Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Рафик может все

Фото Куандыка ТУЛЕМИСОВА

Инвалиды-колясочники учатся, работают, отдыхают, ходят в гости и на концерты. В результате такой активности быстро выходят из строя подшипники, шины и прочие детали средств передвижения. Несколько десятков лет их бесплатно ремонтирует Рафик Тазтдинов.

«Помогая другим, забываю о своей боли»

Он, как никто другой, умеет чувствовать чужие страдания, потому как сам в 29 лет получил инвалидность после тяжелой травмы позвоночника и головы. Когда врачи осмотрели его, сказали: «Операцию сделаем, но шанс выжить – один на миллион».
Наш герой выжил. Три года длилась реабилитация. О работе инженера горводоканала пришлось забыть. На дворе были тяжелые 1990-е годы. Рафик начал шить шапки на продажу. Дело оказалось прибыльным. Затем занялся другим видом предпринимательства и обанкротился. Вернулся к скорняжному ремеслу.
В жизни были финансовые взлеты и падения, но всегда остаются люди, которые его ждут, как близкого друга и родственника. Это инвалиды-колясочники. Им он предан всегда.
– Еще в 1989 году в больнице, где я долго лежал после травмы, познакомился с ребятами, у которых отказали ноги. Они передвигаются только на колясках, – вспоминает Рафик Тазтдинов. – Как-то у одного вышла из строя коляска, я ее отремонтировал, помог другому, и так пошло-поехало. Моя инженерная мысль заработала…
Желание помочь людям стало стимулом всей его дальнейшей жизни. Он поддерживал ребят из районов, которые добивались выделения индивидуальных средств реабилитации, годами бесплатно ремонтировал им коляски.
Большое сердце заставило Рафика Тазтдинова быть одним из первых спонсоров ОО «Союз парализованных граждан г. Актобе», он стал опорой для руководителя Куралай Байменовой. То девушек-колясочниц сопроводит на конкурс красоты в другой город, то на море группу лиц с инвалидностью, то развезет гуманитарную помощь. И самое главное – спасал тех, кто жил на теплотрассах, отмораживал конечности и без его помощи наверняка погиб бы от сепсиса и туберкулеза. К сожалению, не все найденные обездоленные выживали. Рафик Тазтдинов помогал хоронить одиноких.
– В 1990-е годы в городе умирало много брошенных инвалидов первой группы, – вспоминает мастер, – потому что их родственники продавали жилье и уезжали за рубеж, забыв о несчастных. Мы собирали таких бездомных с улиц по звонкам из полиции. Машина тогда была только у трех членов общества: у меня, супруга Куралай Байменовой и Ивана Лагодича. Отвозили найденных людей в центр адаптации, помогали правоохранительным органам восстанавливать документы, затем оформляли в интернат.
Как-то Рафик Тазтдинов участвовал в спасении гражданина Узбекистана. Его украли из больницы на родине и вывезли в Казахстан. Тут несчастный просил милостыню в людном месте, выручку забирали его похитители. Практически находился в рабстве. За ним не ухаживали, вовремя не меняли памперсы, не мыли. Человек без ног мучился от болей и тихо умирал…
Однако у иностранца хватило сил и смелости сбежать на железнодорожный вокзал и обратиться в полицию. В тяжелом состоянии его госпитализировали. С подачи союза парализованных граждан эту историю описали в местной прессе, что помогло отыскать родственников человека.
Близкие и не подозревали, что он оказался за рубежом. К сожалению, несчастный слишком долго находился в антисанитарных условиях, из-за пролежней у него развился сепсис, врачи не смогли его спасти. Близкие из Узбекистана забрали тело и похоронили на родине.
– Не у всех колясочников есть родные, способные помочь, – продолжает Рафик Тазтдинов. – Сегодня звонила женщина с улицы Атырау, что в районе Центрального рынка. Сломалась инвалидная коляска. У нее глухой сын и лежачий муж. Я согласился срочно отвезти новые покрышки на инвалидную коляску. Думал, сын сможет их прикрутить. Оказалось, что все трое в семье беспомощные.
И таких очень много. В районе областного военкомата живет одинокая женщина, у нее три сломанные коляски. Собес выдает средства передвижения каждые семь лет. До получения новой осталось ждать четыре года. Заплатят мне такие клиенты или нет, неважно. Все равно отремонтирую.
Как рассказал мастер, он всегда с радостью принимает детали и механизмы в любом состоянии. После из нескольких колясок удается соорудить одну, а то и две.
Иногда к нему буквально приползают совершенно беспомощные люди без документов, теплой одежды. Для них готов целый автопарк таких собранных по случаю «железных ног». За 25 лет работы четыреста (!) из них Рафик Феданович отдал инвалидам безвозмездно.
Порой мастеру на все руки приходится выступать в качестве СТО на колесах.
– Два человека передвигаются на колясках с рычажным приводом, дважды в месяц их техническое средство ломается. Первый без обеих рук живет по проспекту Абилкайыр хана, второй переехал из детского дома в Алгу. Как-то один звонит и говорит, что стоит у Энергосбыта, на проспекте 312 Стрелковой дивизии, и что у него развалились колеса. Пришлось взять запасные колеса и выехать — не бросишь же человека на произвол судьбы, – вспомнил случай Рафик.
Людская благодарность помогает ему забывать о своей боли. Каждый день он встает с постели, едет в мастерскую, берется за инструменты и помогает другим. Энергии ему хватает и на собственную семью, воспитание детей, предпринимательскую деятельность. Младший ребенок многодетного отца-пенсионера еще несовершеннолетний.

Фото автора

Полет инженерной мысли

С 2022 года горотдел занятости и соцобеспечения объявляет конкурсы по госзаказу на ремонт инвалидных колясок. Пока ТОО «УПП «Шебер қол» из Актобе удается выигрывать конкурсы, сломанные коляски попадают в руки Рафика Тазтдинова – сотрудника товарищества. То есть спустя два десятка лет труд мастера стал оплачиваться.
– Пока ремонтируем только механические коляски, электрические требуют более существенных вложений, – рассказывает директор УПП «Шебер қол» Лейла Сагалова, – там дорогие аккумуляторы и электроника. Подобный ремонт пока не входит в бюджет проекта. Хотелось бы, чтобы стоимость наших услуг подняли, так мы смогли бы ремонтировать все виды.
Второй проблемный момент, как заметили в организации, это разнообразие ходовой части и большое отличие в стоимости деталей. Граждане с инвалидностью используют как практически вечные коляски европейского качества за 1,5 млн тенге, так и одноразовые китайские за 180 тысяч тенге.
– У проверяющих возникают вопросы. Почему в одном месяце ремонт колясок обошелся в такую-то сумму, а в другом – в разы выше? Все дело в разной стоимости деталей, – объясняет Рафик Тазтдинов. – Для наглядности сравните автомашины марок ВАЗ и Mercedes-Benz.
Не все могут понять, что только колес существует огромное количество видов. Их цена колеблется от 20 до 40 тысяч тенге за каждое. Если бы я имел возможность заказывать колеса оптом в Китае или России, обошлось бы дешевле. Но приходится каждый раз покупать только два колеса, не могу позволить себе больше.
Дети с проблемами передвижения – отдельная глава в работе мастера. Чтобы приспособить коляски под недуги каждого, приходится проявлять изобретательность.
– Часто родители просят устанавливать упоры, чтобы ребенок не падал вперед. Изобретаю деревянный или пластиковый упор, обшиваю его пенопластом, поролоном, тканью. Нашиваю приспособления, чтобы у детей самопроизвольно не поднимались вперед ноги и руки, коляска не опрокидывалась, – продолжает мастер. – Тонкостей много.
Словом, если вы видите на улице человека на коляске, наверняка ее ремонтировал или приспосабливал под хозяина наш герой.
– Помню, первый раз около двадцати лет назад колясочники собрались на площади перед акиматом области. Проводили гонки на колясках. Тогда в обществе было недопонимание, даже полиция просила отойти подальше от административного здания.
Сейчас инвалиды первой группы спокойно передвигаются по городу. Они ни у кого не вызывают удивления. Актюбинцы уже привыкли. И в этом большая заслуга в первую очередь председателя общественной организации Куралай Байменовой, организовавшей деятельность Союза парализованных граждан Актобе и мастера с большой буквы Рафика Тазтдинова, – убеждена Лейла Сагалова.
Татьяна ТОКАРЬ

 

Колонка "Взгляд"