Очередную ступеньку к славе покорил победитель «Жас қанат-2012» Димаш Кудайбергенов.
На первом международном фестивале исполнителей популярной музыки «Мейкин Азия», прошедшем в Кыргызстане, он завоевал Гран-при.
Кыргызское слово «мейкин» означает «просторный». Фестиваль, девизом которого стал слоган «Дружба народов», собрал талантливых вокалистов из Кубы, Филиппин, Турции, России, Армении, Южной Кореи, Китая, Азербайджана, Таджикистана, Казахстана, Узбекистана, Индонезии и Кыргызстана. Первое мероприятие в таком формате состоялось в живописном местечке, расположенном недалеко от кыргызской столицы Бишкека — городе Чолпон-Ата.
— Это туристический город, он расположен на берегу озера Иссык-Куль, — начинает беседу Димаш. — Мы с родителями приехали сюда за несколько дней до фестиваля, успели искупаться в теплых водах озера, прогуляться по горным тропам, прокатиться верхом на лошади.
Выступить в Кыргызстане Димашу предложила дирекция международного фестиваля «Азия дауысы». Кроме него, Казахстан представляла лауреат конкурса «Жас қанат» Гульнара Дамаева. Первый день фестиваля был посвящен народной музыке. Каждый из 25 участников исполнил песню на родном языке. Димаш выбрал самую любимую из своего репертуара «Дайдидау». Она звучит выигрышно в исполнении нашего земляка, так как, обработав ее мелодию, добавив новые краски в кульминацию, Димаш показывает не только огромный диапазон своего голоса, но и красоту незатейливой мелодии, нежные чувства, скрытые в рифмованных народом словах. Первые строчки он исполняет проникновенно, негромко. Зритель и не догадывается, какой силой обладает голос этого хрупкого на вид мальчика. Артист все больше раскрывает грани своего мастерства. И вот уже на последних словах лавиной непостижимо высокого звука прорывается отчаяние от разлуки с любимой. Тут Димаш показывает свой потрясающий фальцет. Как залу не взорваться аплодисментами?
Позже Димашу и его родителям рассказывали, что руководители продюсерского центра из Казахстана испытывали в этот момент ни с чем не сравнимое чувство гордости, а кыргызы с сожалением признавали: участник из соседней страны имеет все шансы стать победителем.
По условиям конкурса, на второй день нужно было исполнить популярную эстрадную песню. Димаш выбрал «SOS d`un terrien en detresse» на французском языке. Грегори Лемаршаль принес этой композиции мировую известность.
— В песне меня привлекла музыка: сложная, но очень красивая. У меня такой же высокий тенор, как и у Грегори. Текст учил на слух, позже взял несколько уроков французского, чтобы подправить произношение. Да, эта песня наполнена болью, человек страдает от того, что не может покинуть тело и взлететь в небо, как птица. Не знаю, насколько мне удается передать эти эмоции, — продолжает парень.
Судя по реакции зала, ему все удалось. А было ли волнение? Предполагал ли Димаш, что завоюет даже не призовое место, а Гран-при фестиваля?
— Волнение, конечно, бывает перед каждым выходом на сцену. Но здесь я не столько о себе думал, сколько за честь страны переживал, ведь я представлял Казахстан и должен был оправдать надежды. Всегда сложно выступать в прямом эфире, боишься каких-то технических неполадок. Но все обошлось. Честно говоря, о Гран-при я даже не мечтал. Моими соперниками были сильные артисты, например, украинский лауреат «Новой волны», солист оперного театра из Китая. Приятно, конечно, получать такие высокие награды. Но для меня не это главное. Главное — быть услышанным.
Наш разговор плавно переходит к теме звездности и славы. В 19 лет оказаться в центре лучей софитов, окруженным видео — и фотокамерами, микрофонами. Осознавать, что тебя узнают на улицах. Каково это?
— Я стал узнаваемым после «Жас қаната». Могу сказать, что рад каждому узнавшему меня. Мне приятно, что меня слушают, что мое искусство кому-то доставляет удовольствие. Но это не моя заслуга. Я всегда благодарен своему учителю — заслуженному деятелю РК, артисту Марату Айтимову. Мои награды — это его заслуги, его труд. Я не сразу так запел, мне надо было многому научиться. Это даже как-то несправедливо: мой учитель работает со мной, отдает все силы, а слава достается только мне. Я благодарен всем преподавателям музыкального колледжа имени Ахмета Жубанова. Гран-при в Кыргызстане — это также заслуга продюсерской группы.
— Что значит музыка в твоей жизни? Много ли времени ты посвящаешь занятиям вокалом?
— Я не представляю себя и свое будущее без музыки. Распеваюсь почти каждый день, но по настроению. Когда мне грустно или плохо, я не пою совсем. Много занимаюсь перед выступлениями. А за три часа до концерта перестаю разговаривать, молчу. Это проверенный опыт — так меня научили педагоги. Иногда я устаю от своих песен, тогда слушаю классику, зарубежную эстраду. Бывает, я ухожу в себя, замыкаюсь. В такие моменты много размышляю, и только о музыке, строю планы, стараюсь заглянуть в будущее. Мне будет очень плохо, если вдруг я не смогу выступать. Сцена для меня – все, это мой дом, на сцене я живу. Не могу передать словами ощущения, которые дарит сцена.
Все в жизни Димаша подчинено служению искусству. Он занимается спортом, плавает, по утрам бегает ради того, чтобы поддерживать вокальные данные физическими. Мечтает петь в сопровождении оркестра, как Роза Рымбаева, записывать свои клипы, писать свои песни. Еще больше мечтает выступить на конкурсе «Новая волна», каждая победа сегодня – это ступенька к Юрмале. После конкурса «Жас қанат» о Димаше говорили: «По этому парню опера плачет». Вполне возможно, что мы еще услышим его имя на знаменитых оперных подмостках.
Прощаясь с сыном четы Айтбаевых, я понимаю, что не смогла найти ответ на свой главный вопрос. Обычный парень, спокойный, скромный, уверенный в себе, у него много друзей, он не любит «тусоваться», ненавидит клубы с грохочущей музыкой, учится на третьем курсе колледжа по специальности «академическое пение», увлекается фильмами с участием Джеки Чана, смотрит «Властелин колец», «Такси», сериал «Студенты». Но откуда у этого юноши могут быть такие глубинные чувства? Он поет казахскую «Дайдидау», украинскую «Я люблю тільки тебе», и в глазах, кристально-чистом голосе – искренние чувства. Французская «SOS d`un terrien en detresse», итальянская «Jamaica» — и опять эмоции, завораживающие слушателей. Может ли вчерашний подросток таить в себе столько духовности? Не его ли наставник вкладывает собственные переживания в пение ученика?
— Многие вещи в искусстве связаны с внутренним миром человека, — отвечает на это Марат Айтимов. — Духовность, умение сопереживать даются Всевышним. Сколько ни учи человека, сколько ни воспитывай, если этого нет, передать невозможно. Сегодняшние 18-19-летние девушки и парни еще, по сути, дети. Димаш для меня тоже ребенок, но ребенок с большой душой. Возможно, он и сам не осознает этот дар свыше. Он очень открытый, добрый и в окружающих людях видит только хорошее. Таким настроем делится со зрителем. За годы работы в колледже я понял, что не все одаренные ученики становятся настоящими артистами. Как и в любом деле, здесь нужен труд, упорство в достижении целей. Я стараюсь не только учить студентов вокалу, но и воспитывать в них какие-то общечеловеческие ценности. Как бы высоко ни вознесся человек, он всегда должен оставаться человеком. И Димаш, один из моих лучших учеников, понимает это, он много работает над своим мастерством. Уверен: его сегодняшние победы — только начало большого пути.
Гульсым НАЗАРБАЕВА