Еще каких-то десяток лет назад, попав в Карауылкелды или в любой другой населенный пункт Байганинского района, можно было почувствовать себя в советском прошлом. Типовые советские постройки, старенькие автомобили, советское мышление людей: мало что тогда напоминало о новой вехе в нашей истории. Тем не менее район, как и все в этом мире, продолжает свое поступательное развитие. Используя компьютерный термин, можно сказать, что Байганинский район вместе с его жителями окончательно перезагрузился. Люди по- новому стали смотреть на окружающий мир и действительность. Сейчас многие блага цивилизации, включая такие, как сотовая связь и Интернет, стали обыденными для местных жителей.
Экономика района держится на трех китах: животноводстве, нефтегазовом секторе, только-только разворачивающем здесь свою бурную деятельность, и малом бизнесе. Именно эти три кита дают местным жителям возможность зарабатывать деньги. Четвертый пласт, о котором никак нельзя не упомянуть, — это государственные и бюджетные учреждения, где также занят немалый процент граждан.
Чем же сегодня живут байганинцы, попытался выяснить корреспондент «АВ».
Сапожных дел мастер Акан Дурегенов с детства шьет обувь и принадлежности для верховой езды, включая и камшы. А с недавних пор он льет из цемента кольца для туалетов и душевых.
— Шить обувь меня научил мой отец Дуреген Танбышев, — рассказывает 73-летний аксакал, житель села Жарлы. — В то время чистую кожу трудно было достать, приходилось самим ее изготавливать. В земле выкапывали яму и обрабатывали, к примеру, очищенную шкуру дымом и огнем камыша, поскольку другая растительность для этих целей не подойдет. Из полученной кожи шили преимущественно казахскую национальную обувь — мәсі и шоқай.
То, что Акан Дурегенов учился у настоящего мастера, не вызывает никаких сомнений. Участник Великой Отечественной войны Дуреген Танбышев был лучшим сапожником во всей дивизии.
— От отца в наследство мне досталось немецкое шило, которое служит до сих пор. Его он прихватил в одной из захваченных немецких артелей после наступления, — признается Акан ата.
Но работать с кожей было лишь большим увлечением Акана Дурегенова. Всю жизнь он проработал в системе железной дороги, пока в 1992 году не вышел на пенсию. С тех пор его увлечение приобрело новый смысл: сидеть дома без дела сын ветерана войны не мог и вернулся к своему увлечению. Сельчане приходили с разными просьбами: кому-то надо было починить обувь, кому-то мәсі сшить. Никому из них не было отказа, а за свой труд почетный железнодорожник брал чисто символическую плату, а то и вовсе отказывался от нее. Но за шитье национальной обуви все же платили от 1000 до 1500 тенге, но учитывая сложность работы, то это деньги небольшие.
— Моя клиентура — пожилые люди. Молодежи проще купить новую обувь. К тому же их сапоги и туфли китайского производства, зачастую и ремонту не подлежат, — утверждает Акан Дурегенов.
Гораздо более доходный бизнес, по его словам, литье канализационных колец. Эта продукция пользуется большим спросом у жителей Жарлы, а стоит 8 тысяч тенге за один экземпляр. Правда, лить кольца аксакал доверяет своим сыновьям, поскольку сам не в состоянии передвигать мешки с цементом и щебенкой, но вся работа ведется под его неусыпным контролем.
Свет в окне
В последнее время немало байганинцев установили в своих домах шумоизоляционные пластиковые окна или двери. Это удобно и практично. Причем далеко за ними ехать не нужно. Цех по их сборке уже два года функционирует в районном центре.
ТОО «Тау Стандарт Сервис» ведет свою историю с 2001 года, но оказывать новые услуги начало с 2008-го.
— Пластиковые окна и двери очень удобны и практичны. Когда в области начался строительный бум и возник спрос на них, мы решили открыть сборочный цех на месте, — рассказывает исполнительный директор ТОО «Тау Стандарт Сервис» Нурболат Кураганов.
Теперь жителям района нет необходимости заказывать окна и двери в Актобе, достаточно дать заявку, и специалисты приедут, сделают замер и установят их. Сельчане выигрывают и в цене. В среднем окно стандартного размера обойдется в 20-22 тысячи тенге. В эту сумму входит демонтаж старого окна, установка нового вместе с подоконником плюс бесплатная доставка.
Кстати, «Тау Стандарт Сервис» занимается не одним пластиком. Изготовление мебели, железных дверей, витражей, ворот, решеток и каркасов также входит в число приоритетов для товарищества. Многие районные учреждения заказывают здесь продукцию для себя. Кстати, изделия ТОО реализуются не только в районе, но и идут на «экспорт». Заказы поступают из Шубаркудука, Кандыагаша и Хромтау.
Ежемесячный оборот предприятия исчисляется миллионами тенге, что дает возможность стабильного заработка для более чем 20 карауылкелдинцев. По словам Нурболата Кураганова, работники ТОО получают в среднем 30-45 тысяч тенге в месяц, своевременно выходят в оплачиваемые отпуска и имеют реальные пенсионные накопления. Согласитесь, для работы в районной частной фирме это не так уж и плохо.
Отметим, что «Тау Стандарт Сервис» — единственное в своем роде предприятие в районе.
Верните кассу
Четыре года назад в селе Жарлы закрыли железнодорожную кассу. Теперь, чтобы купить билет, местные жители вынуждены ехать за ним в районный центр.
До 2006 года железнодорожная касса на станции Жарлы функционировала и позволяла законным образом сесть на поезда, курсирующие в разных направлениях. Сейчас жарлинцы испытывают большие трудности с покупкой билетов. Для этого нужно ехать в Карауылкелды. Если погода хорошая, то проезд в оба конца обходится им в 1000 тенге. В непогоду не каждый водитель сможет решиться на почти 70-километровый вояж по бездорожью. В таких случаях надо заказывать трактор или лошадиную упряжку, что может позволить себе не каждый.
— Мы писали письма во все инстанции, начиная от президента АО НК «Қазақстан темір жолы» и заканчивая нашими сенаторами, но в ответ приходят лишь формальные отписки, — говорит аким Колтабанского сельского округа Сулеймен Битимбай.
Как выяснилось, причина закрытия кассы в том, что она якобы не выполняла финансовый «план» и дальнейшее ее содержание было нерентабельным.
— Если бы нам вернули кассу, то нашей радости не было бы предела. Раньше мы могли отсюда уехать в любую точку Казахстана. Сейчас же нас без билета в поезда не пускают, а чтобы купить его, надо ехать до самого Карауылкелды. Это очень накладно, — сетует местный житель Наурызгали Оразалы.