Из них почти 60% приходится на сферу розничной торговли.
Об итогах работы за 10 месяцев областного департамента по защите прав потребителей рассказал его руководитель Жумамурат Алдашев в ходе прямого эфира в региональной службе коммуникаций.
Всего с января по октябрь 2020 года включительно в департамент поступило 477 обращений: с посещением офиса, в письменной форме, по телефону, а также посредством Telegram-бота и социальных сетей.
По словам Жумамурата Алдашева, с каждым вторым обратившимся, а это 238 человек, проведена разъяснительная работа по вопросам защиты прав потребителей. Каждое пятое обращение (93) перенаправлено в соответствующие структуры для рассмотрения. 146 вопросов, что составляет почти треть от общего числа, решены положительно.
— Потребителям возвращено 29 миллионов 300 тысяч тенге. Из них 59 процентов приходится на сферу розничной торговли. Здесь вопросы касались обмена и возврата товара, в том числе ненадлежащего качества. Сумма возврата составила 18 миллионов 945 тысяч тенге (105 обращений). 13 процентов – это сфера бытовых услуг. Ремонт автомашин, оргтехники, химчистка, услуги ателье. 19 потребителям возвращено 1 миллион 158 тысяч тенге.
На третьем месте по возврату денежных средств потребителей стоит сфера общественного питания – 8% обращений. Имели место отказы в возврате сумм за отмененные мероприятия, включая свадьбы. 12 человек вернули в общей сложности 3 миллиона 760 тысяч тенге.
Остальные вопросы (20%) относятся к сфере туристических, финансовых услуг, электронной торговли. По 10 обращениям осуществлен возврат на сумму 5 миллионов 437 тысяч тенге, — рассказал руководитель облдепартамента.
Жумамурат Алдашев напомнил, что в соответствии с п.2 ст.42 Закона РК «О защите прав потребителей» покупатель или получатель услуг, права и законные интересы которого нарушены, вправе обратиться в суд.
И уже созданы прецеденты. Так, с начала года по области два потребителя вернули свои деньги через суд. Причем один истец не только получил обратно деньги с ответчика за некачественный товар в размере 27 тысяч тенге, но и отсудил 10 тысяч тенге в качестве возмещения морального вреда. Еще одному потребителю продавец вернул 67 тысяч тенге за некачественный товар. В этом случае стороны пошли на примирение в суде.
— По вопросам за отмененные рейсы авиакомпаниями Bek Air обратился 21 человек, на данный момент вопрос решается через суд. Как вы знаете, Комитет по защите прав потребителей выиграл три суда. На сегодня ведется четвертый процесс.
Вопросы еще 22 потребителей региона по отношению к другим перевозчикам (Scat, Air Astana, Qazaq Air, Fly Arystan и др.) решаются в досудебном порядке. Их обращения направлены в территориальные департаменты, а также в Комитет по защите прав потребителей, так как данные авиакомпании зарегистрированы в Нур-Султане и Алматы, — проинформировал Алдашев.
В завершении брифинга, отвечая на поступившие вопросы, руководитель облдепартамента по защите прав потребителей напомнил, что согласно закону, есть шесть категорий товаров, которые не подлежат возврату и обмену.
Спикер привел их перечень: лекарственные средства и изделия медицинского назначения, нательное белье, чулочно-носочные изделия, животные и растения, метражные товары, мобильные телефоны.
Кстати, в отношении последнего пункта данная норма не распространяется на абонентские устройства сотовой связи ненадлежащего качества, то есть не соответствующие требованиям.
– В этом случае покупку можно вернуть в течение тридцати календарных дней со дня приобретения товара, – добавил Жумамурат Алдашев. – Кроме того, многие аптечные сети считают, что весь их товар относится к лекарственным средствам и изделиям медицинского назначения. Однако это не всегда так. Шампуни, многие кремы и другая продукция таковыми не являются.
В прямой эфир поступил довольно интересный вопрос. В некоторых торговых точках возникали случаи, когда при расчете картой покупателю завышали цену, нежели при расчете наличными.
— Да, такие случаи имели место. К нам обращались потребители по этому поводу с вопросом, почему на ценнике одна цифра, но при расчете банковской картой продавец выставлял цену выше. Сразу отвечу, что это противозаконно. Цена актуальна лишь та, которая указана на ценнике, независимо от формы оплаты: наличная или безналичная, — ответил спикер.
Владимир БУРЬЯНОВ