Кто получает сверхприбыли от дорогих лекарств, снизят ли операторы сотовой связи свои тарифы, и почему в банках с нас берут разные комиссии за оплату комуслуг? О работе межрегиональной инспекции Агентства РК по защите конкуренции по Актюбинской и Западно-Казахстанской
областям «АВ» рассказал ее начальник Азамат Камшимбаев.
— Азамат Абдрахманович, антимонопольное агентство часто путают с департаментом по регулированию естественных монополий. Разъясните, как разграничены ваши функции и чем вы занимаетесь?
— Мы защищаем права предпринимателей и потребителей от монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Департамент по регулированию естественных монополий утверждает тарифы в сфере естественной монополии — коммунальных услуг. А наша инспекция не утверждает цены, мы проводим мониторинг цен на социально значимые товары, анализ и оценку состояния конкурентной среды на товарных рынках, выясняем обоснованность повышения цен. В Законе «О конкуренции» есть такие понятия, как «монопольно высокая цена» и «монопольно низкая цена». Когда субъект-доминант, понимая, что он один на рынке или сговариваясь с другими, немотивированно повышает цены, или, чтобы избавиться от конкурентов, демпингует, мы обязаны принимать меры. Также мы следим за тем, чтобы конкуренция развивалась в правовом поле. Существует реестр субъектов-доминантов, которые занимают доминирующее положение на определенном товарном рынке, например, на рынке ГСМ или хлебопродуктов. Мы следим, чтобы они не ущемляли чьи-то права.
— Если говорить о рынке ГСМ, то все помнят, как прошлой осенью взлетели цены на горючее, а на заправках стояли вереницы машин, так как бензин отпускали только по талонам. Такого не повторится?
— Вы знаете, что Министерством нефти и газа теперь утверждаются предельные цены розничной реализации ГСМ через автозаправочные станции. Например, с 1 ноября 2010 года цена на бензин марки АИ-80 должна быть не более 74 тенге за литр, АИ-92/93 — не более 92 тенге за литр, дизтопливо — не более 75 тенге за литр. Плюс к этому сейчас четко регулируется экспорт нефтепродуктов. Раньше нашим заводам-производителям было выгодно экспортировать топливо. При этом на внутреннем рынке страны создавался искусственный дефицит. Сейчас снята проблема дефицита, нет и резких колебаний цен, разве что на 1-2 тенге. Также наблюдается увеличение запасов ГСМ на нефтехранилищах и АЗС Актюбинской области по сравнению с началом года. Скажем, на 1 ноября этого года обеспеченность по АИ-80 составила 25 дней, АИ-92/93 — 50 дней, АИ-95/96 — 91 день, дизтопливом — 71 день.
— Были ли случаи злоупотреблений доминантов в продовольственной сфере?
— Да. К примеру, антимонопольным агентством было выяснено, что недавнее повышение цен на гречневую крупу по всей стране было не-обоснованным, создавался искусственный дефицит. Дело в том, что в Российской Федерации в этом году гречиха не уродилась. У нас же гречка, собранная на посевных площадях в ВКО, покрывает потребности всего Казахстана. Но производителям было выгодно продавать крупу оптом, в 2 раза дороже розничных цен в Россию. Поэтому они перестали отпускать гречку нашим закупщикам. Актюбинские оптовики привезли крупы недостаточно и по высокой цене. Сейчас ситуация отрегулирована. Ведется расследование, к виновным будут приняты меры административного характера.
В ЗКО возбуждены уголовные дела по сговору между двумя элеваторами, когда два доминанта единовременно и необоснованно подняли цены на муку. В нашей области ведется предварительное рассмотрение сведений в отношении двух предприятий, осуществляющих оптовую реализацию муки по поводу обоснованности повышения цен на муку высшего сорта с января по апрель, а также в июне 2010 года.
— Правда ли, что если бы не вовремя принятые меры, хлеб у нас стоил бы 70 тенге?
— Да, ведь на западе Казахстана, в том числе у нас, львиная доля урожая погибла из-за засухи. Но Правительством и акиматом Актюбинской области были сразу же приняты меры. Из национального резерва выделили зерно по цене 26 500 тенге за тонну, эта цена на сегодня довольно низкая, ведь рыночная стоимость — 30-35 тысяч тенге за тонну.
Это зерно было распределено между крупными мукомольными предприятиями. Согласно меморандуму они должны осуществить помол муки по фиксированной цене, которая тоже ниже рыночной. Также за этими предприятиями закрепили районы области. Если бы не эти меры, хлеб, однозначно, стоил бы 65-70 тенге.
— Как вы считаете, насколько у нас развита конкуренция на рынке продовольственных товаров?
— По сравнению с другими регионами — хорошо. Если в других областных центрах работают по 1-2 субъекта сетевой торговли, то у нас — десяток магазинов «Анвар», сеть магазинов «Дина», «Олжа», «Гринмарт», множество рынков. Только в Алматы и Астане могут похвастать таким обилием крупных торговых точек.
Но и нам необходимо развивать конкуренцию. На сегодня обычной мерой сдерживания цен стали меморандумы, но я считаю это крайней мерой, от которой нужно в будущем уходить. Если у нас будет хорошо развито производство товаров, а как следствие — более сильная конкуренция, цены смогут снижаться естественным путем.
Например, у нас в мелких магазинчиках до сих пор высокие цены. Мы на них влиять не можем, они сами устанавливают цены. При развитой конкуренции потребитель сам будет выбирать нужный товар по качеству и цене.
— Есть ли польза от вашей деятельности для самих бизнесменов?
— Конечно, мы же защищаем тех же предпринимателей от злоупотребления доминантов. Например, недавно в одном из районов Актюбинской области одно предприятие отключили от энергоснабжения якобы за задолженность, хотя за свет своевременно платили. Почти полтора месяца на предприятии отсутствовало электричество. Нами было проведено расследование. За необоснованное отключение энергии должностное лицо наказано, защищены ущемленные права предприятия.
При этом некоторые предприниматели неправильно понимают нашу деятельность и трактуют наши запросы, как проверки. Мы не проверяющий орган, мы анализируем ситуацию на рынке.
Вообще, я считаю, наша основная задача — не наказывать предприятия, а предупреждать и пресекать нарушения путем информирования их о том, что такое антимонопольное законодательство, какие действия являются нарушениями. Многие бизнесмены, которые были привлечены к ответственности, не понимали, что это нарушения. Они считали, сейчас — рынок, и они могут устанавливать любые цены, заставлять других предпринимателей покупать только их товар и так далее. Мы акцентируем большее внимание на пропаганду преимущества конкуренции, проводим семинары, совещания, даем разъяснения в СМИ.
— Часто ли к вам обращаются с жалобами на действия монополистов?
— 80 процентов нарушений выявлено антимонопольным органом самостоятельно, то есть граждане и субъекты рынка недостаточно активны в данном вопросе. Например, когда мы анализировали договора супермаркетов с поставщиками в рамках проводимого анализа рынка розничной реализации продовольственных товаров, то последние всегда говорили, что у них нет претензий. Они согласны и на высокую наценку, и на возврат товара, если он не продался и испортился, и даже на то, что им оплачивают услуги в течение 60 дней. Поставщики идут на эти условия, опасаясь, что завтра с ними не будут работать.
Хочу сказать, что с нового года в Закон «О конкуренции» будут внесены изменения. Мы ожидаем, что наши полномочия будут расширены и, возможно, мы будем осуществлять защиту прав потребителей не только от доминантов, но и по вопросам качества.
— Недавно прошла информация о том, что снижаются тарифы на услуги роуминга сотовой связи. Это ведь тоже работа агентства?
— Да, наше агентство провело большую работу совместно с ФАС (Федеральная антимонопольная служба) России. Роуминг, действительно, стал дешевле. Скоро, надеюсь, будут снижены тарифы сотовых операторов на разговоры и сообщения внутри страны. Операторы пользуются тем, что у нас небольшой выбор компаний. Если бы их был десяток, тарифы однозначно были другими и без вмешательства.
— Расскажите о вашей работе в сфере лекарственных препаратов.
— Сейчас ведется большая работа в этой сфере. Агентство и его территориальные подразделения проанализировали рынок лекарств, и мы выяснили, что цены в аптеках в несколько раз превышают цены поставщиков. Причем сам рынок лекарств представлен несколькими крупными компаниями. Скоро они будут включены в наш реестр доминантов, и мы сможем разобраться, насколько обосновано повышение цен. Картина получается такая: оптовые поставщики имеют свои сети розничных аптек в регионах, и поставляют в свои же аптеки лекарства по цене в 3 раза выше закупочной.
— Еще интересный вопрос с комиссией по комуслугам…
— Да, сейчас по всей республике антимонопольным органом проводится анализ взимания банками комиссий за платежи по коммунальным услугам. Почему-то везде взимают разные суммы. Банки ссылаются на расходы. Наверное, можно эти расходы отнести на счет коммунальных предприятий и хотя бы пенсионеров освободить от лишних трат. Или почему бы коммунальным предприятиям не открыть РКЦ при каждом КСК? Скоро мы завершим эту работу, и обязательно ознакомим с результатами жителей области.
Цифры и факты
За 10 месяцев 2010 года межрегиональной инспекцией Агентства РК по защите прав конкуренции по Актюбинской и Западно-Казахстанской областям расследовано и пресечено 4 факта недобросовестной конкуренции, 5 фактов злоупотребления доминирующим положением и 1 факт антиконкурентных согласованных действий субъектов рынка Актюбинской области. Наложены штрафы на сумму 5,9 млн. тенге с конфискацией монопольного дохода на сумму более 270 тысяч тенге.
Мария КОРЖЕВА