Незадолго до своей гибели космонавт Виктор Пацаев спас двоих коллег от неминуемой гибели. Этот неизвестный факт из жизни Героя Советского Союза «АВ» рассказала его младшая сестра Галина Ивановна.
Первый самолет — в 10 лет!
— Виктор родился 19 июня 1933 года в Актюбинске, но детство его прошло в Алге. Помню брата высоким мальчишкой с россыпью коричневых веснушек на носу, открытым взглядом больших зеленых глаз и с книжкой. Читал Виктор запоем, особенно книги про летчиков. К примеру, повесть о Валерии Чкалове он перечитывал несколько раз, — вспоминает наша собеседница.
А еще будущий Герой Советского Союза с детства интересовался техникой. В десять лет он уже ремонтировал движок и насос для полива огорода. Весной 1943 года увлекся изготовлением моделей планеров из тонких деревянных реек и папиросной бумаги. Свой первый «самолет», на крыльях которого красовались красные звезды, он назвал «Чкаловец».
Еще одно увлечение — геология — привело Виктора после окончания школы в Московский геологоразведочный институт им. Орджоникидзе.
— Он успешно сдал экзамены, но для поступления ему не хватило всего одного балла. Зато сразу был зачислен в Пензенский индустриальный институт. Окончив его в 1955 году, получил направление в Центральную аэрологическую обсерваторию Главного управления гидрометслужбы СССР, — продолжает Галина Ивановна.
Конструктор, испытатель
За три года работы Виктор вырос до должности старшего инженера. А как только в космос полетели первые спутники земли, из конструкторского бюро ЦАО, где проектировались и создавались небольшие метеорологические ракеты, он перевелся на предприятие, где строилась мощная космическая техника.
По работе Виктор часто встречался с генеральным конструктором космических систем Сергеем Павловичем Королевым.
— Особенно нравилось мне в Сергее Павловиче то, — рассказывал брат своей сестренке, — что он был хозяином своего слова. Придешь к нему — он внимательно тебя выслушает, расспросит и обязательно поможет.
В 1965 году Виктор подал заявление на имя Королева о переводе в отряд подготовки космонавтов. А свое решение объяснил просто: «Я конструктор. Проектирую космическую технику на земле, хочу испытать ее в полете!».
В отряд подготовки космонавтов Виктор был зачислен 27 мая 1968 года. С мая 1969 по июнь 1970 года он проходил подготовку по программе «Контакт» (испытание системы стыковки лунных кораблей на околоземной орбите) в качестве борт-инженера экипажа активного корабля «Союз» вместе с Л. Воробьевым, а затем с П. Климуком.
Коллегам импонировала собранность, жесткая внутренняя самодисциплина Виктора Ивановича, готовность к самым сложным и серьезным исследованиям.
Характеристика о том, что по уровню подготовки, моральным и политическим качествам, а также функциональным возможностям организма Пацаев рекомендуется для выполнения космического полета в качестве инженера-испытателя на корабле «ДОС №1», была подписана в феврале 1971 года полковниками Шаталовым, Леоновым и генерал-майором авиации Кузнецовым. До старта в космос оставалось три месяца и одна неделя.
Они мне обязаны жизнью
А вот об этом факте из жизни Виктора Ивановича мало кто знает.
— Незадолго до полета в космос и своей гибели мой брат спас жизнь двум космонавтам. Об этом он рассказал мне сам, — вспоминает Галина Ивановна. — Виктора направили в командировку на Кавказ в Бюраканскую обсерваторию, которая находится высоко в горах. Там он знакомился с устройством и работой телескопа: ему предстояло работать с телескопом «Орион» на борту первой орбитальной станции «Салют». В горах была расположена спортивная база космонавтов в виде небольшого деревянного домика со спортивным инвентарем. Недалеко возвышались снежные вершины гор, от которых тянуло прохладой. Из-под ледника с гор мчался вниз бурный поток. Он прорезал в горах узкое глубокое ущелье.
Вечером Виктор пришел на спортивную базу поужинать и переночевать. Там уже находились космонавты Валерий Быковский и Андриян Николаев.
Поужинали. Виктор остался в домике, а Быковский и Николаев вышли прогуляться на свежем воздухе. Ночь выдалась звездная, но темная, безлунная. Вдруг Виктор услыхал крик. Он выскочил из домика и увидел, как по берегу бегает Андриян Николаев и кричит:
— Валера, держись! Я тебе сейчас помогу!
И в чем стоял, в том и прыгнул следом за другом в бурлящий ледяной поток. Оказывается, Валерий Быковский не заметил в темноте расщелину, шагнул в пустоту и упал в горную речку.
Виктор быстро оценил ситуацию, забежал в домик, схватил веревку, фонарь и снова выбежал на берег. Грохочущий поток заглушал слова, но он видел, что оба друга барахтаются в ледяном быстром потоке, но выбраться по отвесным скалистым склонам не могут. Он стал светить фонарем, привлекая к себе внимание, и бросил вниз один конец веревки. «Так я вытащил их наверх обоих, одного за другим. Они мне жизнью обязаны!» — добавил Виктор с улыбкой.
Перед полетом в космос судьба словно проверила его на товарищество, смекалку и быстроту реакции.
Учитесь терпению
у Пацаева
— Я собирала материал для документальной повести о брате «Отвага исканий». По моей просьбе спецкорреспондент газеты «Красная звезда» Николай Котыш встретился с космонавтами и записал их воспоминания. А провожал «Янтарей» в космический полет на космодроме Байконур и поделился потом со мной своими воспоминаниями другой спецкор «Красной звезды» — Михаил Ребров. Все эти ценные воспоминания вошли в мою книгу, — подчеркнула Галина Пацаева.
«Если бы меня спросили, кто самый скромный из всех нас, побывавших в космосе, я бы прежде всего назвал Пацаева. Тут вот какая деталь: не просто человек обесценивает собственное «я». Нет, он знал себе цену, никому не позволял усомниться в своих достоинствах. Тут было нечто иное. И сознание, и вера в себя, в свои силы, и простая русская душа, начисто лишенная тщеславия. И еще уважительность. Он готов был откликнуться на любую просьбу, сделать для человека все, что в его силах. Это, видимо, идет от самобытной цельности натуры. И все же, мне кажется, мы не до конца еще познали пацаевскую натуру. Непонятно, как в нем уживались два, казалось бы, противоположных начала: доходящая до застенчивости скромность и истинно гражданская смелость. Да еще какая! К нему прислушивались, признавали его нешумный деловой авторитет. Что еще в нем привлекало? Профессиональная эрудиция. Сильный инженер. Поразительная работоспособность. Всегда мы его видели с книгами. Его очень любил Сергей Павлович Королев. Он говорил нам: «Учитесь терпению у Пацаева», — вспоминал дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов после полета «Янтарей».
«Янтари»
6 июня 1971 года с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Союз-11» с экипажем на борту в составе Георгия Добровольского (командир экипажа), Владислава Волкова (бортинженер) и Виктора Пацаева (инженер-испытатель). Позывной у них был «Янтари».
7 июня корабль состыковался с первой в мире научной долговременной орбитальной станцией «Салют».
— Брату доверили выполнить задания ряда коллективов ученых. Эксперименты на «Салюте» — начало новой главы в астрономии, и Виктору, Владиславу Волкову и Георгию Добровольскому вместе с создателями внеатмосферной обсерватории и самой станции довелось вписать первые строки в нее.
Как инженер-испытатель, он наблюдал за работой бортовых систем транспортного корабля «Союз-11» и орбитальной станции «Салют» в космосе. Техническую и научную программу полета выполнил полностью, за что получил персональную благодарность от руководителей полета и ученых.
19 июня Виктор первый из космонавтов встретил свой день рождения в полете, ему исполнилось 38 лет. Но даже в этот день он занимался научными экспериментами.
Смерть экипажа
В полете на орбитальной станции «Салют» произошло ЧП: загорелся электрический кабель. Едкий удушливый дым заполнил салон станции.
— В экстремальных условиях особенно ярко проявляется характер человека. Владислав Волков перебрался в спускаемый аппарат и сообщил в Центр управления полетом, что на станции пожар, и они будут возвращаться на землю. Добровольский и Виктор остались в салоне «Салюта». Они хорошо понимали, что именно на их экипаж возлагали все надежды на выполнение заданий те, кто отправил их в полет: конструкторы, ученые, военные. Тем более, что до этого полета два экипажа уже постигли неудачи, — продолжает Галина Ивановна.
Во время возгорания электрокабеля Добровольский и Пацаев решили ликвидировать очаг возгорания и спасти первую в мире научную орбитальную станцию. Они не могли вернуться на землю, не выполнив своих заданий. Ими руководили долг перед Родиной и совесть. Задыхаясь от горького, удушливого дыма, космонавты обнаружили место возгорания и устранили неполадки. Затем они провентилировали салон станции и приступили к работе.
Полет первой научной орбитальной станции «Салют» в космосе продолжился!
30 июня экипаж возвращался на Землю. Космонавты стартовали и садились без скафандров. В посадочной кабине корабля было два вентиляционных клапана, которые должны были открыться в плотных слоях атмосферы. Пиропатрон одного из них сработал раньше времени, клапан разрушился в безвоздушном пространстве. Произошла разгерметизация посадочной кабины, и экипаж погиб. За пятнадцать минут до приземления…
Только после трагедии, ставшей поистине народной, было принято решение о применении скафандров как обязательном условии безопасности космонавтов при старте и посадке космических кораблей. Какой невероятно тяжелой ценой далось это казалось бы простое и такое необходимое решение!
— Горе наше было безмерным. Гибель космонавтов всколыхнула всю страну. К нам приходили письма из разных городов Советского Союза от школьников и молодежи с просьбой рассказать, каким был Виктор Иванович, какие книги читал, какие песни любил, о чем мечтал. Сначала я отвечала на письма. Но их приходило так много, что я решила написать о брате документальную повесть. Обратилась с этим предложением в московское издательство «Молодая гвардия». В 1976 году стотысячным тиражом в Москве вышла книга о брате «Отвага исканий». В ней я постаралась не просто изложить биографию брата, а показать, что он был романтиком по своей натуре, врожденным исследователем и первопроходцем.
В 1981 году повесть была переведена на казахский язык и вышла в свет под названием «Самғау» («Взлет») в алматинском издательстве «Жалын» («Пламя») десятитысячным тиражом.
Асия НУРПЕИСОВА
чтобы помнили
За большие заслуги по изучению космоса и космической техники благодарное человечество увековечило имена трех героев. Именами летчиков-космонавтов, Героев Советского Союза Г. Добровольского, В. Волкова, В. Пацаева названы малые планеты № 1789, № 1790 и № 1791 солнечной системы (6 июня 1977 года), кратеры на Луне, суда Академии наук СССР.
На родине трех героев были установлены бронзовые бюсты.
В 1971 году вышел в свет документальный фильм о «Янтарях» — «Крутые дороги космоса».
В апреле 1977 года написана песня об экипаже космического корабля «Союз-11» — «Баллада о трех космонавтах».
«Тюльпаны и звезды»
Так называется новая книга Галины Пацаевой, увидевшая свет в начале нынешнего года. Правда, известная актюбинка скромно промолчала о своем литературном сборнике, в котором она представила все свои работы за последние несколько лет. А еще в своих воспоминаниях «По зову души» автор рассказывает о детских и юношеских годах брата Виктора Пацаева, летчика-космонавта СССР, Героя Советского Союза, о его пути в космонавтику.