Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Как это было

В Советском Союзе Наурыз противоречил коммунистической идеологии и потому был официально запрещен в 1926 году. А к моменту распада СССР компартия уже не смогла запретить его всенародное празднование. Тем более, что нашлись энтузиасты, усилиями которых люди вспомнили и возродили свой древний Новый год.

Зачинатели

Первыми зачинателями проведения Наурыз мейрамы в селе Каргалинское (на тот момент — центре Актюбинского района) была инициативная группа по развитию казахского языка и пропаганде национальной культуры, созданная в октябре 1988 года. Группу возглавил врач-фтизиатр Кайырбай Мугалов. Его заместителем был наш коллега Муапих Баранкулов, на тот момент замредактора районной газеты «Илекские зори». В состав инициативной группы вошли также Ныгмет и Айжан Балбусиновы. Глава семьи тогда работал инструктором райкома, и ему легче было общаться с теми, кто мог способствовать проведению праздника.

— Скажу честно, время было напряженное, — рассказывает Ныгмет ага. — Все еще помнили декабрьские события 1986 года, их оценка была неоднозначной, и люди отнеслись к нам с недоверием. Были и скептические отклики от самих казахов: мол, уже невозможно возродить казахское государство, свои традиции. В райкоме были не против нашей затеи, но и помогать не стали. Но нам было достаточно того, что не мешали. Частично помогали и геологоразведочные организации, коих в Каргалинском было шесть. Не помню сейчас, сколько денег нам дали, главное выделили технику. В те времена с транспортом было туго.

Итак, 22 марта 1989 года перед зданием Актюбинского райкома компартии, где ныне находится акимат Каргалинского сельского округа, красовались 3 юрты. Но для этого пришлось приложить немало усилий. С юртами особых проблем не было, их взяли у чабанов Опытной станции. Главный вопрос состоял в том, как их обставить, и как приготовить наурыз коже.

— Приносили у кого что было, — вспоминает Айжан апа. – Баурсаки несли из дома, а наурыз коже варили тут же. Но прежде чем приготовить его, собрали целый консилиум, чтобы посоветоваться.

Инициаторы столкнулись с еще одной проблемой — дефицитом национальных женских нарядов. В то время люди попросту не знали, что должна надеть на себя казахская женщина в такой день. Районный отдел культуры возглавляла сестра Улжан, и с ее помощью взяли из Дома культуры платья с оборками. Она же помогла с концертной программой.

Рядом с юртой соорудили алтыбакан, организовали национальные игры — аркан тарту и казахша курес. С той же Опытной станции привезли лошадей, верблюдов и катали на них детей. Кстати, на первом празднике по улицам Каргалинского ездила казахская крытая повозка күйме. Тогда же решили, что следующий Наурыз мейрамы проведут в апреле, когда сойдет снег.

— Действительно, Наурыз 1990 года прошел еще лучше, — вспоминает Ныгмет Балбусинов. – Для этого выбрали открытую площадку на окраине поселка. Здесь образовался своеобразный юрточный городок, каждый совхоз устанавливал минимум по юрте. Люди приехали из всех сел района. Тогда в составе Актюбинского района было 12 колхозов и совхозов, и приехало от них минимум по 4-5 представителей. На этот раз уже показали обряды бет-ашар, бесикке салу, тусау кесу. Были даже скачки и кыз куу.

— После проведения этих праздников были звонки от местных жителей, так что мы забыли обо всех трудностях и поняли – старались не зря, — с гордостью отмечает Ныгмет ага.

 

Алгинский квартет

В 1989 году Наурыз мейрамы впервые за долгие годы широко отметили и в городе Алге. Некоторые участники пришли в национальных нарядах, но главной сенсацией мероприятия стали четыре женщины в кимешеках. Нам удалось поговорить с одной из героинь того времени — Ырысхал Сагындыковой, ныне проживающей в Актобе.

— Ко мне обратилась соседка Салиха, которая призвала всю округу нарядиться в национальные костюмы и спеть песни на Наурыз. К сожалению, год назад ее не стало, — вспоминает пенсионерка. – Она была на два года старше меня. Жили мы с ней по улице Комсомольской, были очень близки. Мы, как маленькие дети, активно подключились к ее затее. Была такая суета! На тот момент казахских костюмов было не найти. Быстро побежали в магазин и, купив красный бархатный материал, отправились к другой соседке, Карлыгаш. Она-то нам и сшила платья и кимешеки.

А нарядившись, чуть в землю не провалилась от стыда – так непривычно смотрелся наш наряд. Ырысхал аже такой женский головной убор видела в детстве у женщин преклонного возраста. Но всех бодрила та же зачинательница идеи Салиха апа: «Что стесняться-то, мы же надеваем свои наряды».

Через пару дней четыре бабушки пошли на главную площадь Алги, где проходил праздник. Конечно, были женщины в национальных костюмах (в основном из аулов), но в кимешеках были только они. Они поздравили алгинцев с праздником и спели несколько песен.

— Сейчас даже не помню, что мы пели. Никакой репетиции, естественно, не было. Наш репертуар состоял из тех песен, которые пели на разных семейных торжествах. Но это было мое первое и последнее сценическое выступление, — смеясь, вспоминает Ырысхал аже.

— Дома храню два кимешека, — рассказывает 84-летняя бабушка. — На днях на поминки хотела надеть, как никак Наурыз приближается. Позже передумала. Я вся больная, еле хожу, а там народ еще скажет, что бабка вообще стала артисткой. Готова отдать кимешек, если кому надо.

 

Юрта

в центре города

Первый всенародный праздник на одной из центральных улиц Актобе состоялся 22 марта 1990 года благодаря общественному движению. О тех годах вспоминает один из создателей политического клуба «Алдаспан», ныне председатель Актюбинского филиала РОО «Ұлт тағдыры» Айткали Италиев.

— Впервые в городе поставили юрту перед Домом политпросвещения (сейчас здание АФ НДП «Нур Отан». – Авт.). – рассказывает он. — В городе тогда активно работал политклуб «Алдаспан», и за несколько месяцев до Наурыза кто-то из нас предложил отметить праздник всенародно, показать горожанам казахский быт в центре города. Сначала все опешили, ведь как отмечать-то и сами толком не знали.

О своих намерениях алдаспановцы известили обком компартии. Оказалось, власти знали об инициативе.

— Было видно, что местная власть в курсе наших дел. Была не против проведения праздника, но и не помогала. Скорее всего, на это было указание сверху, — считает Айткали Италиев.

— Но общественники сами провели большую подготовительную работу.

Заранее дали объявления в средствах массовой информации. На телевидении и в газетах выступили по теме историк, краевед, аксакал. Пропаганда продолжалась и после Наурыза.

В Байганинском районе нашли несколько юрт. Тамошние чабаны использовали их в быту. Один из лидеров «Алдаспана» — Серик Ергали — предложил сделать одну юрту

необыкновенной. В итоге 12-крылая оригинальная юрта состояла из двух или трех комнат. Кстати, за Домом политпросвещения, со стороны улицы Тургенева, появилась еще одна юрта, обкомовская.

— Доходило до смешного, — вспоминает Айткали Италиев. – Коммунисты тоже не знали как поставить юрту, она падала несколько раз. Помогали не только правильно поставить юрту, но и другими советами. В ответ они нам обеспечили ночную охрану, хотя мы сами остались ночевать.

В вопросах внутреннего убранства здорово помогла директор областного историко-краеведческого музея Рысжан Ильясова. Многие вещи она принесла из своего дома. Следующей проблемой было не сколько сварить наурыз коже, сколько его количество. Стояла задача, чтобы коже хватило всем.

— Активно подключились наши жены, — говорит Италиев. — Кстати, тот Наурыз объединил наши семьи. Вместе собирали деньги, принесли из дома посуду, казан, там же сварили наурыз коже и бесплатно раздали народу. Мы ни у кого не спрашивали деньги, на тот момент даже не было понятия «спонсорство». Купили барана, из дома принесли остатки согыма. Одновременно начали искать одежду для себя и детей.

— Мы были одержимы идеей показать свою культуру народу, — продолжает общественник. – Пробил час. С утра 22 марта к нам начали стекаться люди. Погода была прекрасной. Мы не только угощали людей, но рассказывали людям об истории Наурыза и казахского народа. Возле юрты стоял алтыбакан. Кстати, тот же неугомонный Серик Ергали, как идеолог и знаток казахского быта, предложил организовать скачки, борьбу. На тот момент такая идея и для нас была дикой, мы ее отклонили. Обкомовцы обеспечили музыкой.

Айткали Италиев говорит, что актюбинцы были в числе первых, кто праздновал Наурыз открыто. В некоторых регионах страны Наурыз начали отмечать только спустя 5-6 лет.

— К сожалению, многие сейчас в первую очередь считают, сколько выходных выпадет на праздники, — говорит Айткали Италиев. – Мне кажется, это не главное. И еще мы должны немного отойти от уличного празднования. Был период, когда Наурыз ассоциировался лишь с показом юрт. Надо искать и другие формы проведения. Вот уже несколько лет Наурыз мы с соседями по улице Нахимова отмечаем вместе. Сценарий пишет уроженец Иргиза, педагог Хамитай агай, и каждый год проводим театрализованное представление. Угощаем всех наурыз коже. В последнее время замечаю, что некоторые фирмы встречают Наурыз коллективно на предприятиях. Знаю одно: Наурыз мейрамы стал истинным народным праздником, который всех объединяет.

Абат КАРАТАЕВ

 

Колонка "Взгляд"