Будет ли в Актобе проспект Аль-Фараби?

аль фараби 2_reswm_1

В декабре минувшего года исполнилось 1 145 лет со дня рождения философа, математика, теоретика музыки и ученого, одного из крупнейших представителей средневековой восточной философии Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби, более известного в мире по имени Аль-Фараби.
Считается, что Аль-Фараби родился на территории Казахстана 14 декабря 950 года в селе Фараб, в том месте, где река Арысь впадает в Сырдарью. Жил и творил в крупнейшем городе средневековой цивилизации – Отраре. Аль-Фараби был величайшим и разносторонним ученым своего времени. Его научные трактаты, посвященные вопросам логики, психологии, педагогики, акустики, музыки, этики, эстетики, филологии, языкознания, литературоведения, истории, философии, юриспруденции, социологии, биологии, анатомии, медицины, географии, минерологии, математики, физики, астрономии и космологии, по сей день восхищают и поражают исследователей глубиной мысли, прозорливостью, высокой эрудицией. Многие известные ученые по праву называют его Аристотелем Востока.
Аль-Фараби является одной из самых известных личностей. Он ученый-энциклопедист, написал 160 трактатов. В Академии наук Республики Казахстан в конце шестидесятых годов XX века на русский язык были переведены трактаты «Классификация наук» и «Об общности взглядов двух великих философов – Платона и Аристотеля». Ученые нашей страны также обнаружили его новый трактат «О способах построения геометрических фигур», до сих пор не известный мировой науке. Эти трактаты вошли в специальные сборники научных трудов великого ученого, которые опубликованы в издательстве «Наука».
В странах Востока, к примеру в Египте, Ливии, Тунисе, Марокко, Йемене, Ираке, Сирии, Турции, Иране, Японии, Китае, в рукописных фондах библиотек имеется много интересных материалов, относящихся к средневековой истории и культуре тюркских народов, в том числе и казахского народа.
По свидетельству средневековых авторов, «Абу-Насыр – величайший философ из мусульман, был родом из тюркского племени, родился и вырос в своей стране в городе Фараб, ныне называется Отрар. В IX-X веках  Отрар был политическим, культурным и торговым центром на юге теперешнего Казахстана и являлся узловым пунктом караванных дорог Центральной Азии.
Основы научных знаний Аль-Фараби получил в Отраре, где он имел возможность ознакомиться с философскими и научными произведениями в богатейшей по тем временам библиотеке, второй в мире по числу книг и рукописей (после знаменитого Александрийского книгохранилища). Идейное наследие Аль-Фараби необъятно велико и разнообразно. Он изучал и сравнивал все известные в те времена отрасли знаний. Но на первом месте у него стояли вопросы философии и особенно логика. Его многочисленные труды по логике создали ему широкую известность во всех странах мусульманского Востока.
Учение Аль-Фараби охватывает почти все философские проблемы той эпохи. На формирование и развитие философских, логических и социально-этнических воззрений Аль-Фараби большое влияние оказали, прежде всего, оригинальная и самобытная культура Южного Казахстана, Средней Азии, стран Среднего и Ближнего Востока, успех естественных наук той эпохи, древнегреческая философия.
Значительное место в формировании мировоззрения Аль-Фараби занимают древнегреческие философские системы, прежде всего, наследия Аристотеля. Это объясняется тем, что греческая философская мысль не только синтезировала наиболее ценные стороны античной философии, но и была высшим достижением всей древней философии. Аль-Фараби создал целую энциклопедическую систему, подобную аристотелевскому учению.
Он учился и работал в Бухаре и Самарканде. Обуреваемый жаждой знаний, Аль-Фараби отправился в путешествие, побывал во многих городах мусульманского Востока. Многие годы жил в Багдаде, являвшемся культурным и политическим центром Арабского халифата. Здесь входит в контакт с видными учеными и основательно пополняет свои знания. Из-за преследования догматически настроенных богословов Аль-Фараби был вынужден покинуть Багдад.
Аль-Фараби в условиях мусульманского средневековья высказал смелые суждения об условиях разумного управления обществом. Он возлагал большие надежды на мудрого правителя и его просвещенное окружение. По мнению Аль-Фараби, «разумный первый правитель» государства не является наследственным, он должен проявлять себя своими интеллектуальными и практическими способностями. Ввиду того, считал мыслитель, что совмещение всех совершенных качеств в одном человеке – вещь трудная, если необходимые данные (мудрость, справедливость и т.д.) распределяются среди представителей целой группы людей… в случае, если все они договорятся между собой, они все будут добродетельными главами.
Как видим, в этом вопросе он далеко опередил свою эпоху, допуская возможность «коллективного» руководства государством. Этим самым он открыто выступил против господствующих в феодальном обществе порядков и традиций божественного характера власти.
Очень актуально звучат его слова в нашем не очень спокойном мире в начале XXI века: «Разум покажет бессмысленность раздоров между народами, и они должны прийти к соглашению ради достижения наивысшего блага».
Занимался он и переводческой деятельностью. Казахский Национальный университет в Алматы, носящий его имя, готовит специалистов по всем вышеперечисленным специальностям. Великий просветитель отзывался об учителе очень тепло. Он писал: «Учитель по своей природе должен быть проницательным, улавливать даже невысказанное… Быть старательным владельцем ума, по мере возможности оратором, сторонником знаний и искусства, довольствоваться во всем, знать меру, уметь хранить честь и достоинство. Заботиться о своих близких, с посторонними людьми бывать справедливым, стараться помочь добрыми делами, не знать страха, колебания, быть смелым». Какие глубокие мысли?! Он однажды задал себе вопрос: «Что означает счастье?» И одним словом дал себе ответ: «Қанағаттылық» (в переводе на русский язык означает «довольствоваться»).
В IX-XII вв. широкое распространение получил арабский язык, на котором создавались научные произведения. На нем и писал Аль-Фараби.
Он подразделял науки на теоретические (логика, естество-знание, математика) и практические (этика, политика). Он доказывал в своих трудах, что человек может познать мир, его сущность посредством своих органов чувств и разума.
Ученые нашей республики в начале 70-х годов приступили к комплексному изучению и переводу на казахский язык научных трудов своего соотечественника. Закончен перевод великого «Трактата о музыке», состоящего из двух томов. Издательство «Жазушы» выпустило в серии «Жизнь замечательных людей» большую книгу «Аль-Фараби».
Своими взглядами Аль-Фараби оказал заметное влияние на Ибн Сину, Ибн Баджу, Ибн Туфайля, Ибн Рушда, на европейскую философию и науку. Последние годы своей жизни он провел в Каире, Алеппо и Дамаске. В декабре 950 года Аль-Фараби скончался. Наш великий соотечественник прожил 80 лет и покоится на кладбище в столице Сирии Дамаске.
В заключение хотелось бы сказать, что давно пришло время назвать одну из улиц нашего города, возможно, в новом микрорайоне Нур Актобе именем великого ученого древности, личности с мировым именем, навечно прославившей нашу Родину.
Это имело бы колоссальное значение для духовного воспитания подрастающего поколения казахстанцев, прежде всего, молодежи Актюбинской области.
Тем более было бы хорошо сделать это в нынешнем году, в год 25-летия Независимости Республики Казахстан. Ведь 2016 год – год 1 065-летия со дня смерти Аль-Фараби, поскольку считается, что наш великий предок умер 12 января 951 года.
Тургангали ЖОЛБАСКАН, кандидат исторических наук, доцент, почетный гражданин города Актобе