Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

ЖКХ: в ожидании реформ

Тема ЖКХ давно уже набила оскомину. В самое ближайшее время ее ожидают реформы, причем не только в части жилфонда, но и проектных организаций. Об этом и многом другом рассказывает председатель Агентства РК по делам строительства и жилищно-коммунальному хозяйству РК Серик Нокин.

— Серик Кенесович, вашим агентством проделана большая работа. Возводятся сотни объектов, развивается индивидуальное жилищное строительство. Можно ли говорить о том, что строительный рынок выдержал испытание кризисом?

— Да. И это радует. Как известно, в прошлом году завершилась реализация государственной программы жилищного строительства на 2008-2010 годы. В эксплуатацию введено порядка 19,6 миллиона квадратных метров жилья, в том числе в 2010 году – 6,4 миллиона. А это значит, что благодаря антикризисной программе Правительства не допущено резкого снижения объемов строительства.

— Вместе с тем в системе жилищно-коммунального хозяйства еще немало проблем.

— Сегодня мы работаем над программой развития ЖКХ до 2020 года. Скоро проект будет внесен в Правительство на рассмотрение и утверждение. Программа беспрецедентна по своим масштабам, задачам и финансированию. В ближайшие 10 лет будет отремонтировано 60 процентов тепло-, энерго- и канализационных сетей. На эти цели в ближайшие три года будет выделено свыше 260 миллиардов тенге. Как результат, к 2020 году количество аварий в жилищно-коммунальном секторе снизится на 70 процентов.

Продолжаем работу по улучшению технического состояния инженерных сетей и сооружений. Не секрет, что около 65 процентов требуют ремонта или замены. Обеспеченность водоснабжением жителей малых городов составляет всего 40 процентов. Что касается аварий в системах водоснабжения, то их число возросло на 4 процента, в водоотведении — на 33 процента. Аналогичная ситуация наблюдается и в тепло- и электроснабжении.

Не менее остро стоит вопрос жилищного сектора. Около 32 процентов многоквартирных домов требуют ремонта. Как один из вариантов решения этой проблемы — пилотный проект по термомодернизации. В Актобе это пока 20 домов, но в случае успешной реализации проекта их, надеюсь, станет больше.

— Проект по термомодернизации многоэтажных домов не единственный?

— Конечно, нет. Мы намерены запустить ряд проектов в водохозяйственном секторе. В частности, одна из программ — «Ақ бұлақ» — будет реализована в Балхаше Карагандинской области, в Семее Восточно-Казахстанской и Сарыагаше Южно-Казахстанской областей, на принципах софинансирования на основе государственно-частного партнерства, за счет средств республиканского бюджета, а также собственных и привлеченных средств частных инвесторов.

Ожидается, что уже к 2013 году по «пилотам» будут подписаны контракты на реализацию на основе государственно-частного партнерства. Предпочтение будет отдано серьезным инвесторам, готовым вложить средства в инфраструктуру с целью постепенного уменьшения объемов бюджетного финансирования. Не исключено, что позже этот опыт будет распространен на территории всего Казахстана.

— Агентство намерено реформировать систему технического регулирования отрасли.

Неоднократно поднимался вопрос и о переходе на еврокоды. Что это даст?

— Действительно, в целях повышения уровня отечественной строительной отрасли, а также создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций агентство приступило к реформированию системы технического регулирования. Повторюсь, толчком для пересмотра нормативной базы послужило моральное и техническое устаревание основной доли отечественных нормативов. Документы, большинство из которых были разработаны еще в 60-70-х годах прошлого столетия, препятствуют применению новых эффективных стройматериалов, конструкций, а также передовых технологий в строительстве.

Стимулом для перемен в этой сфере для нас стало вступление в Таможенный союз. Как известно, правительство Российской Федерации намерено перейти на евростандарты в строительстве уже до конца 2012 года. Почему это важно для Казахстана? Переход на еврокоды позволит использовать передовые технологии и инновации, а также устранит технические барьеры при реализации инвестпроектов.

Внедрение новой системы техрегулирования, основанной на еврокодах, достаточно сложный и длительный процесс. Мы уже приступили к 1 этапу реформирования, в рамках которого разработаны строительный техрегламент «Безопасность зданий и сооружений, строительных материалов и изделий», а также казахстанские строительные нормы, соответствующие еврокодам. Подготовлены к разработке национальные приложения к еврокодам, учитывающие климатические, геологические и другие условия Казахстана. Кстати, реформирование системы техрегулирования получило положительные отзывы отечественных и зарубежных экспертов.

— Правда ли, что аварийные дома будут сноситься, а жильцы переселяться в арендные дома без права приватизации?

— Сегодня в Казахстане насчитывается около 298 миллионов квадратных метров жилья, из них около полутора процентов — аварийные. В законе «О жилищных отношениях», который был внесен нами на рассмотрение в Парламент, кроме очередей для госслужащих, социально защищаемых слоев населения, участников ВОВ, мы предлагаем ввести отдельное направление — для владельцев аварийного жилья.

Для чего? К примеру, акимат специально для последних построил новый дом, но он не сможет заселить туда жильцов аварийного дома, потому что они попадут в общую очередь. Чтобы избежать этого, нужны изменения в законе.

Сегодня другой формы предоставления жилья из государственного жилфонда, как без права приватизации, участникам данной программы не предусмотрено.

— Качество строительных работ оставляет желать лучшего. Более того, не секрет, что в строительстве нередко используются дешевые материалы, что в свою очередь сказывается на надежности и безопасности зданий и сооружений. Решат ли грядущие перемены эту проблему?

— Действительно, нередки случаи, когда подрядчики в целях экономии средств используют некачественные стройматериалы. Мы предлагаем повысить ответственность застройщиков, подрядных организаций, специалистов авторского надзора, разработчиков проекта и технического надзора за применение дешевых материалов.

Что касается снижения качества работ, то причины этого в несовершенстве системы лицензирования, отсутствии достаточной квалификации и профессионализма участников строительства, не только проектировщиков, строителей, но и представителей служб технического и авторского надзора. Плюс ко всему несовершенно и законодательство в сфере госконтроля. Поэтому мы разрабатываем и вносим предложения в законопроекты и законы, которые должны коренным образом улучшить ситуацию в данной сфере.

— Как вы оцениваете качество работы проектных организаций?

— Ситуация в сфере проектирования оставляет желать лучшего. На местах представители авторского и технического надзоров и государственного архитектурно-строительного контроля должным образом не контролируют ход строительно-монтажных работ. Все эти факторы приводят к неизбежному ухудшению качества строительства.

Местным исполнительным органам – лицензиарам — следует ужесточить контроль за выдачей лицензии строительным организациям с регулярной проверкой достоверности их соответствия квалификационным требованиям. Кроме того, необходимо искоренить формальный подход к контролю качества строительства и привлекать к ответственности лиц, допустивших приемку объектов, не отвечающих требованиям госнормативов.

Не секрет, что сейчас любой желающий может получить лицензию, участвовать в тендерах и строить объекты любой сложности. Многие субподрядчики, не имея опыта, выигрывают тендера. В связи с чем агентством разработаны поправки в законодательство, предусматривающие введение трех категорий лицензий на строительство: первая — на работы особой сложности для компаний со стажем работы не менее 10 лет на сложных объектах; вторая — для компаний со стажем работы не менее 5 лет; третья — для всех остальных. Теперь проектировщик будет указывать, какие строительные компании могут вести строительство объекта — первой или второй категории. Тем самым будет ограничен доступ компаний-однодневок к тендерам. Одновременно для строителей станет невыгодным создавать компании для одного объекта, потому что если у них не будет стажа работы, они не смогут получить лицензию на сложные объекты.

К примеру, из 371 актюбинских фирм, имеющих лицензии на проектирование, только 20-25 процентов являются активными участниками сферы строительства.

— В Актобе согласно генплану районы Москвы и Курмыша должны застраиваться многоэтажными домами. Насколько это реально? Что будет с владельцами домов?

— Из-за ограниченности свободной для дальнейшего развития Актобе земли новым генеральным планом предусмотрена застройка этих районов многоэтажными домами. Учитывая их достаточную инженерно-техническую и транспортную обеспеченность, эти районы представляют интерес для застройщиков. При благоприятном экономическом климате и разработке специальной программы их градостроительное освоение возможно в ближайшие 10-15 лет.

Изъятие же земельных участков и снос домов будут производиться в предусмотренном законом порядке путем выкупа или предоставления равноценной жилой площади.

— Рост тарифов провоцирует рост неплатежей. В каком из регионов Казахстана наибольшие проблемы с оплатой комуслуг? И какой коммунальный тариф нуждается в пересмотре в первую очередь?

— Наибольшая задолженность наблюдается сегодня в Астане и Алматы, жители, которых задолжали коммунальным предприятиям порядка четырех миллионов тенге.

Что касается пересмотра тарифов, на мой взгляд, необходимо изменить тариф на водоснабжение. Стоимость этого вида услуги в прежние годы не позволяла предприятиям в полной мере выполнять программы по ремонту и реконструкции, что, в конечном счете, привело к увеличению износа основных фондов, росту непроизводительных потерь и снижению качества воды. Посудите сами, если в развитых странах стоимость кубометра воды примерно не менее доллара США, у нас же данная цифра не превышает полдоллара США.

Асия НУРПЕИСОВА

Колонка "Взгляд"