За неполные 20 лет независимости Казахстан добился поистине выдающихся достижений. И одно из наиболее значительных среди них – это избрание первым среди стран СНГ, Азии, мусульманского и тюркоязычного мира председателем Организации безопасности и сотрудничества в Европе. Более того, как сказано в недавнем заявлении Президента Нурсултана Назарбаева, «3 августа нынешнего года Совет министров иностранных дел стран-участниц ОБСЕ принял окончательное решение о проведении в Астане 1-2 декабря 2010 года Саммита этой крупнейшей международной Организации». Предстоящее проведение в столице Казахстана после 11 лет перерыва Саммита ОБСЕ станет впечатляющим результатом многолетних внешнеполитических усилий Главы нашего государства. Именно в контексте этого важнейшего решения и состоялось наше интервью с действующим председателем Организации, государственным секретарем – министром иностранных дел Казахстана Канатом САУДАБАЕВЫМ.
— Уважаемый Канат Бекмурзаевич! Во-первых, примите мои поздравления в связи с замечательной новостью, прозвучавшей в заявлении Президента. Это событие, имеющее большое значение для каждого казахстанца. Именно поэтому, зная о вашем участии в неформальной встрече в Бодруме министров иностранных дел тюркоязычных стран, я решил воспользоваться представившейся возможностью встретиться с вами на земле братского народа Турции и задать несколько вопросов по поводу Саммита. Предлагаю начать наш разговор с вашей оценки значения данного решения.
— Историческое значение этого решения для нашей страны объективно и емко определил Президент Назарбаев, заявив следующее: «Это историческое решение представляет собой справедливую оценку достижений независимого Казахстана. Сегодня Казахстан превратился в активного участника обеспечения глобальной безопасности, источник мира, согласия и стабильности. Известный своей справедливостью казахский народ первым среди стран Азии и постсоветского пространства принимает у себя Саммит такой авторитетной Организации. Никогда ранее Казахстан не добивался такого признания».
Верю, что эти слова затронули сердца всех казахстанцев, которые по праву могут гордиться этим беспреце-дентным международным успехом своей страны, достигнутым под выдающимся лидерством ее Первого Президента, архитектора и строителя нового Казахстана Нурсултана Назарбаева.
Поэтому будет справедливо в первую очередь поздравить с этим выдающимся международным событием именно его, нашего признанного общенационального Лидера.
— Позвольте привести отрывок из одного материала в Интернете, чтобы продолжить наш разговор вопросом, связанным с ним. В размещенной недавно на сайте влиятельного американского фонда «Джеймстаун» статье известного американского эксперта есть такие слова: «То, как Казахстану удалось убедить страны-участницы ОБСЕ поддержать сначала его заявку на пост председателя, а затем и инициативу провести Саммит ОБСЕ, представляет собой хрестоматийный пример эффективной публичной дипломатии. Политические лидеры и дипломаты Казахстана грамотно реагируют на внешнюю критику и способны убедить своих зарубежных коллег в том, что положительные перемены действительно имеют место. Экономика Казахстана и его стремление занять ведущее место на региональной политической арене воодушевляют политических лидеров страны идти к покорению новых рубежей». Что вы скажете по этому поводу?
— Да, я тоже прочел эту статью. Действительно, такой оценки, как «хрестоматийный пример», удостаиваются немногие. Международные эксперты также говорят о том, что наше председательство придало новый импульс демократическому обновлению не только в Казахстане, но и во всем регионе, что оно значительно усилило европейский вектор нашего государства.
С подобными положительными откликами о председательстве Казахстана доводится знакомиться и в печати, и на телевидении, и на интернет-сайтах. Все это является еще одним проявлением объективного признания международным сообществом выдающегося лидерства нашего Президента в строительстве экономически сильного и демократически развитого Казахстана, его весомого личного вклада в обеспечение региональной и глобальной безопасности.
На неофициальной встрече в Акбулаке Нурсултан Назарбаев выступил с глубокой и содержательной речью. Это было выступление не только Главы государства, возглавляющего ОБСЕ, но и человека, для которого вопросы безопасности, созидания и сотрудничества как в своей стране, так и в глобальном масштабе стали квинтэссенцией деятельности, смыслом жизни. Эта речь также стала важным фактором единодушной поддержки участниками встречи предложения Нурсултана Назарбаева о проведении Саммита ОБСЕ в текущем году в Астане.
В связи с этим хочется выразить нашу искреннюю признательность за поддержку решения о Саммите всем участвующим в Организации государствам.
Предстоящий Астанинский саммит станет ярким свидетельством признания со стороны международного сообщества того важного вклада, который Казахстан и его общенациональный лидер вносят в укрепление международной безопасности и сотрудничества, преодоление противоречий между Востоком и Западом, создание единого сообщества безопасности на евроатлантическом и евразийском пространстве.
Сегодня мы с полным основанием можем заявить, что предстоящий Саммит станет венцом успешной внутренней и внешней политики Главы нашего государства за все годы независимости.
— В связи с этим вспоминается ваш рассказ о визите Главы нашего государства в сентябре 2006 года в США и его переговорах с тогдашним американским президентом Джорджем Бушем-младшим.
— Непосредственно перед встречей с главой Белого дома по просьбе Госдепа США мы уговаривали Нурсултана Абишевича не поднимать в ходе беседы с его американским коллегой тему ОБСЕ. Но наш Президент, в очередной раз проявив свое редкое умение решать главный вопрос момента, без околичностей и прямо поставил перед Бушем этот вопрос.
Американский президент тоже сразу «взял быка за рога» и спросил: «Ну подумайте сами, насколько Вам нужно это председательство? К стране-председателю там предъявляют кучу требований. Вы окажетесь под лучами прожекторов. Все ваши действия будут рассматриваться через увеличительное стекло, критиковаться. Вам это надо?»
На языке дипломатии это, конечно, означало явное противодействие нашей кандидатуре. И все же Нурсултан Абишевич убедительными аргументами, железной логикой и своим удивительным человеческим обаянием сумел изменить мнение лидера великой державы. Тут же, в Овальном кабинете Белого дома, Буш поручил тогдашнему госсекретарю Кондолизе Райс поддержать кандидатуру Казахстана на председательство в ОБСЕ, что стало определяющим фактором положительного решения СМИД ОБСЕ в Мадриде 30 ноября 2007 года.
Надо сказать, что и другие государства не сразу поддержали кандидатуру Казахстана. На протяжении последних лет, встречаясь со своими коллегами из разных стран, Президент последовательно и настойчиво добивался их поддержки председательства Казахстана в ОБСЕ.
В связи с этим наряду с высоким международным авторитетом Назарбаева хотел бы отметить силу его убеждения, высокое дипломатическое мастерство и редкую человеческую харизму.
После решения о нашем председательстве в ОБСЕ Президент вновь поставил высокую цель, в достижение которой мало кто верил, — провести Саммит Организации в Астане в год нашего председательства. Теперь и эта цель достигнута.
Трудно переоценить актуальность и стратегическую важность этой инициативы Главы нашего государства для обеспечения безопасности и сотрудничества на огромном пространстве ответственности ОБСЕ, для развития самой Организации.
Сегодня мы и наши партнеры по ОБСЕ намерены перейти от концепции «пространства безопасности» от Ванкувера до Владивостока к созданию единого евроатлантического и евразийского «сообщества безопасности». Верю, что результатом такой встречи на высшем уровне станет новое политическое понятие — «Дух Астаны», который в современных геополитических реалиях будет естественно и логично вытекать из Хельсинкского заключительного акта. Это позволит нам достойно отметить 35-летний юбилей нашей Организации и подвигнуть ее на новые достижения в XXI веке.
Когда мы говорим о председательстве Казахстана в ОБСЕ, всегда уместно помнить о том, что мы удостоились этой чести первыми среди постсоветских, азиатских, преимущественно мусульманских и тюркоязычных стран. Справедливо рассматривать председательство Астаны в этой уважаемой Организации как блестящий результат внешнеполитической деятельности Главы нашего государства, объективное признание его высокого международного авторитета и лидерства в обеспечении региональной и глобальной безопасности.
До Казахстана председательские функции возлагались уже на 19 стран-участниц ОБСЕ, но немногим из них удалось провести у себя Саммит Организации.
Я искренне верю в то, что руководители 55 государств — членов и 12 стран — партнеров ОБСЕ, которые впервые за 11 лет соберутся все вместе под председательством Президента Казахстана, смогут дать мощный импульс возрождению ОБСЕ, ее успешной адаптации к новым реалиям и положить начало новой эре партнерства на евроатлантическом и евразийском пространстве.
— Перечислите, пожалуйста, для наших читателей, какие до этого были саммиты.
— Недавно международная общественность отметила 35-летие Хельсинкского заключительного акта. В связи с этим я, как действующий председатель Организации, выступил с заявлением, в котором подчеркнул, что за прошедшие десятилетия этот исторический документ нисколько не потерял своей значимости. Новаторская и всесторонняя концепция, одобренная в Хельсинки руководителями 35 государств, и сегодня в рамках ответственности ОБСЕ остается важным фактором безопасности и сотрудничества. Утвержденные тогда военно-политическая, экономико-экологическая и гуманитарная составляющие общей безопасности до сих пор являются основой деятельности Организации. И фундамент этой политики заложен в 1975 году на Хельсинкском саммите.
Последующие саммиты проходили: в 1990 году в Париже, в 1992 году вновь в Хельсинки, в 1994 году в Будапеште, в 1996 году в Лиссабоне и в 1999 году в Стамбуле. Теперь, через 11 лет, намечается проведение Саммита в Астане. Глава нашего государства подчеркнул, что проведение этого форума даст возможность продемонстрировать мировому сообществу в год 35-летия Хельсинкского заключительного акта эволюцию и развитие ОБСЕ «от Хельсинки до Астаны».
— Среди всех саммитов для нас, наверное, самым важным является Будапештский.
— Каждый саммит Организации сыграл свою важную роль. Для нас, конечно, особое значение имеет Будапештский, на котором три ядерные державы — США, Россия и Великобритания — предоставили Казахстану как первому государству в мире, добровольно отказавшемуся от ядерного оружия, свои гарантии безопасности. Вскоре после этого аналогичные гарантии нам дали и Франция с Китаем.
В 1992 году в ходе Саммита, проходившего в финской столице, Президент Назарбаев, закрепив своей подписью присоединение нашего государства к Хельсинкскому заключительному акту, четко обозначил то непреложное обстоятельство, что Казахстан будет придерживаться ценностей, указанных в этом знаменательном документе.
Исключительное значение имел и Саммит, на котором принята Парижская «Хартия новой Европы». Казахстан в рамках своего председательства уделяет значительное внимание 20-летию этого документа, сыгравшего большую роль в развитии ОБСЕ.
Первое заседание Лиссабонского саммита 1996 года запомнилось нам тем, что на нем председательствовал наш Президент Нурсултан Назарбаев. Теперь в этом ряду для нас самым важным станет предстоящий Саммит ОБСЕ в столице Казахстана — Астане.
Глава нашего государства в январском обращении к странам-участницам ОБСЕ по случаю вступления Казахстана на пост председателя заявил: «Именно сегодня настало время, когда лидеры стран-участниц ОБСЕ должны проявить политическую волю и дать ответы на непростые вызовы, стоящие перед их народами. Саммит не только даст мощный импульс адаптации ОБСЕ к современным вызовам и угрозам, но и повысит доверие, уважение наших народов к самой Организации». Поэтому главным приоритетом нашего председательства в ОБСЕ с первых дней стала реализация этой стратегической международной инициативы Президента, которая сегодня является объективной необходимостью, вызванной поистине тектоническими изменениями на евроатлантическом и евразийском пространстве.
— Известно, что работа по подготовке к председательству в ОБСЕ ведется годами. Расскажите, пожалуйста, какие рубежи преодолены на пути к нашему председательству, для чего мы стремились к этой цели?
— О том, что Казахстан стремится стать председателем в ОБСЕ, было заявлено еще 18 февраля 2003 года. Тогда впервые на Постоянном совете Организации в Вене была озвучена наша заявка. С того момента значительная часть усилий государства, и в первую очередь его дипломатической службы, была направлена на достижение поставленной цели.
Теперь о том, для чего мы выдвинули свою кандидатуру на пост председателя. Прежде всего, исходя из наших национальных интересов, мы стремимся обеспечить надежную безопасность и стабильность в Центральной Азии, в том числе в Афганистане, что является важнейшим фактором поступательного развития Казахстана. Также мы хотим усилить роль Казахстана как своеобразного цивилизационного моста в диалоге между Западом и Востоком. Следующей задачей было добиться повышения роли и конкурентоспособности нашего государства на международной арене. Все это подкреплялось успешным социально-экономическим и демократическим развитием нашей страны, обеспечением основополагающих прав и свобод граждан, повышением их благосостояния.
К нашему председательству назрела острая необходимость усилить саму ОБСЕ, повысить уровень доверия между странами к востоку и к западу от Вены. Не раз высказывались критические замечания о необходимости реформировать ОБСЕ, повысить ее эффективность. О том, что стагнация или возможность развала Организации создали бы взрывоопасный вакуум в зоне ее ответственности, также предупреждал Нурсултан Назарбаев в своем обращении при вступлении Казахстана на пост председателя ОБСЕ.
На председательском поприще Казахстан оказывает всемерное содействие повышению авторитета и потенциала данной Организации для ее сохранения и укрепления как действенного инструмента международной безопасности и сотрудничества.
Ну а если формулировать совсем уж кратко, то Астанинский саммит преследует цель возродить «Дух Хельсинки» в новых исторических условиях.
— Председательство Казахстана перешло свой экватор, идет уже его восьмой месяц. Что показал опыт пройденного периода?
— Известно, что председательство в ОБСЕ Глава государства назвал стратегическим национальным проектом. Действительно, для нашей страны, для ее будущего этот проект имеет непреходящее значение.
Мы уже сейчас видим, что председательство в ОБСЕ придало мощный импульс демократическому развитию страны и повышению качества жизни казахстанцев.
Наше председательство служит дальнейшему усилению единства и патриотизма народа Казахстана. Несомненно и то, что претворение в жизнь государственной программы «Путь в Европу», которая разработана и принята в ходе подготовки к нашему председательству, явится новым качественным рубежом в развитии независимого Казахстана.
Одним из принципов председательства Казахстана является одинаковое наполнение трех корзин Организации. Первая из этих корзин — военно-политическая. Мы с самого начала прилагаем усилия к переходу от концепции «пространства безопасности» к «сообществу безопасности». По второй корзине в центре нашего внимания стоит поиск адекватных и своевременных ответов на потенциальные долгосрочные экономические и экологические вызовы миру, безопасности и стабильности. По третьей — гуманитарной — корзине мы стремимся вносить свой достойный вклад в обеспечение основополагающих прав и свобод человека.
И сегодня, по истечении семи месяцев нашего председательства в ОБСЕ, мы с удовлетворением воспринимаем положительные оценки странами-участницами политического лидерства Казахстана в этой уважаемой международной Организации. Партнерами особо подчеркнута наша успешная консолидация усилий международных организаций в урегулировании конфликтов на постсоветском пространстве.
— Говоря о «регулировании конфликтных ситуаций на постсоветском пространстве», вероятно, вы имели в виду ситуацию в соседнем Кыргызстане?
— Не только ее. В качестве председателя мы много сил приложили к урегулированию затяжных конфликтов на всем постсоветском пространстве. Приднестровье, Нагорный Карабах, противостояние Грузии с Абхазией и Южной Осетией — все эти конфликты не имеют легких решений, тем более за один год председательства. Но предпринять максимум усилий для диалога, поиска компромисса между противостоящими сторонами, подготовить позитивные предпосылки для разрешения конфликтов в перспективе можно и нужно. Именно в этом направлении мы и работаем.
Что же касается кризиса в Кыргызстане, то прежде всего в результате совместных усилий Нурсултана Назарбаева, президентов США и России Барака Обамы и Дмитрия Медведева удалось остановить сползание этой страны к гражданской войне. В тревожные дни и ночи кризиса ярко проявился высокий международный авторитет Главы нашего государства как в Центрально-Азиатском регионе, так и за его пределами.
Говоря о «днях и ночах», я отнюдь не преувеличиваю. В тот момент, когда ситуация в Кыргызстане резко обострилась, наш Президент находился в Вашингтоне, на Антиядерном саммите. Так вот, днем он участвовал в работе Саммита, выступал, давал интервью, встречался с руководителями других государств, а ночью (ведь в это время у нас день) разговаривал по телефону с Астаной, Бишкеком, давал соответствующие поручения. Именно Нурсултана Назарбаева в этот кризисный момент лидеры США и России попросили взять на себя тяжелейшую работу по урегулированию кризиса, предотвращению гражданской войны в этой стране.
Нам, как братской республике и председателю ОБСЕ, еще предстоит сделать немало для помощи Кыргызстану. Проведение референдума — это лишь первый рубеж на пути к восстановлению законности и правопорядка. Теперь надо решать накопившиеся социально-экономические проблемы, восстанавливать разрушенное. Именно поэтому Глава нашего государства предложил программу экономического возрождения Кыргызстана, над реализацией которой уже работают правительства двух братских стран. Этому будет посвящена международная донорская конференция в сентябре в Алматы под патронатом Президента Назарбаева.
— Одно из испытаний для казахстанского председательства — это развитие ситуации в Афганистане. Мы еще раз убедились в сказанном, когда вместе с вами совершили краткосрочную поездку в эту страну. Глава нашего государства на Акбулакской встрече министров иностранных дел стран-участниц ОБСЕ подчеркнул: «У меня нет сомнений в том, что ОБСЕ сегодня необходима новая стратегия в отношении Афганистана». В чем ее смысл?
— Кардинальные изменения, происшедшие в мире в последние годы, требуют от стран-участниц ОБСЕ, особенно от их руководства, принятия достойных мер, адекватных новым вызовам, которые возникают в зоне ответственности Организации. И если говорить об этом применительно к Афганистану, то задача ОБСЕ в данной стране заключается в том, чтобы помочь афганскому обществу перейти с вооруженного противостояния на путь созидания.
За всю историю Афганистана эту страну никому не удавалось покорить. События конца ХХ и начала XXI века еще раз подтвердили, что военного решения «афганской проблемы» нет. Поэтому уже сегодня, не дожидаясь ухода сил международной коалиции, важно готовить афганский народ к мирной жизни. В этих целях Казахстан, начиная с нынешнего года будет обучать в своих средних специальных и высших учебных заведениях по 200 афганцев ежегодно. Для этого выделено 50 миллионов долларов.
Будет проведена большая работа и по развитию торгово-экономического сотрудничества с ИРА, оказанию ей гуманитарной помощи. Поэтому Казахстан недавно открыл в Кабуле представительство нашей Торгово-промышленной палаты. И, наконец, на предстоящем Астанинском саммите положение в Афганистане будет в числе главных пунктов повестки дня.
— Вернемся к теме Саммита. Как вы объясните то, почему он столько лет не созывался? Какие вопросы будут рассматриваться на этом форуме?
— Действительно, последний Саммит ОБСЕ состоялся 11 лет назад в Стамбуле. Хотя известно, что за эти годы неоднократно предпринимались попытки его организовать. Однако эти предложения не находили поддержки со стороны всех участников сообщества.
Почему? Причин много. Главная из них, видимо, заключалась в отсутствии повестки, достойной обсуждения на уровне лидеров стран- участниц ОБСЕ. За прошедшие годы в мире произошли огромные изменения, к сожалению, не во всем в лучшую сторону. Среди них и глобальный экономический кризис, который хотя и стал в последнее время ослабевать, тем не менее, продолжает оказывать значительное влияние на современную геополитическую и геоэкономическую ситуацию. И сегодня как раз настало время, когда лидеры стран-участниц ОБСЕ должны совместно выработать адекватные ответы на эти вызовы и угрозы, определить дальнейшие перспективы жизнедеятельности нашей Организации. Возникшая в период «холодной войны» СБСЕ-ОБСЕ должна повысить свою эффективность, подняться на новый уровень развития.
Для формирования оптимальной повестки дня Саммита мы ведем последовательную активную работу с партнерами по ОБСЕ. Пока же, я предполагаю, ее основными вопросами могут быть подтверждение всех принятых ранее в рамках Организации обязательств, будущее евроатлантической и евразийской безопасности, включая «процесс Корфу» и проект Договора европейской безопасности, борьба с новыми вызовами и угрозами, ситуация в Афганистане и Кыргызстане, вопросы прав и свобод человека, других универсальных ценностей.
Казахстанским председательством странам-участницам уже представлены видение Саммита, его цели и ожидаемые результаты.
Уверен, что предстоящая встреча на высшем уровне 1-2 декабря в Астане еще раз продемонстрирует нашу общую приверженность принципам и обязательствам, лежащим в основе ОБСЕ, наше искреннее стремление создать по-настоящему единое и неделимое сообщество безопасности, даст новый импульс деятельности этой авторитетной международной Организации.
— В Казахстане никогда ранее не проводились международные форумы такого масштаба. Помимо делегаций 55 стран-участниц Организации прибудут и представители ряда государств-партнеров ОБСЕ в Азии и Средиземноморском регионе. Немало делегаций примет участие в качестве наблюдателей. Что вы можете сказать об организационных аспектах подготовки к Саммиту?
— Безусловно, отныне подготовка к Астанинскому саммиту и его успешное проведение являются не только главной задачей нашего председательства в ОБСЕ, но и поистине общенациональным приоритетом.
Как справедливо заявил Президент Назарбаев, «проведение Саммита ОБСЕ — первого международного форума такого масштаба на всем постсоветском пространстве — это не только высокая честь, но и большая ответственность. Теперь важно обеспечить его подготовку и проведение на высочайшем организационном уровне. У нас есть уникальный шанс продемонстрировать главные ценности нашего общества — толерантность, уважение традиций, доверие и взаимопонимание».
У нас нет никаких сомнений, что и с этой задачей Казахстан успешно справится.
— Сегодня Казахстан не просто участник международной политики, как это было ранее. Наша страна фактически влилась в ряды тех, кто активно влияет на эту политику. Нет сомнений в том, что Саммит превратится в одно из знаменательных событий на евразийском пространстве, а по большому счету — и во всем мире, что он значительно поднимет престиж нашей страны, авторитет нашего Президента, благодаря которому нам удалось добиться такого признания. Теперь конкретный вопрос. На неофициальной встрече министров иностранных дел время проведения Саммита определено как «до конца года». Буквально на днях Глава государства заявил, что достигнута договоренность о проведении Саммита 1-2 декабря текущего года. Что вы скажете по этому поводу?
— Действительно, 3 августа Совет министров иностранных дел стран-участниц ОБСЕ единогласно принял официальное решение о проведении Саммита организации 1-2 декабря в Астане.
В этот поистине звездный час Казахстана, учитывая историческое значение предстоящего события, было в высшей степени справедливо, что решение о созыве Саммита объявил именно Нурсултан Назарбаев, Глава государства, возглавляющего ОБСЕ, и подлинный творец этого выдающегося международного успеха Казахстана.
— Благодарю вас за то, что, несмотря на напряженный график подготовки к Саммиту, уделили столько времени и подробно ответили на мои вопросы. Желаю вам успешного проведения столь знаменательного форума!
Беседовал Сауытбек АБДРАХМАНОВ Турция, Бодрум, 6 августа 2010 г.
Фото Сергея БОНДАРЕНКО, Болатбека Отарбаева
Перевод с казахского Госмана ТОЛЕГУЛУЛЫ