29 мая 2013 года на стадионе «Мунайшы» города Атырау сводный оркестр в тысячу человек исполнял лучшие кюи. Таким образом казахстанское музыкальное сообщество по инициативе Атырауского областного акимата отметило 190-летие великого Курмангазы. Это был праздник небывалого доселе размаха.
В слове мы –
сто тысяч я
Казахская народная музыка – это в основном кюи, главный инструмент – домбра. Домбра может отобразить многое, если не все, что мы видим, слышим и осязаем: трепет былинки и безудержную байгу, тончайшие движения души и трагизм разорения, ожидание праздника и первый скок жеребенка… А если одновременно с домброй звучат кобыз, баян, ударные, басы? Тогда многозвучие жизни можно выразить в одном трехминутном кюе!.. Именно топот тысячного табуна, в гривах которого сила ветра и дрожь земли, на которой его не удержать, буйство туч и схватки жигитов с врагами, восхищение человека картинами природы и его же тоска по другу – это весьма отдаленное обозначение того, что воспроизвела тысяча музыкантов из разных регионов Казахстана, собравшихся на стадионе «Мунайшы». Кроме произведений Курмангазы звучали кюи Дины Нурпеисовой, Туркеша, музыка Нургисы Тлендиева, Ахмета Жубанова…
Надо сказать, что подобный опыт – собрать рекордное количество исполнителей – у атыраусцев уже есть. В 1957 году во время проведения I Гурьевского областного фестиваля молодежи и студентов на этом же стадионе играл сводный оркестр из 500 музыкантов. Инициатором идеи выступили Ахмет Жубанов и Нургиса Тлендиев, а основная организаторская нагрузка легла на Сейлхана Кусаинова. В областном историко-краеведческом музее событию посвящена экспозиция. Сотрудники музея позаботились о том, чтобы мероприятие по случаю 190-летия кюйши посетили все тогдашние участники, ныне проживающие в Атырау.
Дирижеру оркестра казахских народных инструментов имени А. Жубанова Актюбинской областной филармонии имени Г. Жубановой, профессору Каиргали Кожанбаеву в 1957-м было 19 лет, в сводном оркестре он играл на домбре:
— В то время смотры художественной самодеятельности были регулярными, упор делался на ансамбли и оркестры народных инструментов. Отличившихся включили в пятисотенный оркестр. Партитур нам не выдавали, все играли на слух – вот какой исполнительский уровень был уже тогда!
Еще Каиргали Усенгалиевич рассказал, что из пятисот музыкантов отобрали пятьдесят и создали новый оркестр, который в 1958 году стал лауреатом на Всесоюзном фестивале художественной самодеятельности. В фондах вышеуказанного музея хранятся документы, свидетельствующие о небывалом успехе оркестра казахских народных инструментов. После фестиваля коллектив давал концерты с аншлагом в Колонном зале Дома Союзов, на ЗИЛе, во многих московских ДК и на концертных площадках: москвичи не отпускали гурьевцев, пока вволю не насладились их мастерством.
Народ силен традициями, и замечательно, что музыкальное наследие сохраняется и развивается. Именно этот факт очень точно засвидетельствован формой исполнительского состязания кюй тартыс. На нынешнем фестивале в Атырау на кюй тартысе были представлены несколько исполнительских школ: Таттымбета (Полатбек Ташимов), Казангапа (Жайлау Асылханов), мангыстауская домбровая школа (Газиза Узакбаева), западноказахстанская (Батыржан Мыктыбаев), Даулеткерея (Ермек Казиев) и Дины Нурпеисовой (Айгуль Улкенбаева и Серик Алибеков). Своеобразие продемонстрированного кюй тартыса не только в разнообразии игровых манер: тему у домбристов виртуозно перехватил на клавишных Арман Жайымов, далее к импровизации подключился оркестр, исполнивший в финале столь любимый на западе Казахстана кюй Курмангазы «Адай».
Сценарист и режиссер мероприятия Акмарал Машимова в интервью корреспонденту «АВ» выразила общую идею фестиваля:
— Посмотрите, сколько участников!.. В слове мы – сто тысяч я: отдельно взятый музыкант – раз, отдельный коллектив – два, и наконец – огромный сводный оркестр. Конечно, это не состязание, это – идея. И каждый, внося свою лепту в общее дело, помогает идее реализоваться.
Открылся фестиваль парадом оркестров-участников. Всего по стадиону «Мунайшы», приветствуя полные зрителями трибуны, прошло девятнадцать коллективов разного статуса. Возглавил шествие легендарный оркестр имени Курмангазы. За ним следовали оркестранты Актобе, Астаны, Караганды, Атырау, Уральска, Мангыстау, Костаная, Астраханской (РФ) и Атырауской областей.
Далее музыканты разместились на импровизированной сцене согласно группам инструментов, и… начался собственно праздник.
По окончании концерта каждому дирижеру, каждому оркестру и каждому оркестранту были вручены сертификаты.
— Эти сертификаты — очередное подтверждение исполнительского уровня музыкантов, неважно, где они обучались профессии. Я очень горда тем, что перед 10-летним юбилеем нашего оркестра мастерство моих коллег украсило событие исторического масштаба. Атырау спасибо прежде всего за праздник музыки. Это и своеобразное исполнение завета предков: «Өлі риза болмай, тірі байымайды», — считает главный дирижер оркестра имени
А. Жубанова Мадина Кабижанова.
Лица фестиваля кюев
В селе Алтынжар Володарского района Астраханской области, где покоится прах великого кюйши, действует региональный культурный центр имени Курмангазы. Оттуда приехал ансамбль домбристов «Атамура», который тоже вошел в сводный тысячный оркестр. Руководитель ансамбля Бекжан Уразов многое рассказал для читателей «АВ».
Во-первых, астраханцы благодарны акиматам Актюбинской и Атырауской областей за костюмы, в которых второй год выступает ансамбль. Во-вторых, Бекжан отметил человеческое участие губернатора своей области в судьбе ансамбля:
— Мы представляем Астраханское областное общество казахской культуры «Жолдастық» (в Астраханской области проживает более двухсот тысяч казахов, шестьдесят процентов из них – в Володарском районе. – Примечание ред.). В трудный момент губернатор Геннадий Жилкин, понимая, что ансамбль надо сохранить, и прежде всего для молодежи, взял нас на областной бюджет. И факт нашего приезда – показатель его мудрого хозяйствования.
Кстати сказать, после республиканского фестиваля кюев из Атырау в Алтынжар на продолжение празднования юбилея отправилась делегация, в составе которой и Казахский государственный академический оркестр имени Курмангазы.
Орак Жауров руководит оркестром «Нарын» при Атырауской филармонии имени Жантурина. На вопрос, что подвигло его к активному участию в организации юбилея, ответил так:
— Мы стали забывать о преемственности поколений, и я с радостью для себя отмечаю, что молодежь снова тянется к истокам. Как результат этого стремления – возрождение оркестров народных инструментов. Посмотрите, сколько молодежи участвует сегодня в сводном оркестре!
Мидхат Сабыржанов, артист оркестра имени А. Жубанова (бас-баян), в концерте 1957 года участия я не принимал:
— Но я видел, как Нургиса Тлендиев дирижировал огромным оркестром на этом стадионе!.. То было историческое событие. А сегодня очередное, более масштабное, и я в нем участвовал – я горд этим.
Надо сказать, что для полноты и яркости звучания произведений в оркестр казахских народных инструментов в 20-30-е годы ХХ века ввели баян. В нынешнем сводном оркестре баянистов было более шестидесяти! Кроме Мидхата Сабыржанова из актюбинских баянистов еще играли Гарифолла Жаксыбеков и концертмейстер оркестра имени А. Жубанова Сергей Митрохин.
Из числа концертмейстеров хочется отметить и актюбинскую кобызистку (прима-кобыз) Жанар Ошакбаеву, выпускницу Алматинской консерватории имени Курмангазы.
Низкий поклон Ахмету Жубанову, благодаря инициативе которого музыка Курмангазы, почти всю жизнь подвергавшегося гонениям, теперь является достоянием нашего государства.
Жаль, что юбилеи – явление нечастое, но свидетели и участники 190-летнего юбилея Курмангазы Сагырбаева всегда с гордостью будут говорить: «Мы сопричастны к этому событию».
Кстати
Согласно задумке организаторов, сводным оркестром дирижировали разные дирижеры. Среди них и молодые, и умудренные опытом. Кюй Курмангазы «Алатау» был исполнен под управлением актюбинского дирижера Каиргали Кожанбаева.
Справка «АВ»
На самом деле год рождения Курмангазы известен приблизительно, но точно то, что родился он в Западно-Казахстанской области в урочище Жидели, в семье бедняка Сагырбая. Тяга к домбре и музыке у мальчика проявилась очень рано. Это заметил заезжий кюйши Узак: он предрек сыну бедняка великое будущее и по возможности развивал его талант. В 18 лет Курмангазы покинул дом и начал непростую жизнь бродячего музыканта. Кроме Узака его друзьями были Махамбет Утемисов и Исатай Тайманов. Когда Курмангазы узнал о гибели старших друзей, он создал кюй «Кишкентай». Есть версия, что музыкант просился в повстанцы, но Исатай и Махамбет ответили ему: «Мал еще». Кюй, исполненный трагизма и глубоких личных переживаний, сыгранный тысячей музыкантов, которыми в тот момент дирижировал Жанас Бекентуров, пожалуй, еще никогда так не воздействовал на слушателя…
Еще один друг Курмангазы Никита Савичев, оренбургский поэт и журналист, так отзывался о кюйши: «Сагырбаев – редкая музыкальная душа, и получи он европейское образование, то был бы в музыкальном мире звездой первой величины». Курмангазы посвятил Савичеву кюй «Лаушкен».
Татьяна ВИНОГРАДОВА,
Актобе — Атырау — Актобе