Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Зрителю нужны местные телепродукты

Для чего известный казахстанский журналист Ержан Сулейменов смотрит сериалы, какие фильмы собственного производства ждут нас в ближайшее время и о чем поют на «Хабаре»?

Недавно в Актобе в качестве тренера семинара «Новые медиа для гражданских инициатив» побывал Ержан Сулейменов. Многие актюбинцы больше помнят его как ведущего новостей на «31 канале». Сегодня Ержан — креативный директор агентства «Хабар» и тренер Института медиастандартов (Алматы). Кроме того, журналист очень известен в социальных сетях и даже обучает пользователей тому, как стать популярным в интернете.

— Ержан, что входит в обязанности креативного директора «Хабара»?

— Прежде всего, это работа с рейтингами и медиаизмерениями, поиск новых форматов, помощь продюсерам каналов с разработкой идей, работа с аутсорсерами по разработке и реализации проектов.

Агентство «Хабар» — это компания, которая состоит из трех телеканалов — «Хабар», «Ел арна», «Caspionet», а также радиостанции «Classic», вещающей классическую музыку.

Сейчас компания готовится вступить в период реструктуризации, чтобы наладить новые системы управления. Планируется добавить в структуру «Хабара» новости 24-часового формата, скорее всего, добавится образовательный канал «Білім» («Знание»). Возможно, будет создан телеканал-агрегатор для того, чтобы собрать весь оригинальный казахстанский контент (информационное наполнение. — Авт.) и выводить его потом на вещание на весь Таможенный Союз.

В наших планах — создать для обеспечения всех этих каналов новостным контентом мультимедийную конвергентную новостную редакцию.

— Какие изменения происходят в программе телеканала, что зрители увидят нового и интересного?

— С прошлого года «Хабар» несколько реструктуризировал сетку, отказался от формата делового информационного канала и повернулся в сторону более универсального, семейного телевидения.

Так, был выпущен новый казахстанский сериал — семейная сага «Жаным». Он прошел в эфире довольно успешно. Этим летом был запущен сериал «К вам едет доктор Ахметова», в сентябре начался его премьерный показ. Думаю, можно назвать этот сериал медиасобытием. У него очень интересный формат, внутри скрещено несколько сюжетных линий. Это история о женщине, детском враче-реаниматологе. Есть в сериале и любовные, и криминальные истории, в общем, думаю, зрителям скучно не будет.

Также снимается вторая часть сериала «Жаным-2»,в котором молодые герои переезжают в Астану.

На «Ел арна» должен выйти сериал «Алдар Көсе», который снимал известный режиссер Дин Махаматдинов. Это очень дорогой и качественный проект, костюмированная сказка, снятая на казахском языке.

Летом запустили еще один народный проект, юмористическую программу «Әзіл кеш». На нашем канале есть довольно большой архив, таких как «Бауыржан-шоу», «Тамаша», и есть права на них. Они довольно хорошо смотрятся. Многих людей, которые участвовали в этих программах, уже нет, и нам не хочется терять память о них.

— А как насчет различных реалити-шоу?

— Проект «Шіркін life» стартовал на канале «Ел арна» довольно успешно, мы разрабатывали его вместе с Айгуль Мукей. Формат реалити довольно интересный, в нем наши «звезды» то в ауле, то в армии, то еще где-то попадают в разные ситуации. Проект довольно смотрибельный.

В сентябре мы также запустили на «Хабаре» молодежные айтысы. Как оказалось, из-за того, что у нас три года не было телевизионных айтысов, появился возрастной разрыв между известными исполнителями и молодежью, и сейчас мы хотим этот пробел восполнить. Людям в регионах очень интересен этот проект.

— Часто можно услышать, что в Казахстане низкая конкуренция между телеканалами. Вы согласны с этим мнением?

— Я считаю, что на рынке телевидения довольно большая конкуренция. Сравнительно новый игрок — «7 канал», в этом году заключил стратегическое партнерское соглашение с компанией «ВайТ Медиа» Тимура Вайнштейна. Эта российская компания является производителем программ разного формата для российского телевидения, в основном они делают программы для «РТР», «Первого канала». У «7 канала» активно выросла доля в рынке. Сейчас канал «СТВ» приступил к ребрендингу (изменение бренда. — Авт.) и начал активно развиваться.

Сегодня многие говорят, что госканалы малоэффективны. Понятно, что у государственного телевидения много госзаказа, который, мягко говоря, не приносит рейтинга. Но сейчас все стараются выстраивать свои сетки в соответствии с запросами телезрителей.

— Что мешает развиваться так, как хотелось бы?

— Если честно, проблема в том, что у нас мало денег. По оценкам компании «Видео интернешнл», казахстанские национальные каналы заработали за год около 103 миллионов долларов. Для сравнения: на Украине сборы составили 350 миллионов, а сборы одного «Первого канала» в России — порядка 1 миллиарда долларов в год. Поэтому и бюджеты аналогичных проектов у нас раза в три меньше, а это накладывает определенные ограничения.

— И в каком направлении движется постсоветское телевидение?

— Практически все, что производит сегодня российское телевидение — купленные форматы. Единственное, что там свое — это придуманные еще в советское время КВН и «Что? Где? Когда?».

Вообще, тренды таковы, что местные продукты люди воспринимают лучше, и они пользуются большей популярностью. Это поняли украинцы, они за последний год адаптировали порядка 50 разных форматов — сериалы, игровые шоу, викторины, талант-шоу. То есть они покупают на них права и ставят собственные версии. Мы тоже намерены двигаться в этом направлении.

Но опять все упирается в деньги. На сегодня одна серия хорошего турецкого сериала стоит 8 тысяч долларов, серия российского «Глухаря», который приносит приличные рейтинги, — 8-12 тысяч, а одна серия в Казахстане будет стоить 25-30 тысяч долларов. Потому что у них все поставлено на поток, а у нас нет телефабрик, мало оборудования, профессионалов, павильонов. Это все равно, как купить б/ушный автомобиль за границей или создать его самим.

Все кинопродюсеры говорят: чтобы развить производство своих сериалов, нужно для начала покупать иностранные сериалы и адаптировать их. Россияне ведь тоже так начинали: они покупали «Дурнушку Бэти» и сделали «Не родись красивой», фильмы «Моя прекрасная няня», «Счастливы вместе», «Кто в доме хозяин» сделаны так же.

В России была технология киносериалов, но это были дорогие многосерийные художественные фильмы. А телевизионное «мыло» делать не умели, пришлось покупать.

Сейчас в России наступила эпоха оригинальных сценариев, они начали создавать свои фильмы.

— Что больше всего любит смотреть казахстанский зритель и как на это реагируют телеканалы?

— Самые смотрибельные программы — это сериалы, турецкие и корейские, а также российский «Глухарь». Близки к ним по позициям программы канала КТК «Портрет недели» и «Другая правда». У КТК-шных новостей тоже высокие рейтинги. Также зритель любит хорошие художественные фильмы. Растет доля казахоязычной аудитории, и это тоже надо учитывать.

Думаю, в ближайшее время на казахстанском телевидении появится много различных талант-шоу. Уже есть «Х-фактор», запускается «Фабрика звезд», наверное, будет еще много различных подобных шоу.

— А лично у вас какая любимая телепередача?

— На российском ТВ — «Прожекторперисхилтон», это отличный образец приготовленных экспромтов. На казахстанском телевидении я люблю проект «Спой» на «Хабаре», это голландский ТВ-формат, купленный нами в прошлом году.

«Спой» — это формат развлекательной психологической программы, там нет призов и победителей, люди приходят туда, чтобы в песне рассказать другому человеку о своих чувствах к нему — о любви, ненависти, попросить прощения. Это такой замес песен и старой советской программы «От всей души», ведет ее Кымбат Хангельдина. От «Спой» — слезы на глазах и ком в горле. Например, удивительно трогательно было слушать песню мальчишки, обращенную к отцу, которого он не видел, тот рано умер.

— А сериалы смотрите?

— Смотрю, в основном, те, что производят по заказу «Хабара». И не только по долгу службы. Они мне нравятся, потому что местные, с местными историями. Смотрю то, что показывают конкуренты, а также россияне — чтобы понимать, что есть на рынке. А так, для себя, смотрю, например, ментовские сериалы, но не от начала до конца сезонов, а фрагментарно.

— В сети вы часто обсуждаете рецепты блюд. Не было ли мысли стать ведущим кулинарного шоу или у нас их и так переизбыток?

— Кулинарных шоу много не бывает (улыбается). Но у нас не такой уж большой спрос на них у зрителя. На Западе кукинг-батлы (кулинарные битвы — Авт.) и программы, где показывают, как готовить то или иное блюдо, очень популярны. Причина простая — там много людей, у которых хобби готовить сложные блюда. А у нас в регионе вообще привычная кухня очень простая — сварили мяса, и обед готов. Да, сам я готовлю, но пока предложений вести такой проект не поступало. Может быть, сам сделаю что-то для интернета.

— Какое самое сложное блюдо вы можете приготовить?

— Наверное, спагетти болонеза, если судить по ингредиентам.

— Вы регулярно обновляете статусы в Твиттере, обсуждаете что-то в Фейсбуке, ваш «агент» почти всегда зеленый. Сколько часов в сутки вы проводите в Интернете?

— Часа 3-4 точно. Это время уходит на просмотр почты, диалоги в Твиттере-Фейсбуке, чтение новостей, мониторинг блог-платформ и так далее. Это важно, чтобы понимать, какие тренды идут в Казахстане для продвижения видео и информации агентства, размещенных в сетях.

Интервью взяла

Мария КОРЖЕВА

Колонка "Взгляд"