Транспортный комплекс является крупнейшим загрязнителем окружающей среды.
38 процентов всех выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в Актюбинской области приходится на его долю.
Чем мы дышим?
Такие данные приводят специалисты Тобыл-Торгайского департамента экологии. К концу 2011 года общий объем выбросов от передвижных источников составил 121 тысячу тонн, или 39,5 процента общего объема выбросов по области. В 2010 году они составляли 109,5 тысячи тонн.
— В атмосфере города содержится в 8 раз больше нормы аэрозолей и в 15 раз — газов. При этом 60 процентов газового загрязнения дает автотранспорт, — уточняет государственный экологический инспектор Тобыл-Торгайского департамента экологии Максат Маратулы.
С выхлопными газами в окружающий воздух поступают вредные для здоровья человека вещества. И они богаты на смеси: аэрозоли, бензапирен, углеводород, смолистые вещества, сажа, диоксид серый, двуокись азота, оксид углеродный – и этот список можно продолжить.
Инспектор приводит такие цифры: каждый автомобиль ежедневно выбрасывает более 3 килограммов вредных веществ, состоящих из 200 различных компонентов. Или же одна легковушка ежегодно поглощает 4 тонны кислорода, выбрасывая взамен 800 килограммов окиси углерода, 40 килограммов окиси азота и почти 200 килограммов различных углеводородов.
Большинство газовых выделений двигателей тяжелее воздуха, поэтому все они скапливаются у земли. Выбросы происходят на высоте 2 метров, и наибольшая загазованность наблюдается вдоль дорог.
— Наши горожане дышат тяжелыми токсичными фракциями. При плотной застройке города и низкой продуваемости весь объем выбрасываемых газов скапливается в приземных слоях атмосферы, — говорит Максат Маратулы. – Данное обстоятельство отрицательно сказывается на здоровье городского населения. Эти соединения, попадая с воздухом через дыхательные пути и кожу в организм человека, приводят к заболеваниям верхних дыхательных путей, поражают центральную нервную систему и кроветворные органы. Токсичные вещества вызывают рак, лейкемию, астму, эндокринные заболевания, болезни печени, желчного пузыря, органов чувств.
Отстаем
от Европы
Государственный инспектор считает, что наши автомобили не соответствуют евростандартам и называет несколько наиболее важных причин отставания от других стран.
— Это низкая культура эксплуатации автомобилей. Количество неисправных, но «на ходу» авто, весьма велико в нашем городе, — перечисляет Максат Маратулы. – Также в Казахстане отсутствуют жесткие законодательные требования к экологическим качествам автомобилей. Поэтому потребитель не заинтересован покупать экологически более чистые, но при этом дорогие автомобили. Помимо этого у нас не подготовлена инфраструктура эксплуатации автотранспорта, оборудованного в соответствии с современными экологическими требованиями. Еще одной причиной отставания от европейских стран является то, что в стране до сих пор затруднено внедрение нейтрализаторов.
В продолжение нашего разговора эколог вновь возвращается к вреду наносимого авто здоровью человека. К перечисленным выше он добавляет пыль из-под колес, которая при безветренной погоде нависает, как смог над городом. Еще один вред железного коня – шумовое воздействие. Оно сравнимо с болевыми воздействиями от шума отбойного молотка или трактора.
— Доля транспорта в шумовом воздействии на население составляет 58-75 процентов, — приводит исследовательские данные Максат Ма-ратулы. – От станка в помещении меньше шума, чем от заведенного авто на улице. На шумы восприимчивы люди со слабым здоровьем.
Машина полезна
в движении
Какой же выход из создавшегося положения? Естественно, цивилизацию не заставишь отказаться от автомобилей, самолетов и ракет. Экологи предлагают хотя бы снизить вредное воздействие автотранспорта на атмосферный воздух. Для этого можно было бы перевести весь транспорт на газ, ведь в бензине присутствуют свинцовые добавки. При сжигании газа выделяется диоксид серый, но не сероводород.
— В экологическом и экономическом планах хорош газ, но для эксплуатации самого автотранспорта выгоден бензин, — говорит инспектор.
Немаловажным фактором в снижении выбросов от авто является развитие системы управления транспортными потоками – это строительство качественных дорог, подземок и развязок. Чем больше пробок на дороге, тем выше в воздухе уровень углерода или сероводорода.
— Доля вредных веществ резко возрастает, если двигатель машины работает на малых оборотах или в момент увеличения скорости на старте, то есть во время заторов и у красного сигнала светофора, — разъясняет эколог. – В момент нажатия на акселератор выделяется примерно в 10 раз больше несгоревших частиц, чем при работе в нормальном режиме. В выхлопных газах двигателя, работающего на нормальном бензине и при нормальном режиме, содержится в среднем 2,7 процента оксида углерода. При снижении скорости эта доля увеличивается до 3,9 процента, а на малом ходу – до 6,9 процента. Одним словом, машина более безвредна в движении.
Из мер, принятых государством для снижения вреда от транспорта, можно назвать введение стандарта Евро-3, согласно которому запрещено ввозить в страну машины старше семи лет. Хотя на авторынке можно увидеть другую картину. Семилетки стоят намного дороже, и для простых граждан авто становится не средством передвижения, а роскошью.
Помимо этого, буквально до 2011 года экологи обладали полномочиями вместе с сотрудниками ГАИ замерять выбросы выхлопных газов. В случае превышения норм автовладельцы привлекались к административной ответственности. С принятием Закона «О частном предпринимательстве» из Экологического кодекса проверки исчезли.
— Тогда во время проверок из десяти машин половина превышала допустимые нормы. Но на экологическую ситуацию влияет не одна машина, а весь транспортный поток, — подытожил государственный экологический инспектор.
Абат КАРАТАЕВ
Основной источник загрязнения
Рузалия ШАКИРЗЯНОВА, начальник отдела ДГСЭН по Актюбинской области:
— Автомобильный транспорт — основной источник загрязнения атмосферы. Его выбросы осуществляются в приземном слое атмосферы не только в непосредственной близости, но и внутри домовых территорий. Автомагистрали представляют собой отдельный низкий линейный источник выбросов вредных веществ в атмосферу, создают высокий уровень загрязнения воздуха непосредственно на улице и в зоне шириной до 50 метров, прилегающей к проезжей части, а также участвуют в создании фонового загрязнения воздуха на территории города. Следует отметить, что большие концентрации примесей на конкретной улице могут создаваться и при относительно низком загрязнении воздуха в целом по городу.
В 2011 году санитарной службой исследованы 31 863 пробы атмосферного воздуха (2010 г. — 6 846), взятые в населенных пунктах области. По городу Актобе исследована 15 831 проба. Установлено превышение предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ в 1 992 пробах, или 12,6% (2010 г. — 4,3%).
Кстати
В Казахстане зарегистрировано около 3,5 миллиона единиц легкового автотранспорта, в Актюбинской области – 156 тысяч. По сравнению с 2010 годом автопарк актюбинцев в прошлом году увеличился на
9 170 машин.
Источник: управление дорожной полиции.