Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Актюбинская компания заявила о себе на выставке в Шанхае

ТОО «Молочные истории – А» вышло на китайский рынок и продолжает расширять географию поставок.

Местная молочная компания единственная из всего Западного региона приняла участие в шестой Китайской Международной импортной выставке (China International Import Expo), проходившей в начале ноября этого года в Шанхае. Своими впечатлениями о прошедшем мероприятии в интервью «АВ» поделилась директор ТОО «Молочные истории – А» Асылгуль Ильясова.

От батарейки до автомобиля

– Расскажите, что за выставка проходила в Китае?

– С 5 по 10 ноября в Шанхае прошла шестая Китайская Международная импортная выставка. Это мероприятие колоссального масштаба. Там было представлено практически все – от батарейки до автомобиля. Министерство торговли и интеграции Республики Казахстан и АО «QazTrade» в целях презентации экспортного потенциала страны и повышения странового имиджа организовало участие нашего государства в данной выставке.

Казахстан был представлен пятью нацкомпаниями, которые разместились в национальном павильоне. Еще 25 компаний развернули свои стенды в коммерческом павильоне. Наше ТОО включили в состав Мясного союза, и мы разместились в национальном павильоне, где выставили свою продукцию. Наверное, это был некий маневр, чтобы не столько показать свой кисломолочный «Тандем», сколько поддержать нашего китайского дистрибьютера, так сказать, первую ласточку в наших поставках в Поднебесную. Благодаря им нам удалось войти на рынок КНР. Хочу вас заверить, что организовать экспорт молочной продукции в Китай довольно сложно. Это дорогого стоит, так как там тотальный контроль в части продуктов питания, тем более если речь идет о молочной продукции. Инициатива участия в шанхайской выставке нашей компании исходила от наших китайских партнеров. На начало декабря мы экспортировали в КНР более 79 тонн продукции.

Масштабы и организация

– Чем запомнилась выставка больше всего?

– Масштабностью и уровнем организации. Выставка потрясла. Вход по билетам, причем только в указанный в них день. Безопасность на самом высоком уровне. Нигде не было каких-либо очередей или скопления народа. Поразили китайский порядок и дисциплина. Я была на международных выставках, но такое увидела впервые.

– Сколько стран приняли участие в ней?

– 69 стран и 3 международные организации представили национальные экспозиции. А вообще, выставка приняла представителей 154 стран, регионов и международных организаций, более 3 400 предприятий-экспонентов и 394 тысяч профессиональных посетителей. Казахстан принял участие в EXPO в качестве почетного гостя, так же, как и Гондурас, Сербия и ЮАР. Вы представьте себе, что только площадь китайского павильона составила 2,5 тысячи квадратных метров, что стало рекордным показателем.

Были представлены практически все мировые бренды: одежда, обувь, ювелирные украшения, электроника, автомобили, продукты питания, технологии, включая IT, сельхозтехника и много, много еще чего. Согласно официальным данным, в выставке участвовали 15 крупнейших мировых автоконцернов, 10 крупнейших компаний по производству промышленного электрооборудования, 10 крупнейших производителей медицинского оборудования, 3 гиганта горнодобывающей отрасли, 4 крупнейших зерновых трейдера и 5 ключевых судоходных компаний. За пять дней мы просто физически не смогли обойти всю выставку.

– На каком языке общались?

– Больше на английском и китайском. Мы скачали в телефон приложение-переводчик, потому что хотелось бы, проявляя уважение к стране-организатору, говорить на их языке хотя бы элементарные фразы. А так с нами рядом был профессиональный переводчик с китайского языка. Все вокруг улыбаются, масса волонтеров. В общем, атмосфера праздника. Хотя говорят, что Китай довольно закрытая страна, но на этой выставке он открыл двери многим государствам.

Расширяя горизонты с чувством патриотизма

– Вызвала ли ваша продукция интерес?

– Да. Многие подходили и спрашивали, за сколько дней мы довезем «Тандем» в Шанхай. Приходилось честно отвечать, что такого опыта у нашего предприятия пока нет.

– То есть какие-то предварительные переговоры с новыми дистрибьютерами вы проводили на выставке?

– Да, сейчас мы переписываемся. У них опять-таки короткий вопрос: «За какое время довезете?». Я пишу, что могу сказать, за какое время смогу сделать поставку в приграничный район – в Урумчи Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР. А оттуда в Шанхай даже не знаю, как производить поставку.

– А в чем трудность?

– У них свои правила пересечения товаром границ автономных районов. Поэтому не могу ответить на подобный вопрос. Но его же мне задали через две недели в Пекине приглашенные китайские крупные бизнесмены на официальном приеме в Посольстве Республики Казахстан, куда я тоже привезла свою продукцию. Были там и инвесторы из Поднебесной, которые хотели вложить свои деньги в бизнес актюбинской молочной компании. Но на сегодня политика наших учредителей такая, что пока в инвестициях мы не нуждаемся. Сейчас одной из основных задач нашей компании является изучение логистики Китайской Народной Республики.

– Поступали предложения об открытии производства непосредственно в самом Китае?

– Один инвестор интересовался таким вопросом. Хотя звучит довольно заманчиво, но я – патриот своей страны. Считаю, что казахстанская продукция должна производится в Казахстане и продаваться по ценам, установленным нами. А налоги и другие платежи необходимо оставлять в нашей стране. Мы не гонимся за большими деньгами. Предприятие, изначально заявленное как казахстанское, таким и должно оставаться.

– А престиж нашей страны за рубежом?

– Так вот в этом вся суть, что наша продукция производится только в Казахстане, в Актобе. Мы рассматриваем лишь экспорт. Поставить завод за границей, независимо, в КНР или любой другой стране – это практически отдать свою технологию. Я полюбила Китай за короткий период пребывания в нем. Он впечатлил меня. Но при всем уважении считаю, что наша продукция должна производиться только в Казахстане. Покупатель лишь здесь будет заключать контракты, оплачивать их и забирать товар.

Вы знаете, китайцы посмеялись, услышав от меня такую философию, отметив категоричность. Но я не вижу другого смысла в своей работе. Предприятию дали жизнь в Казахстане. На заводе работают актюбинцы. Имя себе мы тоже сделали здесь. Поэтому не думаю, что «менять лодку» сейчас будет правильным решением. Наша политика остается неизменной: производим здесь, в первую очередь снабжаем рынок Казахстана, а свободные объемы отправляем на экспорт.

– Ценовая политика внутреннего и экспортного рынка отличается на вашем предприятии?

– Китайские бизнесмены задавали такой вопрос. Как руководитель компании хочу сказать, что отпускная цена как для казахстанского, так и внешнего рынка одинакова. Мы не пытаемся заработать на разнице. Экспортные объемы пока небольшие. Это некий дополнительный доход для компании. Меня вполне устраивает рынок Казахстана, на котором мы работаем уже много лет, нравятся наши потребители.

– Что дало вам посещение Шанхайской выставки и Посольства нашей страны в Пекине?

– Понятие того, что нет ничего невозможного. Благодаря добрососедским отношениям, выстраиваемым нашим Президентом с руководством Китая, и заинтересованностью Поднебесной в снабжении своего рынка там есть перспектива для казахстанских бизнесменов.

Я провела беседу и отрабатываю с одной компанией из провинции Фуцзян вопрос поставки нашей продукции. Мы уже отправили контракт и коммерческое предложение. Сейчас на стадии переговоров. Наши потенциальные покупатели были приятно удивлены, что мы работаем без посредников и отпускаем продукцию непосредственно со складов на заводе в Актобе. Сейчас китайская сторона прорабатывает вопросы логистики.

– Вы как-то говорили, что были еще на одной выставке – AgriteQ 2023, прошедшей в марте в столице Катара городе Дохе. Что там интересного почерпнули?

– Участниками выставки были в основном представители стран Персидского залива. Как говорится, там у меня тоже был свой интерес, так как наш напиток с большим сроком хранения и жаждоутоляющий. И он помогает при пищеварении. Почему нас полюбили в Китае? Там тоже любят много кушать. А в странах Персидского залива климат засушливый и жаждоутоляющие напитки в тренде. Поэтому хотим поставлять нашу продукцию и туда. Мы умеем работать и хотим доказать это всему миру. И таких в нашей стране много. Идущему покорится дорога. Я хочу, чтобы наши предприниматели, мечтающие выйти на мировой рынок, не оставляли своих попыток. Нам, производителям из Актобе, это удалось сделать, чего и всем желаем.

– Спасибо за интервью!

Беседовал Владимир БУРЬЯНОВ

Фото автора

 

Колонка "Взгляд"