Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Жизнь на высокой передаче

В детстве она мечтала стать учителем, но судьба распорядилась иначе, заставив ее сесть за руль трактора. Более 45 лет наша героиня управляла сельхозтехникой, а выйдя на пенсию, пересела на легковое авто.

Первый опыт

63-летняя Алма Жетписбаева — профессиональный механизатор-тракторист. Родилась в селе Жаркамыс Байганинского района. 5 детей было в семье. Отец Жетписбай — зоотехник, мама Бобек — домохозяйка. Окончила 10 классов сельской школы. Она хотела стать учителем и уже собиралась уезжать в Актюбинск, но внезапно случилось горе у родственников, живших в райцентре, селе Карауылкельды.
— Надо помочь, — попросил отец.
И она осталась, чтобы помочь двоюродному брату с хозяйством и детьми. А заодно по совету отца решила выучиться в местном СПТУ на тракториста. Выбор был странный. В семье никто из пятерых детей склонности к технике не проявлял, да и отец был далек от этого. Тем не менее через год Алма вернулась в Жаркамыс и первая в роду села за руль трактора. Техника, на которой ей пришлось работать, дышала на ладан.
— Трактор «Беларусь» буквально рассыпался, и моему старшему напарнику Тайгану ага приходилось без конца реанимировать его, снимать и ремонтировать аппаратуру, — рассказывает наша героиня.
Во время заготовки кормов прессовала сено в тюки, а осенью вместе с пожилыми супругами-животноводами, жившими на третьей ферме совхоза «Калдайбек», рубила камыш. Здесь жили и родители Алмы, ферма была большая.
— О зарплате мы в то время как-то не думали, что-то там в бухгалтерии мне начисляли, получали родители, мне нравился сам процесс. Когда сидишь за рулем огромной, мощной машины, это заставляет трепетать твою душу. О профессии учителя я уже и не думала совсем, меня захватила моя работа, тяжелая, чисто мужская, но это был настоящий, честный труд, — вспоминает те годы Алма апа.
Деньги, заработанные тяжелым трудом на рубке камыша, она получила сама.
— Сходи-ка в бухгалтерию, там тебе зарплату начислили, у меня времени нет, — попросил отец.
Толстая пачка рублевок, перетянутая крест-накрест бумажной бандерольной лентой Государственного банка СССР, приятно утяжеляла карман кофточки. 110 добротных советских рублей в то время зарабатывал не каждый, дояркам в колхозе за их трудоемкий труд платили 40-50 рублей.

Ее университеты

На следующий год совхоз выделил ей новый трактор.
— Езжай на попутке в центр, — поручил управляющий. — Сама привезешь его.
Это был МТЗ-50, который трактористы называли по-своему — «Полтинник», и по тем временам это была самая современная техника.
— Разочарование было большое, — вспоминает наша собеседница. — Трактор был новый, но в дороге его разобрали почти наполовину, пришлось обращаться за помощью к совхозному инженеру.
МТЗ-50 собрали из старых запчастей, и она поехала на нем на ферму, прицепив сзади новый тюковальный пресс (пресс-подборщик).
— Чтобы выполнить норму — 450 тюков в день — мне приходилось начинать в поле в четыре часа утра. Тракторист косил траву, а я на «полтиннике» шла следом по высохшим валкам сена и прессовала его в тюки.
Она просыпалась в три часа, быстро завтракала, выходила во двор, где стоял ее железный конь. Завести его было целым испытанием. Нужно было сначала намотать на шкив пускача прочную пеньковую веревку, затем с силой рвануть, чтобы пусковой двигатель, запустившись сам, завел и двигатель трактора.
— Сил не хватало, получалось только после нескольких попыток, — улыбается она. – Потом уже приноровилась.
Зимой было тяжелее. Чтобы оживить трактор, приходилось сначала разжигать паяльную лампу, затем ставить ее под двигатель, чтобы он хоть немного прогрелся, и заливать в радиатор пару ведер горячей воды.
Еще через год Алма уже управляла новым МТЗ-81. Вместе с трактором ей вручили и новый рулонный пресс-подборщик.
— Это было уже что-то совсем не знакомое. Как на нем работать, я не знала, спросить стеснялась, да и не у кого было, техника же новая совершенно, — признается она.
Выход все-таки нашла. Выезжала на поля соседнего совхоза за 25 километров, где механизаторы-соседи уже работали на таком, и просто наблюдала за их действиями.
— Тебя кто научил на пресс-подборщике работать? – спросил главный инженер совхоза.
Его удивление было понятно, МТЗ-81 был очень капризным и ремонтировать его было крайне сложно. Даже бывалые трактористы не раз, матерясь, бросали его прямо в поле и отказывались на нем работать. У Алмы он функционировал, как швейцарские часы. Она аккуратно собирала высушенное сено, сворачивала катками в рулон и через положенное время выбрасывала готовый продукт с ленты на жесткую стерню поля.

Против лома есть приемы

В 1981 году ей исполнился 21 год. Она вышла замуж за Жумабека, разнорабочего с соседней фермы. После свадьбы он поддерживал супругу во всем, даже стал помощником тракториста. Алма уже была уважаемым в селе человеком, кандидатом в члены партии, депутатом областного совета народных депутатов.
В 1986 году они переехали в Актобе. Настоял муж: дети растут, нужно им образование дать хорошее. В самом городе купить жилье было невозможно, остановились на пригородном селе Лесное, где в свое время действовал лесхоз. Здесь для Алмы и супруга привычная работа нашлась. А в 1990 году они купили списанный с баланса лесхоза трактор с прицепом. Он и кормил семью, когда стал разваливаться СССР.
— Возили все, что умещалось в прицеп, — смеется Алма апа. – Продукты, вещи, мебель, стройматериалы, все, что попросят.
В начале 90-х пышным цветом расцвел рэкет. Узбекские предприниматели, боясь, что в городе их автофуры разграбят, останавливались в Лесном. Здесь они по частям перегружали свою продукцию в прицеп Алмы апай, и она везла ее на рынки города. С бандитами у нее разговор был короткий:
— Ну-ка, пошел вон отсюда! Сейчас милицию вызову, они вам здесь лавочку прикроют!
Видя ее непреклонность, сборщики дани понимали, что с ней лучше не связываться, и уходили.

В школу на прицепе

В середине 90-х в село, что в пяти километрах от города, перестал курсировать маршрутный автобус. Жителям приходилось добираться до областного центра на попутных и такси. Но в Лесном не было школы, и три десятка детей, учившиеся в городе, оказались в трудном положении. Оказать помощь, причем совершенно безвозмездно, вызвалась Алма апа.
— Я могу привозить и увозить их из школы, — предложила она родителям учеников.
Сказано — сделано. Заботливо постелила на днище тракторного прицепа старые одеяла, оборудовала его деревянными высокими бортиками, чтобы кто-нибудь из детей не вывалился.
Сотрудники дорожной полиции хорошо знали трактористку. Ее техника даже в те времена была единственным видом транспорта, который использовался в качестве грузового такси. Женщина за рулем трактора была вообще редким явлением.
Полицейские, увидев ее на дороге, лишь шутливо «брали под козырек». Но когда мимо дежурившего на этом отрезке трассы наряда полицейских неторопливо проехал трактор, из прицепа и из кабины которого на дяденек в формах с любопытством глазели с десяток детей, они возмутились.
— Апай, ну нельзя же так. Детей только на спецтранспорте можно возить, — пытался объяснить остановивший необычный школьный автобус полицейский.
— Спецтранспорт, говоришь?! – еле сдерживая гнев, спросила Алма. – Может тогда предоставите его, а я спокойно своими делами буду заниматься?!
Что-то в голосе женщины заставило инспектора ДП вовремя остановиться. Он взглянул на ставшее вдруг каменным лицо женщины и дал разрешение.
— Хорошо, езжайте, — махнул он рукой и поспешно ретировался к своему автомобилю.
— Ну ее к черту! – объяснил он напарнику. – С такими лучше не связываться. Да и права ведь она, детям без школы как?
Больше ее никто не останавливал. Полицейские, издалека завидев на дороге знакомый синий трактор, спешили свернуть с дороги или сделать вид, что не видят его.
Только спустя четыре года в село стал курсировать школьный автобус. Но дети, многие из которых, получив высшее образование, возглавляют солидные предприятия и госучреждения, до сих пор с теплотой вспоминают тот самый синий трактор Алмы апай.
Технику, которая кормила семью добрых полтора десятка лет, они продали в 2003 году.
— Купили вместо трактора автомобиль «УАЗ», мы ведь к тому времени открыли небольшой магазин на дому. Но я шесть лет ездила, не имея водительских прав, — смеется героиня нашей публикации. – Полицейские были все знакомые. Но потом все же решила сдать на права, неудобно на старости лет без прав ездить.
Ей сейчас 63 года, 45 из них она «крутит баранку». Трое ее детей выросли, обзавелись своими семьями, и необходимость добывать кусок хлеба отпала. Но она на покой не
собирается.


— Несколько лет назад устроилась в один из торговых домов Актобе менеджером, купила легковой автомобиль, — объясняет она. – Я ведь беспокойная душа, не могу сидеть на одном месте. Пока есть силы, буду работать.
Санат РАШ

Фото автора

Колонка "Взгляд"