Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Брат ты мне или не брат…

Почему происходят непримиримые конфликты между близкими родственниками? Как закончить многолетнюю кровную вражду? И что значит простить по-настоящему? О нюансах родственных отношений в свете концепции Радикального прощения в нашей постоянной рубрике рассказала психолог, коуч, руководитель ЧУ «Западно-Казахстанский Центр медиации и переговорного процесса» Алия Куртаева.
Нередки случаи, когда близкие родственники не могут найти общий язык: брат с братом, дочь с отцом, сноха с золовками и так далее. Иногда конфликты перерастают в настоящие семейные войны. Неприязнь может длиться годами и даже передаваться «по наследству» другим поколениям. Иногда накал страстей доходит до того, что близкие родственники становятся врагами: например, отказываются друг от друга, не хотят знать и принимать как своего. Либо скрытая вражда сопровождает семейные отношения долгие годы. В то же время есть семьи, в которых под одной крышей уживается многочисленная родня. И даже грубого упрека в адрес друг друга ни разу не прозвучит.
— Почему так происходит? В чем разница в психологическом настрое тех, кто не уживается, и тех, кто не видит в этом большой проблемы?
— Опыт показывает, что 90 процентов всех проблем, которые беспокоят людей во взрослой жизни, проистекает из событий, имевших место в детстве. Естественно, они связаны прежде всего с родителями. А у родителей — с их родителями, и так на много поколений в прошлое. Уже наукой доказано, что сама по себе эмоциональная боль, если от нее не избавиться, передается из поколения в поколение. То есть это значит, что боль, которую испытал один из потомков, преследует род до седьмого колена. Поэтому и бабушки, и дедушки, и дяди, и тети могут оказывать на нашу жизнь сильное воздействие. А если есть еще братья и сестры, то источником боли могут стать и они.
— И как быть в этих случаях?
— Для того чтобы наладить любые отношения, в том числе семейные, и двигаться дальше, надо научиться прощать. Прощение — это первый шаг, он дает высвобождение негативной токсичной энергии, которая может передаться на генетическом уровне, отложиться в клеточках ДНК. То есть, если родители когда-то на кого-то обижались, у ребенка, даже если он не испытывал этого чувства, оно заложено в генофонде, на клеточном уровне. Эта токсичная энергия волей-неволей уже образовалась. Человек носит в себе это всю жизнь и сам не понимает, откуда берутся энергетические блоки или вдруг прекращается общение с кем-то. Поэтому очень важно научиться прощать.
— Вы, насколько я знаю, были на тренингах основателя концепции Радикального прощения Колина Типпинга. Объясните суть понятия.
— Прощение прощению действительно рознь. Зачастую мы вроде бы прощаем, но это происходит не на глубинном уровне. На самом деле в душе продолжаем возвращаться к этому вопросу. Основатель концепции Радикального прощения, американский психолог Колин Типпинг исходит из того, что существует несколько видов прощения. Есть традиционное, понятие о котором уже сформировалось в обществе. Прощаю, значит, проявляю милосердие, понимаю, что произошло что-то плохое. И если человек хочет исправить ситуацию, надо вроде бы его простить. Или прощаю из чувства долга. Есть прощение из чувства правильности, то есть некое одарение прощением: снизошла на то, чтобы тебя простить. Или притворное прощение, что тоже стало нормой. Однако есть другое, так называемое радикальное прощение. Это более глубинный процесс, когда мы понимаем, что все в нашей жизни — это результат наших мыслей, эмоций, слов и действий. По сути человек, на которого мы обижаемся, на самом деле пришел, чтобы показать, что внутри нас произошел некий дисбаланс.
— То есть, как принято говорить в психологии, этот человек, как зеркало, которое отражает нашу внутреннюю проблему? Зеркалит ее?
— Да, и значит, моя первоочередная задача — исцелить эту часть в себе, освободить свое подсознание от ненужного. Мы не можем изменить мир, но мы можем изменить себя. И через себя изменить отношение к миру. В этом и заключается концепция Радикального прощения. Все, что происходит в мире, это результат моих действий, мыслей, эмоций и слов. А раз я это сам создал, значит, могу все исправить. Если я уже пришел с определенной программой, которая, допустим, досталась в наследство от родителей и предков, то через нынешнюю ситуацию, которая мне дается, могу решить проблему, применяя глубокое прощение. Поэтому его и называют радикальным, то есть крайним, после которого уже нет глубинной боли. А то, что мы каждый раз считаем прощением, на самом деле псевдопрощение. В нем нет подлинности. Обычно оно представляет из себя красиво упакованные, завуалированные осуждение или скрытую злобу. Оно вообще лишено стремления простить и ни в коей мере не помогает человеку избавиться от сознания жертвы, в котором он пребывает.
— Как распознать в себе жертву и избавиться от такой жизненной позиции?
— Если вы придерживаетесь модели, что есть обидчик и тот, которого обижают, то стоит задуматься. Эту позицию жертвы мы можем проигрывать много раз в течение дня. В первую очередь жертва снимает с себя ответственность. Есть кто-то, кто виноват в моих несчастьях, и тот, кто меня обижает. То есть я не принимаю ответственность за свою жизнь. А в чем заключается ответственность? В понимании, что эту реальность я создал сам. Когда человек приходит к этому, начинается сдвиг восприятия. Когда он задает вопрос, что же в моей жизни происходит, почему случаются те или иные события и почему я опять оказываюсь в такой ситуации. Согласно методике Радикального прощения, человек понимает, что по сути ничего плохого не произошло. Если эта ситуация появилась, то человек сам своими мыслями создал ее.
— Что происходит, когда человек по-настоящему прощает своего условного обидчика?
— Методика Радикального прощения помогает избавиться от вытесненного гнева, боли и любых укоренившихся негативных представлений о себе. Допустим, есть сильный гнев на папу за то, как он себя вел, что выпивал, устраивал дебоши и обижал маму. Этот гнев мы могли вытеснить из подсознания в бессознательную часть. Нам кажется, что простили, но там где-то глубоко этот гнев сидит. И когда в жизни происходят какие-то события, они резонируют с этой вытесненной нашей болью, которая ушла в бессознательную часть ума. Это глубокий процесс. Если мы на уровне подсознания эти чувства не отрабатываем, а, наоборот, подпитываем текущими обидами, тогда это может стать корневыми убеждениями. Например, такими, как «я никогда не буду достаточно хороша», «меня не за что любить», «чтобы меня любили, я должна быть совершенной» и так далее. Вы понимаете, насколько такие убеждения являются препятствием в любой сфере: достижении финансового успеха, обретении радости в жизни. Сразу становится ясно, почему прощение родителей, не говоря о бабушках и дедушках, тетях и дядях, за то, что они поселили в нас данные убеждения, будет освобождением от всех ограничений, которые мы сами на себя наложили.
— Очень часто непримиримые ссоры происходят между сестрами и братьями. С чем это связано?
— Это редко происходит в отрыве от семьи. На самом деле такие обиды часто уходят корнями в детство. Возможно, родители когда-то относились к детям по-разному, тем самым пробуждая в них ревность, соперничество, потребность в одобрении из-за того, что один из родителей был несправедлив. Допустим, любил брата или сестру больше, и вы можете возненавидеть их, хотя в этом на самом деле их вины нет. Очень важно понять, что радикальное прощение по отношению к брату или сестре может привести к автоматическому исцелению всех укоренившихся семейных проблем. То есть необязательно идти глубоко в поколение, прорабатывать обиду к бабушке или дедушке. Достаточно в этих бусах поработать только с одной бусинкой, отпустить свою обиду по отношению к брату или сестре и можно исцелить весь род в целом. В этом и есть глубинный и неоценимый дар Радикального прощения. Не надо сидеть и решать со всеми, достаточно простить брата или сестру, принять то, что они могли так поступить по своей воле или нет, а, возможно, в этом и нет их вины. То есть человек приходит к такому восприятию, что по сути в происшедшем нет ничего хорошего или плохого. Я, как маленький ребенок, в том моменте жизни эту ситуацию воспринял именно так. На самом деле вины брата или сестры в этом нет.
— Чем может закончиться нежелание человека искренне простить близкого родственника, какой бы тяжелой не казалась нанесенная обида?
— Носить в себе долго обиду на кого-бы ни было вредно для здоровья и благополучия. Кроме того, взаимосвязи между членами семьи слишком прочны, чтобы ими можно было пренебрегать. И именно поэтому необходимо освободиться от обиды, а не передавать ее следующему поколению. В наши дни большинство людей неоднократно создают браки. Это становится нормой, и в то же время неким минным полем для братьев и сестер. Возникают взаимные обиды и претензии, и это передается последующим поколениям по цепочке. Это еще одна веская причина, почему следует очистить энергию с братьями и сестрами, так как наши дети примут эту боль как свою собственную. То есть конфликты между братьями и сестрами могут варьироваться. Ссора может разразиться по поводу раздела имущества после смерти матери или отца. В мире миллионы людей полностью прекращают общение с братьями или сестрами из-за денег и ценностей умерших родителей. Из-за противоречий по поводу того, как распорядиться завещанием или даже памятными подарками, семейными реликвиями. Конечно же, это очень печально. Но данная проблема, хочу подчеркнуть, тоже восходит к детству, к соперничеству, конкуренции и неравной родительской любви. Возвращаясь к первому вопросу, почему кто-то может жить в мире с родными, а кто-то — нет, хочу сказать, что это зависит от культуры взаимодействия родителей, то есть от того, как родители воспринимали в свое время своих родителей. Если они росли в условиях безусловной любви, в семье, где ко всем детям относились одинаково, не делили детей, было уважение в роду, то, естественно, они передадут это и своим детям. Поэтому и происходит так, что в одной семье все благополучно, а в другой нет. То есть играет роль, какое воспитание и культурные ценности, которые передаются из поколения в поколение, получила семья.

Алиса МАРИНЕЦ

Иллюстрированное фото из открытых интернет-источников

Колонка "Взгляд"