Пришла весна, и вместе со снегом поплыл асфальт. Справедливости ради надо отметить: не все так плохо, бывало и хуже. Но зачем равняться на плохое? Тем более что проблема дорог уже поднимается на государственном уровне.
Ряд острых и справедливых вопросов задал на последнем съезде партии «Nur Otan» Президент страны Нурсултан Назарбаев: «Почему в одних областях дороги хорошие, а в других – плохие? Почему где-то ЖКХ функционирует стабильно, а где-то дает сбои?». Глава государства отметил важность расширения сети современных местных дорог, и особенно дороги до дома, и дал поручение местным исполнительным органам модернизировать все объекты региональной транспортной инфраструктуры, в том числе аэропорты, авто– и железнодорожные вокзалы.
Что делается в этом направлении, как бороться с нерадивыми водителями, какие новые авиасообщения появятся – эти и другие вопросы актюбинцы задали на прямой линии с начальником областного управления пассажирских перевозок и автомобильного транспорта Аязбаем УСМАНГАЛИЕВЫМ.[divider]
Вопрос от актюбинцев, проживающих на улицах Некрасова, Достык, проспекте Санкибай батыра и др.:
– Скажите, пожалуйста, когда будут ремонтироваться наши улицы и есть ли они вообще в планах? Мы надеемся, что это будет не просто ямочный ремонт.
– В нынешнем году финансовые средства на капитальный ремонт дорог по улицам Некрасова, Достык и проспекту Санкибай батыра не выделены. Однако согласно плану ремонтироваться данные магистрали будут в 2020-2023 годах по мере выделения финансовых средств.[divider]
Татьяна Махитка:
– Какие действия может предпринять пассажир к курящим водителям автобусов? Я езжу на 40 и 1 маршрутах, и очень часто водители во время поездки курят. Снимать на телефон – это не мое, да и боюсь агрессии со стороны кондукторов и водителей. Но что-то же можно сделать?
Ирина Сидорова:
– Меня раздражает, что водители нарушают одно из правил дорожного движения – нельзя разговаривать по телефону за рулем. Не буду говорить, что часто, но все же такие случаи не единичны. Что делать нам,
пассажирам? Другой вопрос – водители курят. Вот маршрут 8а практически каждое утро только трогается, и сразу дым повалил. Ну сколько можно!
– У нас есть отдел автомобильных дорог и пассажирского транспорта, со всеми претензиями людям надо обращаться туда. Действует центр управления движением (ЦУД). Контактный телефон: 41-67-65.
Также мы со своей стороны принимаем меры, чтобы водители не нарушали правила дорожного движения в части курения за рулем и разговоров по телефону. Я понимаю, что есть еще такие факты, когда пассажир делает замечание, и нет никакой реакции, но ведь 90% водителей сегодня добросовестно выполняют свою работу. Но, как и везде, есть люди, которые пренебрегают правилами, поэтому нам всем приходится с этим бороться. И победим мы это пренебрежение только тогда, когда все общество будет активно в этом участвовать. Пока люди будут молчать, ничего не изменится. В автобусе же не один человек едет, есть мужчины, молодые ребята, которые должны поддержать. Если общество не будет воспринимать негатив, то вместе мы все решим. Один человек или отдел, управление ничего не сможет, только вместе мы добьемся результатов. То, что мы хотим видеть, – наше отражение. Жизнь – это зеркало, и каким будет отражение в нем, зависит от каждого из нас.[divider]
Валентин Токарев:
– У меня вопрос по поводу обилечивания пассажиров. Когда был ажиотаж с повышением тарифов на проезд, тогда водители всем исправно вручали билеты, теперь же опять приходится требовать постоянно, сами не выдают зачастую. Что делать?
– Билеты у всех кондукторов есть в достаточном количестве. Опять же, сегодня кто-то их берет, а кто-то — нет. Поэтому, если бы все требовали и тут же в автобусе не выбрасывали, я не думаю, что кассир отказался бы выдать билет. Это просто наша нетребовательность. К примеру, раньше в магазинах мы же не требовали чеки, сейчас автобусный билет – это тот же чек. Требуйте, берите, тогда никаких вопросов не возникнет. Да, отдельные контролеры или кассиры могут не выдавать. Но мы все в одном обществе живем. Люди разные, надо знать свои права и требовать их исполнения. И в то же время мы должны видеть не только отрицательные моменты, но и положительные: когда контролер автобуса помогает выйти бабушке, или водители везут школьников, у которых нет денег. Наверное, таких примеров у нас немало. Негатив, конечно же, социально резче бьет, бросается в глаза. Но если мы будем видеть и делать добрые дела, то и другие задумаются – почему я так не смогу? Работа водителя – адский труд с раннего утра и до позднего вечера, огромная ответственность за людей в автобусе и, что не редкость, плохое настроение отдельных пассажиров. Люди, я думаю, должны и об этом тоже думать.[divider]
Алина Алиева:
– Сообщение между Актобе и райцентрами налажено. А вот между последними и поселками автобусы не ходят, люди добираются на попутках. Будет ли решен этот вопрос?
Сабит Нуримов:
– Дороги в поселках до райцентра в отвратительном состоянии. Об этом не раз говорилось на отчетных встречах районных акимов. Что планируете делать?
– Мы разработали программу ремонта всех дорог до 2025 года, охватили всю область, в том числе районные и подъездные дороги к населенным пунктам, поэтому все вопросы в указанный срок будут решены, 90% дорог будут покрыты асфальтом. Сейчас мы планируем разрабатывать проектно-сметную документацию. Если в этом году начнем, то в следующем приступим к работе по проекту и его финансированию, а в 2021 году начнем масштабные ремонтные работы. Собираемся за год выполнить большую часть всего запланированного объема. Когда утвердим план ремонтных работ, поместим его для сведения людей на сайте, порталах. В настоящее время работаем в рамках программы Комитета автомобильных дорог Министерства индустрии и инновационного развития РК, принятой в прошлом году. Согласно этому документу финансирование осуществляется 50 на 50, то есть при выделении 50% денег из республиканского бюджета 50% выделяются областным. Эта работа продолжится. На съезде партии «Nur Otan», как вы знаете, было поручено дополнительно выделить 350 миллиардов тенге на дороги местного значения, ранее уже было выделено 150 миллиардов. Основные дороги республиканского значения отремонтированы на первом этапе, теперь мы приступим ко второму – дороги местного значения, чтобы наладить сообщение между областными и районными центрами для удобства местных товаропроизводителей, общения жителей области, а также развития программы «Ауыл – ел бесігі».[divider]
Изглик Сарсенов:
– На такси в райцентр и областной центр люди ездят не от хорошей жизни. Чем автобусы лучше такси? Может быть, надо подумать о транспорте малой вместимости?
– Думаю, людям выгоднее все же ездить на автобусах – это прежде всего безопасность поездки, четкое расписание и контроль со стороны исполнительной власти. Сейчас мы устанавливаем GPS на всех автобусах на внутриобластных рейсах, чтобы отслеживать полностью весь маршрут передвижения и скорость, на межобластных трассах это уже есть. Контролируется нашим управлением. Особенно это актуально в зимний период, когда мы особо переживаем за наших пассажиров. И человек, садясь в автобус, может быть уверен, что доедет домой, потому что за маршрутом ведется постоянное наблюдение. Если остановка больше 50 минут, начинаем выяснять причины, и в случае необходимости предпринимаются соответствующие меры.
Мы сделали приложение «Aktobebus». Были нарекания, что GPS не работало. Не будем никого обвинять, но есть такая версия, что, когда автобус идет не по расписанию, почему-то всегда GPS выходит из строя. Будем дальше прорабатывать этот вопрос.[divider]
[box type=»shadow» ]Знаете ли вы, что…
С 1927 года в Актобе действует автобусная система, которая на сегодня насчитывает в среднем полсотни маршрутов и свыше 500 автобусов различной вместимости. По сравнению с другими городами стоимость проезда в Актобе считается одной из самых низких в Казахстане. Среднемесячного дохода актюбинцев в 2011 году хватало на 693 поездки в общественном транспорте (671 в Астане и 579 в Алматы). С начала 2015 года цена на проезд в автобусах всех типов составляла 55 тенге (0,16 доллара США). С 2018 года – 80 тенге. В 1982 году была введена в эксплуатацию троллейбусная система, которая в лучшие годы располагала 150 троллейбусами. Актобе стал пятым городом Казахстана, в котором появилось троллейбусное движение. В 2000-е годы численность троллейбусов постепенно снижалась (к моменту закрытия их осталось всего пять), а в 2013 году троллейбусная система прекратила свое существование (по материалам Википедии).[/box]
Ляззат Турсунова:
– Кайракты, Мамыт – раньше туда шел попутный автобус. Где он теперь? Еще один момент. Подрядчик выигрывает тендер, но дороги не чистит. Что с этим можно сделать?
– Да, о проблеме вашей мы знаем. Автобус ИП «Айтпаева» раньше ездил. Но в связи с тем, что рейсы стали убыточными, так как многие передвигаются на такси, своих машинах, владелец транспорта не покрывал затраты, поэтому и отказался от этого рейса. Сейчас стоит вопрос о субсидировании подобных маршрутов, производим расчеты. Дадим поручение районному отделу ЖКХ, обсудим с акимом района возможность восстановить это направление. Планируем также переговорить с руководством крестьянского хозяйства «Степное», для него важно общение с райцентром. Все вопросы на контроле. По очистке дорог, да, следует признать этот факт, фирма, выигравшая тендер, не всегда в полной мере исполняет свои обязательства. Нередко это происходит в связи с нехваткой средств. Мы занимаемся решением этой задачи.
По содержанию трасс у нас есть чат, где наши сотрудники выкладывают результаты патрулирования дорог. Мы видим отчеты – где знак покосился, с какой скоростью идет очистительная техника, какую конкретно работу ведет и т.д. Есть карты, все данные – где повороты, где спуски, какой протяженности. Могу с уверенностью сказать, что все под контролем. Только в этом году на дорогах области мы установили свыше 3 000 дорожных знаков и сигнальных тумб. В 2017 году – 764 знака, в 2018-м – 949, 2019-м – 1 200 знаков. Сигнальных тумб установлено в 2017 году – 1 559, 2018-м – 3 411, 2019-м –3 800. Еще планируем делать современную дорожную разметку, в 2017-м сделано 323 км, 2018-м – 424, 2019-м – 710 км. В прошлые годы в связи с отсутствием финансирования подобные работы не проводились. Сегодня в рамках поручения Президента страны очень большое внимание уделяется дорогам и автобусным сообщениям. В последние годы финансирование увеличилось, многие вопросы получили решение.[divider]
Инна Пинкина:
– В городе к «Керуенсити» сделана прекрасная современная развязка. Планируется ли где-то еще сделать аналогичные сообщения?
– Вы знаете, чтобы разгрузить транспортный поток, на «Керуенсити» построили хороший мост, красивая развязка получилась в 5 микрорайоне, на год раньше ввели в эксплуатацию подъездную развязку на АЗФ, на мосту «Сельмаш» продолжается строительство нового путепровода, расширяем подъездные улицы, на месте старого будет построен новый путепровод. Строится мост «Южный обход-2» через Илек (в сторону кольца Жилянки). Это будет современная трасса с освещением, тротуаром и другими сопутствующими атрибутами.
По сельским дорогам завершили направление Донской – Бадамша, начинаем строительство Кобда – Мартук, Шубаркудук – Уил, идут ремонтные работы по трассе Кобда – Уил, капремонт Кобда – Жиренкопа до границы с Соль-Илецком, продолжается ремонт направления Шалкар – Бозой, идет средний ремонт на дороге Покровка – Кенкияк до Эмбы, близко окончание строительства моста возле поселка Копа Хромтауского района. Продолжаются ремонтные работы по районным путям сообщения – на поселках Тассай, Тасоткель. Будет отремонтирована дорога на лагерь Мугоджары до поворота.
По поручению Президента страны Нурсултана Назарбаева внимание к сельским дорогам максимально усилено. Будем активно работать в этом направлении. Проекты готовы. Мы сегодня достигли 53% от плана удовлетворительного и хорошего состояния дорог в целом по области. Рост за 2 года составил 4%, это очень хороший результат. В 2017 году отремонтировано 150 км дорог, в 2018-м – 258, план на 2019-й – 298 км. На 22 объектах сейчас идет ремонт, также ожидаем высокий рост исполнения.
Кроме того, планируется начать строительство новых автовокзалов. Ищем лизинг. Место будущего строительства – перекресток на Иргиз, Карабутак, Кандыагаш, в Байганине, Кобде, Шубаркудуке. Это будут современные здания с электронными табло, с гостиницей, столовой, стоянкой, GPS-сопровождением и видеонаблюдением. И примеры подобного сервиса у нас в области уже есть – на трассе Западная Европа — Западный Китай это кемпинг «Аманат», также в Карабутаке, Жайсане, Мартуке, Актобе и Хромтау (категории А, т.е. максимум условий, в том числе и для детей) и т.д. Через каждые 100 км водитель должен отдыхать, поэтому обычно работодатели строго за этим следят. А мы создаем эти условия. Есть национальный стандарт, которого все мы должны придерживаться. Еще одно новшество для нас – это «Казвэй» – тоже из этого ряда, помещения временного пребывания, где можно попить кофе, привести себя в порядок, позвонить, пополнить баланс и пр. Нам есть куда развиваться.[divider]
Жанар Утепова:
– К кому можно обратиться по поводу проблем на железнодорожном транспорте?
– Что касается железнодорожных перевозок, напрямую это не входит в функциональные обязанности возглавляемого мной управления. Но так как это касается пассажирских перевозок, то в определенной степени эти вопросы также курируем. Мы субсидируем организацию движения поезда Шалкар — Актобе, проводим конкурсы, проверку вагонов. Если у вас есть вопросы, можете обращаться по телефонам:55-76-13, 54-45-97.
Также курируем авиаперевозки, аэропорты. В настоящее время открывается новая компания «FlyArystan». Это лоукостер, первый, наверное, открывшийся в Казахстане, «дочка» «Air Astana». Компания планирует осуществлять авиаперелеты по ценам в два раза ниже, чем у «Air Astana» за счет снижения затрат, тарифов, багажа и других особых условий. Первое направление будет Актобе – Усть-Каменогорск. В марте начнется реклама. Другое направление, которое отрабатываем, — Актобе – Шымкент. Мы провели переговоры с казанскими авиалиниями, подписали меморандум, сегодня отрабатываются технические и финансовые вопросы. Таким образом, в стадии решения направления на Казань и Санкт-Петербург. Кроме того, зимой ввиду востребованности 1 раз в 10 дней из Актобе есть рейс в Египет, специально для этого к нам приезжают россияне. В Дубай зимой авиаперелеты не востребованы. Но в мае откроем рейсы на летний период в Дубай и Анталию. Сейчас стали принимать и грузовые самолеты, нарабатывается практика.
Мы должны развивать транспортный потенциал нашего региона, ведь он стоит на перекрестке всех путей. А это значит, что впереди у нас большие планы и много работы. Мы готовы к ней.[divider]
На прямой линии дежурила Инесса ФАДЕЕВА