В нашем городе появился казахстанский стритфуд.
Эльмира Алдонгарова по франшизе открыла предприятие первого национального стритфуда AUZ.Т. Что это такое и как возникла идея заняться именно этим бизнесом, в интервью «АВ» рассказывает предпринимательница.
[box type=»shadow» ]Отечественные франшизы
За годы независимости казахстанским предпринимателям созданы все условия для бизнеса. Вошло в обиход и модное слово «франшиза». Кто-то ее покупает, а кто-то продает. Но главная фишка – отечественный бренд.
[/box]
– Эльмира, что из себя представляет национальный стритфуд?
– AUZ.Т – это первый казахстанский стритфуд. Вначале подобная точка появилась в Алматы. Мы приобрели франшизу и открыли его у себя. Что он из себя представляет? Это «ет нан» – булочка с мясом, формат которой человек бы узнавал в любом месте, где он ее попробует. За основу для начинки взяли мясо, которое является фактически национальным казахским продуктом. Идеология бренда заложена в самом названии AUZ.T – это отсылка к казахскому гостеприимству, уважению к дому и традициям. Если говорить о мясе – это говядина, баранина, курица. К этому блюду подаются соусы, приготовленные вручную. Все экологически чистое, натуральное, без добавления консервантов, красителей, другой химии и ГМО.
[box type=»shadow» ]Франча́йзинг или франши́за, или коммерческая концессия — вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франча́йзер) передает другой стороне (франча́йзи) за плату (паушальный взнос) право на определенный вид предпринимательства, используя разработанную бизнес-модель его ведения: действовать от своего имени, используя технологию, сырье, товарные знаки и/или бренды франчайзера.[/box]
Традиционно любой фастфуд считается вредной пищей, которая пагубно сказывается на состоянии организма. Но плюс формата AUZ.T в том, что используется томленое мясо, которое готовится по древней технологии наших предков. Оно не жарится, не парится, в нем сохраняются все полезные витамины и свойства, в процессе приготовления не образуется канцерогенов. Это просто мясо, которое 12 часов томится в собственном соку. Поскольку оно остается абсолютно натуральным, это здоровое питание. У него нет неприятного после-
вкусия, продукт не вызывает тяжести. Это халяльный продукт.
Если немного окунуться в историю, то наши предки мясо не только солили, коптили и вялили, но и готовили сразу после забоя. Бараний желудок (қарын) фаршировали жиром и мясом. Закапывали в землю, а сверху разводили костер. Мясо под горячей золой томилось всю ночь. А наутро можно было отведать очень сочную и нежную баранину.
AUZ.T на сегодня широко распространен на территории Казахстана, а недавно открылась первая точка быстрого питания нового формата и в Бишкеке (Кыргызстан). Планируется премьера в Турции.
– Как вы пришли к мысли открыть подобный бизнес?
– Знаете, можно сказать, что помог случай. Дочь принимала участие в детском конкурсе «Айгөлек» в Алматы. И там попробовали казахстанский стритфуд. Нам очень понравилось. Решили открыть и в Актобе подобное предприятие. Мы уже думали с супругом о занятии бизнесом, но не знали, каким. А тут решение пришло само. Тем более, что у нас в городе такого еще не было. Проект заинтересовал нас, и мы решили купить франшизу. В течение месяца подыскали необходимое помещение и открыли точку национального стритфуда в областном центре.
– Востребован ли ваш стритфуд?
– Да. Сначала приходили просто попробовать, а сейчас уже есть постоянные клиенты. Вроде бы всем нравится. Плохих отзывов мы не слышали.
– Откуда получаете сырье?
– Мясо поставляют из Алматы. Готовые полуфабрикаты в вакуумных упаковках. Это обязательное условие франшизы. Кстати, на них есть международные и Халял сертификаты. А булочки заказываем в местном ТОО «Наным».
– Не побоялись заняться бизнесом в период пандемии, когда многие предприятия, особенно сферы общественного питания, закрывались?
– Нет. Это не кафе, не ресторан, а стритфуд. В наше время люди очень заняты, необходимо экономить время. А ет-нан готовится всего за 5-10 минут. Единственное, думали, как наш продукт воспримут люди.
– Почему остановили свой выбор на франшизе? Это ведь дорогое удовольствие.
– Конечно, недешевое. Но открыть бизнес по франшизе намного проще и дешевле, чем начинать с нуля, создавая и раскручивая собственный бренд. Именно поэтому готовый бизнес по франшизе – оправданный выбор начинающих предпринимателей.
– Насколько известно, всем предприятиям быстрого питания, работающим по франшизе, предъявляются обязательные условия: единый стиль, определенное оформление. У вас тоже есть те или иные требования?
– Да, конечно. Желто-черная цветовая гамма оформления торгового зала, униформа, наличие названия бренда определенного образца в определенном месте. Как я уже говорила, поставка сырья от владельца франшизы. Обязательно наличие в зале портрета Кайрата Нуртаса – амбассадора бренда AUZ.T, который 26 ноября принял участие в открытии стритфуда в Актобе.
Владимир БУРЬЯНОВ