Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Абдулхамит Райымбергенов: Надо создать потребность в познании своей истории и культуры

Известный исследователь музыки и педагог Абдулхамит Райымбергенов считает статью Елбасы «Семь граней Великой степи» своевременной, позволяющей нам более глубоко познать свои истоки.[box type=»shadow» ]Досье на метра
Райымбергенов Абдулхамит Исхакович родился в 1957 году в городе Актобе. Известный искусствовед, кюйши, лауреат 1 республиканского конкурса имени Курмангазы (1983). Окончил Казахскую государственную консерваторию имени Курмангазы по классу домбра (1981). В 1984-1992 годы организатор и художественный руководитель республиканского фольклорного музыкального ансамбля «Мұрагер». Ансамбль — участник нескольких всесоюзных и международных фестивалей, дипломант Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1985 г), в 1990 году — лауреат премии комсомола Казахстана. “Мұрагер” гастролировал в странах СНГ, а также Австрии, Индии, Шри-Ланке, Италии, Японии, на Кипре, во Франции и в других странах. К десятилетию независимости Казахстана Райымбергенов побывал в США. Известный музыковед разносторонне изучал творчество Казангапа и написал несколько трудов. Кюи Казангапа в исполнении Райымбергенова хранятся в фондах Казахского телевидения и радио. Доцент Казахской государственной консерватории имени Курмангазы, он несколько лет вел передачу на ТВ «Домбыра үйренейік», «Әлi есiмде», «Сегiз қырлы». Педагог-новатор издал две монографии — «Қазангап. Ақжелең» и «Күй қайнары».
С 1995 года директор и художественный руководитель республиканского негосударственного национального колледжа «Көкіл». Создал новые методические пособия и программы для учебных заведений в сфере искусства. Мэтр, кроме домбры, искусно играет на таких музыкальных инструментах, как сыбызғы, шаңқобыз, қылқобыз, үскірік и других. Автор нескольких популярных кюев. В 2001 году французская телекомпания «EVA-1» сняла телефильм об Абдулхамите Райымбергенове, специально приехав в Актобе.
За значительные успехи в деле обучения и воспитания подрастающего поколения награжден медалью Ы. Алтынсарина, за достижения в области культуры получил звание «Мәдениет қайраткері».[/box]

— Нам придется заново восстанавливать ценности, которые, к великому сожалению, мы стали терять. К примеру, на место ученых и представителей культуры на первый план сегодня выходят спортсмены, шоумены, а также любители легких жанров эстрады. Не хочу умалять заслуги людей этих профессий, но меня угнетает то, что нынешнее поколение перестало слушать классическую музыку, читать книги, духовно обогащаться. В результате дети начали воспринимать сегодняшние реалии как закономерность. Они задумываются: надо ли углубленно
изучать ту или иную науку? Молодежь предпочитает записать в студии пару эстрадных песен и стать поп-звездой. Или же их культура ограничивается участием в КВНах. А ведь был период, когда молодые люди стояли в очередях, чтобы попасть на творческие вечера писателей и поэтов. Сейчас молодежь силой не затащишь на такие мероприятия.
— Какой же выход вы видите из создавшейся ситуации?
— Хочу сказать, что государству непременно надо воспитывать в человеке потребность в прекрасном. Надо правильно понимать воспитание такой потребности. К примеру, в тестах ЕНТ есть масса трудных вопросов по точным наукам, и не секрет, многие родители, чтобы пройти эти тесты, нанимают репетиторов для глубокого
изучения предмета. Попробуйте исключить эти предметы из программы ЕНТ, и сразу отпадет необходимость их изучения. Если не создадим потребности в культуре на практике, не будет никакого продвижения вперед, не будет духовного обогащения.
— Но нельзя же все отрицать. Ведь предпринимаются меры по возрождению исконной культуры…
— Радует, что с прошлого года в Казахстане начали отмечать День домбры. Подобные праздники есть во многих странах. Вслед за нами по инициативе президента Узбекистана проведен Международный форум искусства. Он организован в целях широкой пропаганды узбекского национального искусства маком, утверждения среди молодого поколения уважения интереса к национальной классической музыке. В течение недели все СМИ этой страны только и говорили о своей национальной музыке, проводя различные познавательные передачи с привлечением видных специалистов. Узбеки таким образом прославляют свое искусство.
К сожалению, во многих случаях благие начинания остаются на уровне разовых акций и спустя некоторое время переходят в следующие акции, предыдущие уже забываются. Возвращение к истокам должно происходить на системной основе. Наши национальные ценности, культурное наследие мы должны впитать с детства. Ребенку необходимо понять, что он — наследник культуры Великой степи.
[box type=»shadow» ]Справка «АВ»
Общеобразовательная школа-колледж «Көкіл» открыта в 1995 году и является первой частной казахской школой в Казахстане. «Көкіл» представляет уникальный учебный комплекс, в котором действуют казахская общеобразовательная школа, детский образовательный центр, музыкальная и художественная школы. Уникальность школы состоит в том, что у каждого ребенка имеется возможность углубленно изучать казахский и английский языки, математику, физику, информатику; все дети обучаются игре на музыкальных инструментах и работают в изостудии. Школа «Көкіл» формирует личность ученика, его мировоззрение, отношение к жизни.[/box]
Частная инициатива
— В самые трудные периоды для страны вы умудрились открыть частную школу искусства. Насколько она была востребована тогда, и пользуется ли такая школа спросом среди населения сейчас? В чем отличие школы «Көкіл» от других авторских школ?
— В 1995 году в Алматы мы открыли негосударственную школу искусства «Көкіл». На тот период государство не могло содержать детские сады и внешкольные учреждения, потому предложило передать их коллективам. Мы оставили школу у себя. Вначале написали программу «Мұрагер», которую стали внедрять в школах. Она велась как урок музыки, и на ее основе мы смогли быстро научить группу из 30-40 детей играть на домбре на слух. Особенность программы состояла в том, что, кроме музыки, дети знакомились с казахскими узорами и орнаментами, произведениями казахских народных композиторов. Также мы учили их айтысу. Но прежде они должны были узнать легенды и рассказы казахских сказителей. С шестого класса знакомили их с такими сказителями, как Актан, Турмагамбет, Бухар жырау, дети узнавали мотивы их музыкальных произведений, сочиняли стихи. Цитировали первые две строки их сказаний и предлагали ученикам продолжить мысли в стихотворной форме.
— Вы наверняка не остановились на достигнутом? Общественности известны и другие ваши труды как на практике, так и по теории педагогической деятельности…
— Мною написаны учебники и методические пособия (есть и электронная версия), по искусству, истории, фольклору, прикладному искусству. Наша программа была внедрена в 80 общеобразовательных школах страны. С помощью спонсоров приобрели домбры. Помимо этого, в течение 12 лет собирали учителей музыки в разных городах — Актобе, Усть-Каменогорске, Павлодаре, Уральске и проводили практические семинары и мастер-классы. Обучали их методике преподавания по нашей программе.
В частную школу в последнее время набор увеличивается. Был период, когда многие люди, в том числе и интеллигенция, отдавали детей в русские, английские школы или вовсе отправляли за рубеж — настолько в плачевном состоянии был наш родной язык. В последнее время ситуация кардинально изменилась, наверное, благодаря тому, что знание государственного языка стало обязательным при поступлении на госслужбу.
Обидно, что в школах теперь внедряют обновленную программу и наш проект изъяли из-за ненадобности. Внедряется кембриджская система обучения, в которой не предусмотрены разделы, связанные с искусством.
Мы работали на результат. Сами подумайте, если дети не способны исполнять хотя бы пару кюев или терме, можно ли ожидать от них тяги к искусству и тем более любви? Должна быть система знаний, которые ребенок получал бы с первого класса. В итоге постепенно придет конечный результат, о чем и говорится в статье «Семь граней Великой степи». Считаю, что статья — это, по сути, национальная идеология. Ее плоды можно увидеть не сегодня или завтра, а минимум через десять лет. Нужны долгосрочные проекты. Мы на этом поприще трудимся 40 лет и пожинали плоды своего труда на различных конкурсах. Было время, в некоторых школах 300-400 детей играли на домбре без нот. Ученики, исполняющие кюи Таттимбета, Казангапа, Курмангазы и Акансери, непременно станут поклонниками искусства, патриотами.

Наследие на сцене
— Многие ценители искусства, причем не только актюбинские, знают вас как продолжателя наследия композитора Казангапа…
— С 1994 года в Актобе постоянно проводился республиканский конкурс исполнителей кюев «Ақжелең». Тогда же на базе пединститута организовали научно-практическую конференцию по изучению творчества Казангапа. Приехавшие на форум известные в музыкальном и литературном мире личности — Акселеу Сейдимбеков, Каршыга Ахмедияров — побывали на могиле Казангапа в Шалкарском районе.
Очередной конкурс, прошедший в ноябре в Актобе, был посвящен 90-летию Бахыта Басыгараева. Кстати, два предыдущих были международные, на которые приехали исполнители из ряда тюркских стран.
В Шалкарском районе немало последователей традиции кюев Казангапа, но среди них особняком стоит Бахыт ага. Его манеру исполнения невозможно сравнить ни с чьей. И на этот раз более тридцати молодых исполнителей из разных регионов искусно исполнили кюи Казангапа из репертуара Бахыта Басыгараева. Бахыт никогда не уставал учить кюи Казангапа и всегда мечтал, чтобы их почаще исполняла молодежь. Мы сегодня знаем, что его мечта сбылась. Гран-при конкурса завоевал его внук Бексултан Бахыт, а в целом в конкурсе победило искусство кюя.
— Какое значение вы придаете знанию своих корней? Есть тенденция, особенно среди молодежи, что это необязательно.
— Если у народа не будет своей культуры, ее заменит чужая. Нас могут воспитывать на творчестве Майкла Джексона, Аллы Пугачевой или Филиппа Киркорова, считая их гениями. Их творчество признано, не отрицаю, но в первую очередь человек должен знать культуру своего народа. Не зная своего языка и своей культуры, человек не станет патриотом и без оглядки может покинуть свою родину, сменить гражданство и национальность.
Абат КАРАТАЕВ

Колонка "Взгляд"