Некоторые проблемы экономики региона удалось снять с тормозов в ходе рабочей поездки в Актобе министра по инвестициям и развитию РК Асета Исекешева.
Основной площадкой для конструктивного диалога стало выездное совещание непосредственно в индустриальной зоне города Актобе, где уже обосновываются первые инвесторы. Индустриальная зона разместилась на двухстах гектарах, где преду-смотрены территории для крупных и средних производств химической, нефтегазовой, строительной, транспортной специфики. Подключение к инфраструктуре обойдется им совершенно бесплатно. Первые площади отданы под производство металлоконструкций и промышленных кранов, а также под завод по сборке спецтехники. На стадии переговоров следующие предложения бизнесменов.
— В целом на начало октября индекс физического объема промышленного производства составил 97,4 процента, что ниже среднереспубликанского показателя. В то же время обрабатывающая промышленность показывает рост по итогам девяти месяцев на 30,4 процента, — проинформировал участников совещания заместитель акима области Гали Искалиев.
Он выразил уверенность в том, что только ферросплавный и рельсобалочный заводы уже в этом году дадут ощутимый рост металлургической промышленности. После выхода на полную мощность этих и других проектов доля обрабатывающего сектора в валовом региональном продукте увеличится с 15 до 25 процентов уже к концу следующего года. Во второй пятилетке в рамках Карты индустриализации реализуется 20 инвестиционных проектов на общую сумму 247 миллиардов тенге, что обернется ростом объема промышленной продукции в 1,4 раза, а обрабатывающего сектора в 1,5 раза.
— В этом году начнут работу 8 предприятий общей стоимостью 9,4 миллиарда тенге, на которых будет создано 700 рабочих мест. Три из них уже введены. К примеру, макаронная фабрика на Новоальджанском мелькомбинате, компания «Коктас» завершила модернизацию производства силикатного кирпича. Остальные заработают до конца года. В декабре, в рамках телемоста, планируем презентовать открытие современного мясоперерабатывающего комбината, — продолжил Искалиев.
Во второй части совещания были озвучены наиболее острые проблемы экономики региона, требующие безотлагательного решения. В частности, актюбинцы настаивают на необходимости строительства в регионе цементного завода. Для этого есть и спрос на продукцию, и востребованность создания производства в Каргалинском районе, где при всем его потенциале нет ни одного промышленного объекта.
— Глава государства на одном из совещаний с акимами всех уровней потребовал «определить точки роста на базе слаборазвитых районов и городов, обеспечив создание конкретных производств в рамках ГПФИИР…». В Каргалинском районе есть месторождение для производства цемента. Компания «Хуасинь цемент» из КНР готова вложить 150 миллионов долларов в строительство, — отметил Гали Искалиев.
Ситуация такова, что в Казахстане на сегодня действуют десять цементных заводов, еще три строятся. Но одно дело возить цемент из Кызылординской области, а это тысяча километров, или из соседней России, до которой более ста километров.
— Мы понимаем, нужно поддерживать отечественного производителя, но нашим строителям это обходится дорого. На сегодня область импортирует не менее пятисот тонн цемента в год из России. Это примерно 30-35 миллионов долларов. В случае реализации проекта объем налогов составит около 6 миллиардов тенге в год. Пока мы работаем на экономику России, — подключился к разговору аким области Бердибек Сапарбаев.
Программа «Н±рлы жол» предусматривает реконструкцию дороги Актобе — Атырау, построенной в семидесятых годах минувшего века. Дорога практически пришла в негодность, из-за чего аварийность на ней в два с половиной раза выше, чем на других дорогах республиканского значения, пересекающих территорию нашей области. Из-за этого предпринимателям приходится делать пятисоткилометровый крюк через Уральск. Область готова приступить к стоительству: проектно-сметная документация на 17 километров уже есть.
— Эту дорогу нужно соединить с Орском и далее с Оренбургом, тогда автомобильное движение будет интенсивнее, соответственно, возрастет и товарооборот. Сейчас дорогу на Орск трудно назвать таковой. Мы говорим, туризм не развивается, он никогда не будет развиваться, пока нет дорог, — поделился своим мнением по данному поводу аким области.
На еще одну проблему обратило внимание Асета Исекешева руководство области. До 2015 года аэропорт Актобе принимал грузы международных авиакомпаний, что приносило значительный доход. К примеру, только в 2013 году было обслужено 146 рейсов, прибыль аэропорта составила 114 миллионов тенге, таможенные сборы в республиканский бюджет — около 2,3 миллиарда тенге. В 2015 году в связи с принятыми изменениями в таможенном законодательстве Казахстана грузовые операторы «ушли» в Бишкек.
Но грузовые операторы заинтересованы в использовании транзитного хаба Актобе, обеспечивающего снижение себестоимости перевозок и увеличение скорости доставки товаров народного потребления на рынки Евразийского союза.
Далее было сказано о необходимости включить глубокую переработку твердобытовых отходов в перечень приоритетных секторов, которым могут быть предоставлены инвестиционные преференции согласно Закону «Об инвестициях». Сама переработка не дает больших доходов, поэтому голландские инвесторы применяют технологии газификации ТБО с дальнейшим получением электроэнергии мощностью 12 МВ. Они выражают готовность приступить в 2016 году к строительству специализированного завода, но для экономического эффекта нужна корреляция между тарифом на электроэнергию и курсом тенге к иностранной валюте.
Назрела необходимость продумать и механизм предоставления жилья для специалистов, привлекаемых к реализации крупных проектов в рамках госпрограммы индустриализации страны. К примеру, проблема актуальна для АРБЗ. Это совершенно новое производство для региона, и для работы на нем трудно подобрать высококлассных профессионалов, пока их вынуждены приглашать из других городов страны и из-за рубежа. Как оказалось, государственная жилищная программа упустила из виду данную категорию нуждающихся людей, хотя она может стать мощным рычагом удержания редких пока кадров.
Своими проблемами поделились и предприниматели. К примеру, наши компании готовы закупать металл «Кармета», который, импортируя свою продукцию, игнорирует запросы в небольших объемах отечественного бизнеса. При этом от поставок малыми партиями не отказываются россияне.
— В регионе мы являемся единственным профессиональным производителем металлоконструкций. Естественно, заинтересованы участвовать в реализации крупных инвестпроектов. К сожалению, не вседа это удается. Инвесторы, особенно зарубежные, настаивают на завозе своей продукции. Хотелось бы, чтобы при заключении контрактов в нефтегазовом секторе учитывали и региональные возможности, — поделился гендиректор Актюбинского завода металлоконструкций Александр Александров.
— «СНПС — Актобемунайгаз» предъявляет тендерные условия неприемлемые для нас. К примеру, срок поставки штанги определяют в десять дней, хотя срок ее производства — минимум тридцать дней, то есть они завозят ее заранее, — предположил директор завода нефтяного оборудования Гасал Мусин.
— Одна из задач сегодняшнего дня — обеспечить экономический рост, для этого Правительством реализуется план по поддержке предприятий. Производителям нужно ориентироваться на качество, конкурентоспособность и экспорт. Нужно максимально пересмотреть резервы для того, чтобы в этот сложный период не сократить производство, а постараться его увеличить. Нужно ориентироваться не на госзаказ и на бюджетные деньги, а на государственно-частное партнерство и на частные инвестиции. Нужно искать новые проекты. Инвесторы готовы работать в Казахстане, но мало проектов хороших и проработанных, — отметил министр по инвестициям и развитию Асет Исекешев, внимательно выслушав каждое обращение участников совещания.
— Индустриальная зона — это хорошее ваше преимущество перед регионами, — заметил он и пообещал содействие в подготовке форума «Актобе-инвест», который намечен на ноябрь.
Жанат СИСЕКЕНОВА