хазрета. Нет доступа не только к зарубежным архивам, но и своим, между тем это достоверные источники.
Также следует изучить труды зятя хазрета, тоже религиозного деятеля, Жумагали ахуна Оразалыулы. Выпускник египетского университета Аль-Азхар служил имамом в мечети, построенной Досжан хазретом. Труды Жумагали ахуна также должны быть изучены и получить свою соответствующую оценку.
По воле Аллаха, настанет день, когда священный труд Досжана хазрета и его шакиртов станет достоянием общества, – заключил главный муфтий Казахстана Наурызбай Утпенов.
Вещий сон
Аскар Хабибуллин, прапраправнук Досжана хазрета:
– Строительство комплекса и проведение конференции в честь моего предка состоялось не только благодаря его потомкам, но и при всесторонней поддержке местных властей. В первую очередь хотелось бы выразить благодарность всем гостям.
Не буду скрывать, было нелегко строить данный комплекс. Строительно-монтажные работы совпали с карантином во время пандемии, да и потребовалось немало средств.
Интересно, что за три месяца до этого мне приснился дедушка. Именно этот сон подтолкнул меня к строительству. Я понял, что надо воздвигнуть мемориальный комплекс и благоустроить его.
Мою инициативу поддержало руководство области. В итоге к работе приступили 16 декабря 2019 года. Особая признательность мастерам из Мангыстауской области, а также тем, кто доставлял стройматериалы совершенно бесплатно. Все понимали, для чего это делается. Могу еще раз повторить, что один не смог бы ничего.
В планах превратить комплекс в место паломничества и центр туризма. Но это прерогатива местных властей. В комплексе пре-
дусмотрены гостиница, дом-музей, а также столовая.
Надеюсь, что в будущем здесь продолжатся работы по благо-
устройству. Благодаря общим усилиям вновь зацветет фруктовый сад, как раньше, ведь это святое место.
Уверен, люди, которые ценят историю, с уважением будут относиться и призовут остальных к сакральному месту, где нашел вечный покой Досжан хазрет.
Абат КАРАТАЕВ,
Темирский район