Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Знаток души человеческой

Фото из личного архива Оспана САНГИЛБАЕВА

Молодые врачи лечат сегодня пациентов, не вникая в хитросплетения его внутреннего мира. И это еще можно допустить со скидкой на хорошие профессиональные знания. Гораздо опаснее, когда в сфере образования неопытные специалисты не учитывают возрастные особенности развития детей. Доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии КазНПУ имени Абая Оспан САНГИЛБАЕВ считает, что в вузах страны незаслуженно сократили объем часов на гуманитарные науки, в частности, на изучение психологии.

Оспан Сейдуллаевич Сангилбаев посетил Актобе в рамках программы «Визитинг-профессор» ЗКГМУ имени Марата Оспанова. Как поясняет завкафедрой истории Казахстана и общественно-гуманитарных дисциплин этого вуза Жанар Толепбергени, приглашение столичного профессора было приурочено к 60-летию со дня основания медуниверситета. Неделю Сангилбаев провел в местном вузе. С его участием на курсе педагогики и психологии были организованы семинары для студентов, заседания в формате круглого стола, мастер-классы для преподавателей. Акцентировались вопросы профессиональной этики в современной медицине, поднимались проблемы нарушений этических, деонтологических принципов, выстраивалась образная модель идеального врача.
Именно с этих тем и началась наша беседа с профессором.

— Какие вопросы были рассмотрены на встречах со студентами медуниверситета? Проявляют ли они интерес к врачебной этике, психологии?

— С будущими врачами мы говорили на темы общения, взаимопонимания, формирования этической позиции по отношению к пациентам, коллегам. Надо сказать, что студенты продемонстрировали мотивированный выбор своей профессии. Чувствовалась заинтересованность, молодежь вникала в суть проблем, соглашалась с тем, что в современной медицине имеются упущения, связанные с этической стороной, предлагала способы их решений.
Врач должен уметь объяснить пациенту свое видение болезни, доступно изложить диагноз, обосновать назначение курса лечения. Внимание, речевой этикет, понимание состояния человека могут ускорить процесс выздоровления. В последние годы в некоторых клиниках страны стали вводить психологическую службу, которая вносит свою лепту в коррекцию поведения не только врача, но и пациента. Ведь медработник не робот, а живой человек, и также нуждается в понимании. Задача пациента — доступно объяснить, что его беспокоит.

— Если врач — профессионал, специалист своего дела, обязательно ли ему знать психологию человека?

— Вопрос профессионализма, конечно, доминирует, но этика формирует отношение к человеку. К сожалению, с введением кредитной технологии обучения во многих наших вузах сократили объем часов по курсу  психологии, прибавив лекций по специальным предметам. Из-за унификации (объединения или устранения лишнего) знаний по общеобразовательным и базовым дисциплинам страдают гуманитарные предметы. Руководители высших учебных заведений забывают, что их будущие выпускники будут работать в сфере «Человек-человек».
В советский период на курс психологии отводилось 72 часа, теория отрабатывалась на ситуативных тестах. Сейчас на этот предмет осталось всего 15 часов лекционных и 15 практических на втором семестре первого курса. За это время невозможно вникнуть во все тонкости психологии: чувства, эмпатию, рефлексию и другие.
Врач должен знать структуру личности — биологическую, психологическую, социальную направленности, определить темперамент, чтобы в верном ключе вести сопровождающий разговор. По типу личности судить о подходе к человеку: интроверту, к примеру, нужно доходчиво объяснять, настоятельно диктовать свои рекомендации, а экстраверт сам ориентирован на выздоровление, он еще и посоветует дополнительные методы лечения. Грамотный врач должен различать виды внимания: произвольная, непроизвольная, послепроизвольная; свойства: концентрация, устойчивость, переключение и др. И с молодых лет воспитать умение управлять своим вниманием.
Пока врач на собственном опыте дойдет до понимания психологических процессов, пройдет немало времени.
Я считаю, что предмет «Этика отношения к пациенту» или «Деловая этика» должен быть введен и на последних курсах вуза, на практических занятиях. Количество часов по психологии в вузах — это один из проблемных вопросов.
Не имея этических принципов, врач подрывает авторитет профессии. Разве этично, к примеру, выписывать пациенту дорогостоящие препараты, договорившись с фармацевтическими компаниями?

— Допустим, в медуниверситетах сократили часы по педагогике и психологии за счет спецдисциплин. А как обстоит дело в педагогических вузах, делается ли там упор на изучение психологии ребенка?

— Сокращение часов по гуманитарным наукам идет повсеместно, в том числе и в пединститутах. В том-то и беда. Я готовил диссертацию на тему внимания школьников, проводил исследования, насколько они могут управлять своим вниманием в процессе учебы, посещал занятия. Наблюдал, как некоторые педагоги не учитывают возрастные особенности детей, предлагают наглядные пособия, схемы в больших объемах, не зная, что ребенок не в состоянии охватить все это одномоментно. Некоторые учителя занимаются самопрезентацией, отвлекая внимание детей своим внешним видом, красивой речью. Некоторые интересно объясняют материал, но не могут раскрыть суть темы, не доносят до сознания ученика то, что ему пригодится на экзаменах или в будущей профессии.
Система оценивания в школах, домашняя подготовка детей сейчас во многом сведены до формализма. Ребенок дома механически читает параграф, что-то заучивает, пересказывает и учитель ставит ему «пять». А другой ребенок не только читает тему, но и пересказывает, допустим, маме или сестре, анализирует, находит дополнительный материал. И тоже получает «пять». Молодежь разучилась читать книги, запоминая только эмоционально-окрашенную сторону проблемы и упуская из виду главное. Сейчас в государстве предпринимаются шаги по обновлению содержания образования, и это, на мой взгляд, своевременные меры.

—  Оспан Сейдуллаевич, насколько я знаю, вы в Актобе провели семинары и со школьными психологами. На ваш взгляд, справляются ли психологи с проблемами, возникающими в детских коллективах?

— Как вы сами считаете, способен ли один психолог охватить 800-1 000 детей? Сегодня школьные психологи превращаются в исполнителей прихоти директоров, завучей, классных руководителей: «Разберитесь с таким-то ребенком, мы с ним не справляемся». Я работал в школе-гимназии и смог убедить директора, что желательно иметь психологов в трех параллелях: начальном звене, среднем и старшем.
Нашим российским коллегам в этом плане повезло больше, сейчас в экспериментальных школах России психологи работают по четырем направлениям: диагностика, профилактика, консультация и коррекция. Мало того, в ведомствах образования у них имеется свой методист-психолог, который разрабатывает практические рекомендации, проводит апробации различных программ.
В Казахстане школьные психологи, во-первых, получают небольшую зарплату, во-вторых, не имеют категорий, как учителя. Возможно, поэтому многие психологи предпочитают частный бизнес.
В ноябре прошлого года мы создали Казахское общество психологов, думаю, что сообща сможем решить все эти проблемы.

— И последний вопрос. За рубежом модно иметь своего психолога, и любую трудную ситуацию разрешать с помощью специалиста. У нас же многие говорят: «Зачем мне психолог, я и сам справлюсь». Тем более что услуги у частников недешевые.

— Я склонен считать верной вторую позицию. Человек сам себе психолог, другой вопрос — его надо просвещать в социально-психологическом плане. Опять же в России в экспериментальных школах ввели факультативный курс психологии с 1 по 10 классы, и суицидов у них практически не стало. Потому что ребенок вооружается приемами психологической защиты, умеет анализировать, самостоятельно находить решение проблемы.
Профессиональный психолог нужен человеку при подготовке к экстремальной ситуации, чтобы он не испытал стресс, дискомфорт, или после экстремальной ситуации. Спортсменам, к примеру, необходимо психологическое сопровождение перед соревнованиями.
Отмечу, что я сам пришел к этой профессии уже в возрасте. Из учителей ушел в науку, и мой выбор был осмысленным. Хочу сказать, что знание хотя бы основ психологии необходимо каждому человеку в быту и на работе. Не для того, чтобы становиться манипулятором, а для того, чтобы налаживать контакты, умело разрешать, а не обходить возникающие конфликты.
Гульсым НАЗАРБАЕВА

Колонка "Взгляд"