Оренбургскому государственному областному театру кукол 77 лет. Актюбинский театр «Алакай»
на пятьдесят лет моложе.
Но несмотря на почтительную разницу в возрасте, взаимные гастроли двух театров продолжаются уже 10 лет. В канун закрытия
27-го сезона нашего театра оренбуржцы представили актюбинской детворе несколько незабываемых постановок.
Как просветила корреспондента «АВ» актриса Галина Мирошниченко, театр кукол родился тогда, когда родился театр вообще. Отталкиваясь от этой установки, поговорим о, казалось бы, вполне известном жанре. Именно казалось, пока я не посмотрела спектакль «Коза-дереза» по пьесе Михаила Супонина.
Зрелище захватывает, не по-детски вовлекает тебя: злишься на взрослых людей, не разглядевших лицемерия, ждешь, когда козни Дерезы раскроются, и справедливость восторжествует… И очень жалела, что я не из числа тех зрителей, к которым обращаются герои: «А вы как думаете, ребята…?»
Куклы выполнены в привлекательных ярких тонах, плюс незамысловатые, понятные декорации – все в классическом ключе. Дед, бабка и внучка – куклы-тантамарески (это когда лицо – актерское, а от шеи и до низу – собственно кукла). Как подсказала молодая актриса Арина Юдинцева, кукла висит на шее. Прочие персонажи – куклы тростевые, достаточно сложные в управлении. Из-за них и завязался разговор.
— А как же играется кукольный спектакль для взрослых? Ведь на сцене всего лишь кукла. Кроме виртуозной техники кукловода остается только голос? – спрашиваю артистов.
— Не только голос, гораздо большее: «вхождение» в образ, актерская энергетика, — полагает Галина Мирошниченко.
— Мистика?
— Возможно, она. Понимаете, отношение к кукле такое же, какое у скрипача к скрипке: ты планируешь что-то отдать, и она тебе помогает добиться цели. А если отдать получилось, то возвращается гораздо большее, — уточняет Арина.
Арина, Галина и еще один актер Александр Казамирский рассказали много интересного. Например, что работа в театре кукол считается одной из самых сложных.
— Когда я узнал, что приехал педагог Вадим Смирнов и набирает класс, еще больше утвердился в выборе быть артистом театра кукол: здесь интереснее, здесь большее мастерство, чем в каком-то другом театральном жанре, ведь профессия «актер синтетического театра» предполагает различные способы существования на сцене, — вспоминает о своем приходе Александр.
Еще актеры поделились восторгом о своих маленьких зрителях. Например, что ребенок несет цветы не обязательно главному персонажу, а самому искренне сыгравшему. Что в разных регионах дети тоже разные, и это всегда держит исполнителей в тонусе. Наверняка читателю будет приятно узнать, что маленькие актюбинцы очень внимательны, сосредоточены и более приучены к восприятию спектакля, а вот высказать мнение лучше умеют оренбуржцы.
Обратив внимание на далеко не полный зал и узнав, что такая картина наблюдалась во все дни гастролей, спросила у директора «Алакая» Асии Курманалиной, в чем причина невнимания взрослых к детской академической культуре. И услышала монолог-анализ, который будет полезен всем читателям, ищущим ключик к сердцу своего ребенка.
— Да, обидно за зрительское равнодушие, за равнодушие актюбинцев к культурной жизни вообще. Ответственные мамы и папы всегда пребывают в поиске: как говорить с чадом на его языке? И редко до кого доходит, что обсуждение спектакля и будет находкой. «Тебе понравилось? А как ты считаешь..?» — эти вопросы не только укоротят дорогу к взаимопониманию, но и покажут уровень развития ребенка, его наклонности, интересы. Родители сейчас так заняты добыванием денег, что совсем не думают о том, что внимание к ребенку, время, проведенное вместе, – самое достойное и перспективное вложение.
27-й театральный сезон в областном театре «Алакай» закрылся в минувший выходной постановкой по пьесе Нелли Осиповой «Полторы горсти», премьерой этого сезона («АВ» писал о ней в февральском номере). Сказка о добре, заботе, которой часто так не хватает родителям… Как уточнила Асия Курманалина, с открытием нового сезона «Алакай» ждет ребят с мамами и папами каждое воскресенье.