Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Звездный путь степного парня

Незадолго до своей гибели космонавт Виктор Пацаев спас двоих коллег от неминуемой гибели. Этот неизвестный факт из жизни Героя Советского Союза «АВ» рассказала его младшая сестра Галина Ивановна.

Первый самолет — в 10 лет!

— Виктор родился 19 июня 1933 года в Актюбинске, но детство его прошло в Алге. Помню брата высоким мальчишкой с россыпью коричневых веснушек на носу, открытым взглядом больших зеленых глаз и с книжкой. Читал Виктор запоем, особенно книги про летчиков. К примеру, повесть о Валерии Чкалове он перечитывал несколько раз, — вспоминает наша собеседница.

А еще будущий Герой Советского Союза с детства интересовался техникой. В десять лет он уже ремонтировал движок и насос для полива огорода. Весной 1943 года увлекся изготовлением моделей планеров из тонких деревянных реек и папиросной бумаги. Свой первый «самолет», на крыльях которого красовались красные звезды, он назвал «Чкаловец».

Еще одно увлечение — геология — привело Виктора после окончания школы в Московский геологоразведочный институт им. Орджоникидзе.

— Он успешно сдал экзамены, но для поступления ему не хватило всего одного балла. Зато сразу был зачислен в Пензенский индустриальный институт. Окончив его в 1955 году, получил направление в Центральную аэрологическую обсерваторию Главного управления гидрометслужбы СССР, — продолжает Галина Ивановна.

 

Конструктор, испытатель

За три года работы Виктор вырос до должности старшего инженера. А как только в космос полетели первые спутники земли, из конструкторского бюро ЦАО, где проектировались и создавались небольшие метеорологические ракеты, он перевелся на предприятие, где строилась мощная космическая техника.

По работе Виктор часто встречался с генеральным конструктором космических систем Сергеем Павловичем Королевым.

— Особенно нравилось мне в Сергее Павловиче то, — рассказывал брат своей сестренке, — что он был хозяином своего слова. Придешь к нему — он внимательно тебя выслушает, расспросит и обязательно поможет.

В 1965 году Виктор подал заявление на имя Королева о переводе в отряд подготовки космонавтов. А свое решение объяснил просто: «Я конструктор. Проектирую космическую технику на земле, хочу испытать ее в полете!».

В отряд подготовки космонавтов Виктор был зачислен 27 мая 1968 года. С мая 1969 по июнь 1970 года он проходил подготовку по программе «Контакт» (испытание системы стыковки лунных кораблей на околоземной орбите) в качестве борт-инженера экипажа активного корабля «Союз» вместе с Л. Воробьевым, а затем с П. Климуком.

Коллегам импонировала собранность, жесткая внутренняя самодисциплина Виктора Ивановича, готовность к самым сложным и серьезным исследованиям.

Характеристика о том, что по уровню подготовки, моральным и политическим качествам, а также функциональным возможностям организма Пацаев рекомендуется для выполнения космического полета в качестве инженера-испытателя на корабле «ДОС №1», была подписана в феврале 1971 года полковниками Шаталовым, Леоновым и генерал-майором авиации Кузнецовым. До старта в космос оставалось три месяца и одна неделя.

 

Они мне обязаны жизнью

А вот об этом факте из жизни Виктора Ивановича мало кто знает.

— Незадолго до полета в космос и своей гибели мой брат спас жизнь двум космонавтам. Об этом он рассказал мне сам, — вспоминает Галина Ивановна. — Виктора направили в командировку на Кавказ в Бюраканскую обсерваторию, которая находится высоко в горах. Там он знакомился с устройством и работой телескопа: ему предстояло работать с телескопом «Орион» на борту первой орбитальной станции «Салют». В горах была расположена спортивная база космонавтов в виде небольшого деревянного домика со спортивным инвентарем. Недалеко возвышались снежные вершины гор, от которых тянуло прохладой. Из-под ледника с гор мчался вниз бурный поток. Он прорезал в горах узкое глубокое ущелье.

Вечером Виктор пришел на спортивную базу поужинать и переночевать. Там уже находились космонавты Валерий Быковский и Андриян Николаев.

Поужинали. Виктор остался в домике, а Быковский и Николаев вышли прогуляться на свежем воздухе. Ночь выдалась звездная, но темная, безлунная. Вдруг Виктор услыхал крик. Он выскочил из домика и увидел, как по берегу бегает Андриян Николаев и кричит:

— Валера, держись! Я тебе сейчас помогу!

И в чем стоял, в том и прыгнул следом за другом в бурлящий ледяной поток. Оказывается, Валерий Быковский не заметил в темноте расщелину, шагнул в пустоту и упал в горную речку.

Виктор быстро оценил ситуацию, забежал в домик, схватил веревку, фонарь и снова выбежал на берег. Грохочущий поток заглушал слова, но он видел, что оба друга барахтаются в ледяном быстром потоке, но выбраться по отвесным скалистым склонам не могут. Он стал светить фонарем, привлекая к себе внимание, и бросил вниз один конец веревки. «Так я вытащил их наверх обоих, одного за другим. Они мне жизнью обязаны!» — добавил Виктор с улыбкой.

Перед полетом в космос судьба словно проверила его на товарищество, смекалку и быстроту реакции.

 

Учитесь терпению

у Пацаева

— Я собирала материал для документальной повести о брате «Отвага исканий». По моей просьбе спецкорреспондент газеты «Красная звезда» Николай Котыш встретился с космонавтами и записал их воспоминания. А провожал «Янтарей» в космический полет на космодроме Байконур и поделился потом со мной своими воспоминаниями другой спецкор «Красной звезды» — Михаил Ребров. Все эти ценные воспоминания вошли в мою книгу, — подчеркнула Галина Пацаева.

«Если бы меня спросили, кто самый скромный из всех нас, побывавших в космосе, я бы прежде всего назвал Пацаева. Тут вот какая деталь: не просто человек обесценивает собственное «я». Нет, он знал себе цену, никому не позволял усомниться в своих достоинствах. Тут было нечто иное. И сознание, и вера в себя, в свои силы, и простая русская душа, начисто лишенная тщеславия. И еще уважительность. Он готов был откликнуться на любую просьбу, сделать для человека все, что в его силах. Это, видимо, идет от самобытной цельности натуры. И все же, мне кажется, мы не до конца еще познали пацаевскую натуру. Непонятно, как в нем уживались два, казалось бы, противоположных начала: доходящая до застенчивости скромность и истинно гражданская смелость. Да еще какая! К нему прислушивались, признавали его нешумный деловой авторитет. Что еще в нем привлекало? Профессиональная эрудиция. Сильный инженер. Поразительная работоспособность. Всегда мы его видели с книгами. Его очень любил Сергей Павлович Королев. Он говорил нам: «Учитесь терпению у Пацаева», — вспоминал дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов после полета «Янтарей».

«Янтари»

6 июня 1971 года с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Союз-11» с экипажем на борту в составе Георгия Добровольского (командир экипажа), Владислава Волкова (бортинженер) и Виктора Пацаева (инженер-испытатель). Позывной у них был «Янтари».

7 июня корабль состыковался с первой в мире научной долговременной орбитальной станцией «Салют».

— Брату доверили выполнить задания ряда коллективов ученых. Эксперименты на «Салюте» — начало новой главы в астрономии, и Виктору, Владиславу Волкову и Георгию Добровольскому вместе с создателями внеатмосферной обсерватории и самой станции довелось вписать первые строки в нее.

Как инженер-испытатель, он наблюдал за работой бортовых систем транспортного корабля «Союз-11» и орбитальной станции «Салют» в космосе. Техническую и научную программу полета выполнил полностью, за что получил персональную благодарность от руководителей полета и ученых.

19 июня Виктор первый из космонавтов встретил свой день рождения в полете, ему исполнилось 38 лет. Но даже в этот день он занимался научными экспериментами.

 

Смерть экипажа

В полете на орбитальной станции «Салют» произошло ЧП: загорелся электрический кабель. Едкий удушливый дым заполнил салон станции.

— В экстремальных условиях особенно ярко проявляется характер человека. Владислав Волков перебрался в спускаемый аппарат и сообщил в Центр управления полетом, что на станции пожар, и они будут возвращаться на землю. Добровольский и Виктор остались в салоне «Салюта». Они хорошо понимали, что именно на их экипаж возлагали все надежды на выполнение заданий те, кто отправил их в полет: конструкторы, ученые, военные. Тем более, что до этого полета два экипажа уже постигли неудачи, — продолжает Галина Ивановна.

Во время возгорания электрокабеля Добровольский и Пацаев решили ликвидировать очаг возгорания и спасти первую в мире научную орбитальную станцию. Они не могли вернуться на землю, не выполнив своих заданий. Ими руководили долг перед Родиной и совесть. Задыхаясь от горького, удушливого дыма, космонавты обнаружили место возгорания и устранили неполадки. Затем они провентилировали салон станции и приступили к работе.

Полет первой научной орбитальной станции «Салют» в космосе продолжился!

30 июня экипаж возвращался на Землю. Космонавты стартовали и садились без скафандров. В посадочной кабине корабля было два вентиляционных клапана, которые должны были открыться в плотных слоях атмосферы. Пиропатрон одного из них сработал раньше времени, клапан разрушился в безвоздушном пространстве. Произошла разгерметизация посадочной кабины, и экипаж погиб. За пятнадцать минут до приземления…

Только после трагедии, ставшей поистине народной, было принято решение о применении скафандров как обязательном условии безопасности космонавтов при старте и посадке космических кораблей. Какой невероятно тяжелой ценой далось это казалось бы простое и такое необходимое решение!

— Горе наше было безмерным. Гибель космонавтов всколыхнула всю страну. К нам приходили письма из разных городов Советского Союза от школьников и молодежи с просьбой рассказать, каким был Виктор Иванович, какие книги читал, какие песни любил, о чем мечтал. Сначала я отвечала на письма. Но их приходило так много, что я решила написать о брате документальную повесть. Обратилась с этим предложением в московское издательство «Молодая гвардия». В 1976 году стотысячным тиражом в Москве вышла книга о брате «Отвага исканий». В ней я постаралась не просто изложить биографию брата, а показать, что он был романтиком по своей натуре, врожденным исследователем и первопроходцем.

В 1981 году повесть была переведена на казахский язык и вышла в свет под названием «Самғау» («Взлет») в алматинском издательстве «Жалын» («Пламя») десятитысячным тиражом.

Асия НУРПЕИСОВА

 

чтобы помнили

За большие заслуги по изучению космоса и космической техники благодарное человечество увековечило имена трех героев. Именами летчиков-космонавтов, Героев Советского Союза Г. Добровольского, В. Волкова, В. Пацаева названы малые планеты № 1789, № 1790 и № 1791 солнечной системы (6 июня 1977 года), кратеры на Луне, суда Академии наук СССР.

На родине трех героев были установлены бронзовые бюсты.

В 1971 году вышел в свет документальный фильм о «Янтарях» — «Крутые дороги космоса».

В апреле 1977 года написана песня об экипаже космического корабля «Союз-11» — «Баллада о трех космонавтах».

 

«Тюльпаны и звезды»

 

Так называется новая книга Галины Пацаевой, увидевшая свет в начале нынешнего года. Правда, известная актюбинка скромно промолчала о своем литературном сборнике, в котором она представила все свои работы за последние несколько лет. А еще в своих воспоминаниях «По зову души» автор рассказывает о детских и юношеских годах брата Виктора Пацаева, летчика-космонавта СССР, Героя Советского Союза, о его пути в космонавтику.

Колонка "Взгляд"