Глава региона Ондасын Уразалин в ходе рейда по проблемным участкам города, рассказал о решении вопроса с вывозом мусора, работе общественного транспорта и ситуации с мостом на Сельмаше.
Эти три основных вопроса сегодня наиболее остро волнуют актюбинцев. Чтобы сразу расставить все точки над «i», аким области вместе с акимом города Мавром Абдуллиным в четверг побывал во дворах микрорайонов Актобе, проехал на маршрутном автобусе и осмотрел недавно открытый после строительства сельмашевский мост. Их сопровождали руководители всех городских служб.
Нужны мусоровозы и контейнеры
Первым объектом посещения стал двор дома по улице Сатпаева, 5. К слову, на этот пункт указали сами представители СМИ. Возле контейнерной площадки возвышалась гора мусора, контейнеры также были захламлены бытовыми отходами горожан. Мусорный коллапс, произошедший в Актобе, вызвал большой общественный резонанс. Практически в каждом дворе несло зловонием от свалок, образовавшихся возле контейнерных площадок за две последние недели. Компании, специализирующиеся на вывозе ТБО, не успевали расчищать свалки и вывозить отходы на полигон.
– Критическая ситуация с вывозом мусора возникла из-за того, что один из трех операторов перестал выполнять свои обязательства. В Актобе вывозом ТБО занимались три компании – ТОО «Таза Life», «Нео плюс» и УК № 27. Ссылаясь на то, что предприятие терпит убытки из-за низкого тарифа на их услуги и растущие долги населения, которые уклоняются от оплаты, «Таза Life» устранился от работы. Закрепленная за ним территория от проспекта Алии Молдагуловой до промзоны осталась бесхозной, – обрисовал сложившуюся ситуацию Мавр Абдуллин.
Чтобы навести порядок, к вывозу ТБО на этом участке подключили компанию «Нео плюс», но в силу своей загруженности работники не справлялись в срок. На этой неделе «Нео плюс» выпустил в рейс приобретенные дополнительно пять мусоровозов. Таким образом, на вывоз ТБО ежедневно выезжают 20 мусоровозов, 10 самосвалов и 3 погрузчика предприятия. В помощь городу свои самосвалы предоставили и дорожные организации. В оперативном режиме работают мобильные группы.
– У нас осталось 19 точек, которые к концу этого дня мы планируем убрать. Мусор в этом дворе скопился за 4 дня – столько дней назад здесь работала наша мобильная группа. По нормативу, чтобы мусор не скапливался, его нужно убирать ежедневно. Из-за большого объема работ некоторое время еще будут возникать перебои. Но к концу месяца мы полностью войдем в график, – пообещал представитель «Нео плюс» Владимир Проскурин.
По словам акима города, в Актобе не хватает мусоровозов, контейнерных площадок и самих контейнеров.
– Сейчас оборудовано 450 площадок и установлено три тысячи контейнеров. Для растущего города этого недостаточно. К тому же многие емкости для мусора сломаны. В целом городу нужны еще 50 площадок и 500 контейнеров, – заметил Мавр Абдуллин.
Ознакомившись с результатами проделанной работы, Ондасын Уразалин поставил перед акимом города задачу в оперативном порядке решить проблему с мусором. Глава региона отметил, что необходимо восстановить прежнюю структуру коммунального хозяйства, чтобы не возвращаться к проблеме раз за разом.
– Хотим восстановить предприятие «Таза қала», которое раньше работало в городе. На прошлой неделе Верховным судом страны принято решение об отмене банкротства ТОО.
Теперь нужно реанимировать его и вернуть в коммунальное хозяйство города. Вопрос касается финансов, поэтому мы хотим подойти к этой ситуации чисто с рыночной стороны, чтобы не накладывать большие затраты на местный бюджет. Через коммерческие предприятия или институт развития нужно приобрести 40-50 мусоровозов, чтобы полностью закрыть потребность в них, – сообщил аким области.
Затронул Ондасын Уразалин и вопрос растущего долга населения за вывоз мусора. Почти 60% актюбинцев сегодня не платят за услуги по вывозу ТБО.
– К неплательщикам будут приниматься жесткие меры, – подчеркнул аким.
Проезд – по карте
Затем глава региона проехался на автобусе маршрута № 46. Помимо работы общественного транспорта, Ондасына Уразалина интересовал вопрос внедрения системы электронного билетирования. На автобусе маршрута № 46 валидаторы установлены в рамках пилотного проекта с начала года, но фактически работать они начали этим летом.
– Использование платежных карточек в автобусах позволит минимизировать наличный расчет и сделает систему платежей прозрачной. Для этих целей валидаторы должны быть установлены на всех маршрутах. Кроме того, прозрачная работа общественных перевозчиков позволит повысить зарплату водителям, чтобы они были заинтересованы работать строго по времени и не обгонять друг друга на улицах, – пояснил аким области.
Сегодня валидаторы установлены в 53 автобусах по 6 маршрутам — № 1, 2, 5, 46, 51, 52. До конца года появятся они и на других маршрутах. Таким образом, на систему оплаты за проезд по картам переведут весь общественный транспорт города.
Ондасын Уразалин проверил работу валидатора, оплатив по банковской карте за проезд. По словам кондуктора автобуса, еще не все актюбинцы пользуются картой, предпочитая оплачивать за проезд наличностью.
– Мы хотим провести акцию для пассажиров автобусов, чтобы при оплате картой у них списывалась половина стоимости проезда. То есть вместо 80 тенге они заплатят картой всего 40. Сейчас ведем переговоры с банками. Акция продлится 3 или 6 месяцев. Об этом мы заранее сообщим. Таким образом хотим привлечь актюбинцев к оплате безналичным расчетом, – обрадовал аким города.
Стоит отметить, что после установки валидаторов на всех автобусах города будет введен дифференцированный тариф за проезд. При оплате картой он останется прежним – 80 тенге взрослый билет и 40 тенге детский, а при наличном расчете пассажирам придется платить уже 160 тенге. Кстати, оплатить за проезд дети смогут социальной картой, которые начали выдавать в школах. Приобрести ее можно будет в любом отделении АО «Казпочта». Если первый год пользования картой обойдется родителям школьников бесплатно, то в последующие годы придется платить по 800 тенге.
Мавр Абдуллин сообщил также главе региона о том, что потребность города в автобусах составляет 420 единиц транспорта. Сейчас в рейс выходит 370 автобусов. Недостающие 50 город планирует закупить в ближайшей перспективе.
В ходе рейда зашла речь и об остановочных павильонах. Ондасын Уразалин отметил, что нужны комфортные для пассажиров и многофункциональные остановочные павильоны, где можно будет укрыться от солнца и дождя. В настоящее время готовится несколько эскизов остановок. Их дизайн будет согласован на общественном совете. Всего городу нужно 600 остановочных павильонов.
На Сельмашевском мосту введут одностороннее движение
Недавно открытый мост на Сельмаше стал еще одним объектом внимания акима.
Как только движение на путепроводе запустили, от горожан в соцсетях посыпались жалобы на узкую проезжую часть. Случились и первые аварии на мосту, причем в одном из ДТП не смогли разъехаться два автобуса.
– Когда решите возникшую проблему? – задал вопрос Мавру Абдуллину глава региона.
По проекту новый путепровод в районе Сельмаша представляет собой два отдельных моста с односторонним движением на каждом. Первым открыли мост со съездом на улицу Жиенбаева. Чтобы избежать заторов на дорогах, по нему временно запустили двустороннее движение. Как оказалось, это был ошибочный
вариант.
– Учитывая ситуацию, вероятнее всего, по новому мосту будет только одностороннее движение со съездом на улицу Жиенбаева. Встречный транспорт будет двигаться в обход через переезд на аэропорт. Строительство путепровода продолжается. Планируется закончить его летом следующего года, – конкретизировал аким города.
Ондасын Уразалин поручил снять этот вопрос с повестки дня за счет введения одностороннего движения на мосту.
– Актобе – родной город, и все проблемы я воспринимаю остро. Как только любая информация доходит до меня, сразу принимаю по каждой из них решение. Подобные рейды будут практиковаться постоянно. Если возникнут другие проблемы, также выедем и на месте решим их. В этом городе нам жить, поэтому мы должны создать максимально комфортные условия для проживания, – заключил по завершении столь насыщенной поездки глава региона.
Айжан ШАУКУЛОВА
Фото Аймурата ДАРИБАЕВА