Более 2 000 звонков приняли с начала года работники видеотелефонной диспетчерской связи, призванной оказывать помощь людям с нарушениями слуха.
ВДС начала функционировать 8 лет назад. Этому направлению деятельности был посвящен ежегодный отчет участников проекта «Организация видеотелефонной диспетчерской службы для слабослышащих людей». Модератором стала председатель Актюбинского филиала Казахского общества глухих Зинаида Телеушева.
В конференц-зале гостиницы «Актобе» специалистам городского отдела занятости и социальных программ, сурдопедагогам, людям с нарушениями слуха еще раз напомнили об истории возникновения проекта, благодаря которому слабослышащие смогли лучше адаптироваться в социуме.
Что такое служба ВДС для людей с инвалидностью? В видеофильме показали возможности работы этой связи: вызов врача или специалиста скорой помощи на дом, заказ на получение различных услуг, в том числе доставки, передача показаний приборов по коммунальным платежам, даже решение многих бытовых проблем психологического характера. Аварии на дорогах, оформление документов в ЦОНе, сопровождение в разные инстанции тоже можно оформить через службу ВДС. В день диспетчерами фиксируется более 30 звонков, ведется журнал регистрации обращений.
В 2015 году диспетчерами жестового языка было обслужено 200 обращений, а на конец 2023 года это количество перешагнуло за 2 000.
— Видеотелефонная диспетчерская служба помогает слабослышащим людям, решает элементарные бытовые вопросы, — убежден тренер по футболу Куандык Исмаилов, инвалид по слуху с детства.
Кстати
В 2016 году проект ВСД в конкурсе социальных достижений нашей области занял первое место на уровне республики. В том же году фонд «Аялау» ОО «Казахское общество глухих» получил благодарственное письмо от Министерства социальной защиты населения РК.
Обслуживанием ВДС занимаются в специальном помещении три диспетчера, имеющие квалификацию «Переводчик жестового языка» (они получили свидетельство на курсах КОГ). Многие сурдопереводчики родились в семьях, где родители лишены слуха с рождения или из-за патологических заболеваний. Поэтому они как никто другой понимают: внимание и терпение являются необходимыми условиями при обслуживании таких лиц.
О жизненной необходимости проекта, который ежегодно реализуется в рамках государственного социального заказа, свидетельствует его востребованность даже за пределами нашего региона. Нередко с просьбой помочь решить их насущные проблемы обращаются жители других областей. Их обращения не остаются без внимания. К примеру, житель Атырау, командированный в Актобе, просил оказать содействие при получении брони на гостиницу.
По индивидуальной программе реабилитации инвалидов по слуху снабжают сурдотехническими средствами. Но даже наличие таких средств не может в полной мере облегчить жизнь глухим людям в обществе. Отсутствие специалистов жестового общения в учреждениях осложняет их коммуникации.
В отчете было сказано, что работа видеотелефонной службы доказала свою эффективность. Это резюме вызвало единогласное одобрение.
Благодарственное письмо и букет цветов вручили в знак признательности и за вклад в проект председателю Актюбинского филиала «Казахского общества глухих» Зинаиде Телеушевой работники отдела занятости и социальных программ города.
Нургуль АРИНОВА
Фото предоставлено ОО «Казахское общество глухих»