Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

А люди и не поняли, что избежали трагедии

Знают ли актюбинцы, что житель села Кауылжыр, опытный проводник Мурат Туребеков спас жизни сотен людей? Это имя мало кому известно за пределами Шалкарского района. Между тем рядом с нами живет настоящий герой.

В солидных изданиях в те годы было немало публикаций о подвиге нашего земляка. Но это было давно, поэтому нынешнее поколение не ведает о событиях минувшего века.
— Это случилось 5 марта 1993 года. В то время я работал вахтовым методом в нефтегазовой отрасли, — рассказывает Мурат Туребеков. — Возвращаясь домой, в Кандыагаше сел на поезд № 84 Москва — Алматы. До сих пор помню, как устроился на боковушке четвертого вагона. Когда приближались к станции Эмба, состав резко качнуло. Я сразу понял, что вагон сошел с рельсов, так как колеса с одной стороны со всей силы ударялись о шпалы. Я это знал, потому что когда-то работал вагонщиком на железной дороге. Сначала растерялся, стал смотреть по сторонам, не зная, что предпринять. Проводника не было видно. Поезд мчался со скоростью 80-90 километров в час, остальные пассажиры продолжали вести себя беспечно. Тогда я вскочил с места и в панике закричал: «Вагон сошел с рельсов, мы пропали!». Я повторял это, бегая по вагону. Люди смотрели на меня удивленно, ничего не понимая. Когда садился в Кандыагаше на поезд, видел, что проводница — русская женщина. Побежал в их купе, но ее на месте не оказалось. Тогда выбежал в тамбур, дернул стоп-кран, но поезд не остановился. Вагон так же трясло, от стоп-крана толку не было, машинист ничего не замечал. Что делать? Явно чувствую, что наш вагон едет и «хромает».
Только позже наш герой узнал, почему машинист не реагировал на стоп-кран. Оказывается, накануне был установлен новый компрессор. Компрессоры предназначены для обеспечения сжатым воздухом тормозной сети поезда. Когда срывают стоп-кран, перед машинистом должно сработать устройство для подачи воздуха, а оно не сработало.
— В состоянии паники, шока я из тамбура вошел в вагон, стал искать проводницу. Навстречу выбежала русская пассажирка, стала расспрашивать, что случилось. Я плохо говорил по-русски, с трудом объяснил ей. Она поняла, что произошло чрезвычайное происшествие, испугавшись, закрыла глаза ладонями и без сил опустилась на пол.
Я знал, что в купе, где сидят проводники, должен быть еще один стоп-кран. Побежал и дернул его. В таких случаях поезд должен был остановиться, а он летел и не думал тормозить. Решил пойти в следующий вагон и там сорвать стоп-кран. К этому времени вагон уже накренился. Хотел открыть дверь между вагонами, но ее заклинило. Пройти дальше невозможно, железо может срезать ноги. Несмотря на опасность, рискнул, перепрыгнул через переход, вбежал в вагон и взялся уже за третий стоп-кран. Поезд наконец-то остановился.
Когда он, крича изо всех сил, забежал в соседний вагон, все с удивлением смотрели на него, не понимая, что происходит. Добившись остановки поезда, мужчина растерянно огляделся вокруг. Среди пассажиров заметил Елтая Сундетова, который раньше работал в Шалкаре машинистом, а сейчас находился на заслуженном отдыхе.
— Елтай подошел ко мне: «Что случилось?». Я не мог ответить, был в ступоре, опустился на пол в тамбуре и молчал. Единственная мысль в голове: «Наконец поезд остановился». Вернулся в свой четвертый вагон, оттуда вышел на улицу. Смотрю, колеса вагона с одной стороны сошли с рельсов, железные диски раскалились докрасна. Многие пассажиры тоже вышли на перрон. Мне кажется, что тогда около 800 пассажиров так и не поняли, что их миновала смерть, — говорит Мурат Туребеков.
Это случилось между Кандыагашем и Эмбой. А точнее, не доезжая 800 метров до крытого моста возле Эмбы. Вскоре на место происшествия на маневренном поезде прибыла группа чиновников транспортной отрасли.
— К тому времени я уже сидел на своей боковой полке. Перед моим взором стояла страшная картина перевернувшегося из-за одного вагона поезда и разбросанные по степи тела пассажиров. Когда на улице руководители спрашивали у всех: «Кто остановил поезд?», Елтай назвал мое имя. Железнодорожники вошли в вагон, начали задавать мне вопросы, а я пребывал в шоке. Только и мог сказать: «Дорогие братья, сегодня ни о чем не спрашивайте меня, пожалуйста. Я не в состоянии что-то сказать». Они записали мои имя, фамилию, адрес. Из Актобе прибыл поезд, в него пересели люди, живущие в близлежащих населенных пунктах. Я тоже перебрался в другой состав, торопился добраться до дома.
Об этом происшествии узнали земляки, а старшие товарищи сразу сказали, что его поступок равен героическому. Тогда Мурату было 36 лет, он еще не был женат. Доехав в аул Соленый, он рассказал матери, как остался жив, попросил испечь семь лепешек.
Наутро Туребеков получил приглашение в бывший райцентр — Эмбу. Руководитель управления Алматинской железной дороги Аманкельди Омаров, начальник по Западно-Казахстанскому региону Марат Хамзин встретили его с грузового поезда. Горячо поблагодарили за предотвращение чрезвычайного происшествия, пообещали из каждого отделения выделить премию. Однако обещание так и не было выполнено.
Сегодня Мурату 63 года. Общий стаж работы проводником на железной дороге составляет 34 года. Вместе с супругой Бакыт Калиевой они стали образцовой семьей, воспитали четырех детей. Выйдя на пенсию, Мурат агай занимается хозяйством. Старшее поколение хорошо помнит его героический поступок. В этом году, 5 марта, по решению районного маслихата Мурату Туребекову присвоено звание «Почетный гражданин Шалкарского района».

Мухтар МЫРЗАЛИН,
Шалкарский район

Колонка "Взгляд"