Аксакал – в переводе это слово с казахского на русский язык означает «белобородый». Уважать белую бороду, почтенный возраст человека для казахов было особым правилом, поэтому люди в почтенном возрасте пользовались уважением.
При этом не принимались во внимание родственные узы, знакомство. Уважали просто аксакала. Сидящие вставали при его появлении, сажали на почетное место в доме, помогали во всем.
Молодые люди считали стариков (пожилых людей) обладателями народной мудрости, много повидавшими на своем веку. Они постоянно советовались с аксакалами, руководствовались их напутствиями. У казахского народа есть такая пословица: «Если возле дома имеется высокий холм, считай, что имеешь оседланного коня, а если в доме есть почтенного возраста человек, то считай, что имеешь мудреца».
Если кто-либо начинал новое дело, то первым делом получал напутствие аксакала, а кто приезжал издалека, считал своим долгом навестить такого человека. Такая традиция идет из глубокой древности.
Быть в полном смысле слова аксакалом – особая ответственность. Главным своим долгом они считали сохранение семейной чести, решение проблем целого аула, недопущение недостойных поступков своими земляками-односельчанами.
Старейшинами могли быть те, кто ранее занимался или имел опыт руководства общественными делами, кто имел безупречную репутацию порядочного, искреннего человека, был известен своими благородными, безупречными делами.
Обычно аксакалов не избирали, они были всеми признанными людьми, им доверяло население той или иной местности. Иногда бывали моменты, когда в ауле не было аксакалов. Тогда их роль выполняли люди, достигшие сорока и более лет, являющиеся общепризнанными лидерами среди жителей аула. Не случайно в народе говорят, что «у хана имеется физическая сила одного джигита и ум сорока джигитов».
Мудрым аксакалам свойственны высокая гражданственность, принципиальность, глубокое чувство ответственности, бережное отношение к людям. При этом они сохраняют предельную скромность и считают лучшим человеческим качеством порядочность.
В повседневной жизни казахов путники, посещая тот или иной аул, вначале заходили к аксакалам, советовались с ними, сообщая о цели поездки, и получали советы. В жизни было немало случаев, когда необходимо было посоветоваться с аксакалом по поводу бедственного положения односельчан или по поводу разногласий, недоразумений, споров, возникших между аулчанами.
Аксакал стремился найти наиболее верное и справедливое решение, которое устраивало бы спорящие стороны.
Бывали случаи, когда необходимо было рассматривать ситуации, глубоко задевающие вопросы общественной жизни односельчан. Такие проблемы решал уже совет аксакалов. Одновременно с добрыми советами, назиданиями к нарушителям спокойствия применялось и физическое наказание в виде битья тонкой плетью. Исполнитель наказания при этом произносил слова: «Как, будешь теперь хулиганить или — будешь воровать?!». «Конец воровства – унижение, потеря чести и достоинства». При этом исполнитель воли аксакалов стремился получить обещание, что нарушитель в будущем не допустит таких проступков. В прежние времена к особо опасным преступникам иногда применялись следующие меры наказания: вешание грязного черного войлока на шею провинившегося и принудительный показ его всем односельчанам, привязывание к дереву и плевок ему в лицо с проклятием, бросание в сторону провинившегося камней, выселение из аула и т.д.
Эти меры, применявшиеся советом аксакалов, на деле осуществлялись общественностью того или иного населенного пункта, то есть самими жителями. В истории казахского народа аксакалы никогда не вмешивались в дела управления страной, народом, не создавали оппозиции ханской власти, не боролись за власть.
Они только заботились о воспитании молодежи, старались внести свой посильный вклад в единство народа, сохранение традиций. В процессе исторического развития страны, при переходе от моноэтноса казахского народа к республике в многонациональной структуре, а также с появлением многочисленных общественных структур, таких как партийные, профсоюзные, молодежные организации и общественные советы, народные ассамблеи, а также правоохранительные органы, роль аксакалов начала постепенно снижаться. И в конечном счете в результате роста идеологической борьбы их деятельность превратилась в «пережитки прошлого». Но, я считаю, что расцвет общественных инициатив еще впереди.
В связи с обретением страной политической независимости и суверенитета, развитием демократии роль советов аксакалов, безусловно, будет возрастать с каждым годом. Наша сплоченная страна старается поставить заслон на пути всевозможных негативных поступков, невоспитанности подрастающего поколения. Пожалуй, было бы очень полезно и рационально открыть широкую дорогу деятельности старшему, опытному поколению аксакалов.
Нас радует, что в республике повседневно уже создаются общественные советы, рациональным зерном в этом объединении, безусловно, являются советы аксакалов. Безусловно, такие общественные органы есть и в нашей области. Это общественное объединение не нуждается в средствах, не требует штатных работников. Они работают на общественных началах. Их деятельность только следует оживить.
Как известно, многие населенные пункты многонациональны, поэтому деятельность совета аксакалов требует вдумчивого и творческого подхода. Воспитывая своих детей, жители Степи сформировали блок назиданий. Они передавались из поколения в поколение. Огромную роль в привитии уважения к старшим играли пословицы и поговорки, такие как «Мудрость, сказанная старшими, никогда не бывает неверной», «Если в ауле есть аксакал, то это равносильно тому, что имеется книга мудростей», «Старость – это богатство».
Все познается в сравнении. Преемственность поколений – один из важных приоритетов Ассамблеи народа Казахстана. Казахстанцы всегда почитали старших, прислушивались к их советам. Главное, чтобы деятельность совета аксакалов соответствовала современному правовому положению страны, основным законам республики.
Следовало бы подумать и о том, чтобы деятельность совета аксакалов была включена в составную часть работ аульных, сельских, поселковых, районных, городских советов ветеранов войны и участников трудового фронта. Нет сомнения в том, что возникающие повсеместно советы аксакалов станут большой преградой на пути распространения таких человеческих пороков, как пьянство, воровство, невежество, манкуртизм, бездушие, безразличие и бесцельная жизнь.
В прошлые годы в нашей области уважаемыми авторитетными аксакалами были Айтек Сарсенов, Калау Рыскелдин, Шакир Карсыбаев, Мукаш Кенбаев, Жагыпар Амиров, Пана Оралбаев, Асангали Шинбаев, Салим Шынтасов, Нуркожа Орынбасаров, Алтынбек Акимжанов, Амантай Алипов, братья Казбек и Хасен Каюповы, Омирзак Тагыбергенов, Кемейдолла Толеубаев, Ибрагим Шолжанов, Рамазан Нуржанов, Абдраман Мамырбаев, Ажмаги Смагулов, Ныгмет Серикбаев, Петр Турмагамбетов. И ныне здравствующие аксакалы Сматолла Беркимбаев, Кабен Амангосов, Муса Алданиязов, Калу Жарылкасынов, Ниетжан Бериков, Заир Жанжаркенов, Дукенбай Имангалиев, Закретдин Байдосов, Хайролла Койлыбаев. Они внесли большой вклад в нравственно-духовное воспитание молодежи и развитие экономики нашей области. На долю ветеранов выпало немало трудностей, в которых закалялся их характер. В независимом Казахстане его гражданам выпало счастье жить в стабильной и мирной стране, где молодежи предоставлены все возможности для учебы, самореализации и карьеры.
Выдающаяся историческая личность, наш национальный герой, участник Великой Отечественной войны, гордость Казахстана Бауыржан Момышулы говорил о пожилых людях: «Они бывают разные. Например, шал — он относится к категории людей, которые, к сожалению, даже о себе не могут позаботиться, ведут беспечный образ жизни, по натуре ленивые, не любят трудиться, ко всему безразличны; другая категория – карт, они только думают о себе, о своем ближайшем окружении, о достатке. Третья категория – аксакалы. Они более сознательные, образованные, думают не только о себе и близких, но и об окружающих людях. Общительные по натуре. Четвертая категория — так называемые абызы. Они всегда думают о судьбе народа, о будущем страны. Они постоянно помнят, что люди рождаются для счастья. Хотят, чтобы они прожили деятельно и счастливо». Эту мысль хочу закончить словами: «Творить добро есть главное предназначение человека. Развивать в себе до глубокой старости пытливость ума, любознательность, жадность к знаниям. Тогда старость может не наступить никогда».
Тургангали ЖОЛБАСКАН,
кандидат исторических наук, доцент,
Почетный гражданин города Актобе