Буквы разные писать…

Педагог-исследователь Алтынай Кунакбаева выпустила очередной четвертый класс. Восьмой по счету. Это был особенный класс, как, впрочем, и все предыдущие. Активные, любознательные, ответственные, трудолюбивые ребята, жаждущие новых знаний. Они были совсем другими в первом классе – робкими, неусидчивыми, иногда шумными. 40 малышей, ставшими ей родными за эти четыре года. Выпустив их в дальнейшее плавание по морю знаний, учитель уверена: ей не придется за них краснеть. Ребята не подведут свою первую учительницу.

Школа-гимназия № 17, отметившая два года назад 40-летний юбилей, во все времена отличалась профессионализмом педагогического коллектива. Одна из престижных учебных организаций области ежегодно выпускает немало медалистов, призеров республиканских и международных олимпиад, спортивных состязаний.
Секрет успеха школы в умелом руководстве и сильных кадрах. Уже в начальном звене дети получают крепкую основу знаний, умений, навыков, на которой базируется обучение в среднем и старшем звеньях. Одна из тех, кто учит малышей-первоклассников писать, читать и считать – Алтынай Кунакбаева. Многие родители стремятся привести ребенка именно в ее класс, зная, что педагог с многолетним опытом вкладывает душу в своих ребят. Класс Кунакбаевой нередко становится лучшим в школьных конкурсах, ее ученики занимают первые места, демонстрируя не только отличные знания, но и различные таланты. Об этом говорит директор школы-гимназии Амангельды Унгарбаев, отмечая профессиональные качества коллеги:
– Алтынай Абеновна в прошлом году отмечена грамотой Министерства образования и науки РК, имеет множество дипломов, благодарственных писем на уровне области. Более 30 лет является учителем начальных классов, еще в начале трудового пути прошла аттестацию на высшую категорию, не так давно сдала квалификационный тест, получив статус педагога-исследователя. Кунакбаева – одна из тех, кто способствовал внедрению в обучение проекта «Самопознание», занимается разработкой методических пособий.

Молодой специалист
О себе учительница говорит скромно, воодушевляясь лишь, когда речь заходит о процессе образования, об учениках.
– Я всегда любила заниматься с детьми, еще в школе была пионервожатой в младших классах, – улыбается Алтынай Абеновна, вспоминая по нашей просьбе годы юности. – Мама была учителем русского языка и литературы, я помогала ей готовиться к мероприятиям, оформляла стенгазеты. Потом и старшая сестра поступила в педагогический, стала учителем начальных классов в Эмбенской школе № 50, в которой я училась. Так что после 10 класса у меня не стоял выбор куда поступать, я лишь раздумывала, какой факультет выбрать – филологический или начальные классы. Решила работать с маленькими детьми, сдала документы на факультет педагогики и методики начального образования Магнитогорского государственного педагогического института – в Актюбинском вузе тогда не было такой специальности, пришлось поехать в Челябинскую область. Преподаватели у нас были сильные, готовили к практической деятельности на совесть.
Вооружившись теорией, получив азы практики, Кунакбаева переступила порог родной школы уже в качестве учителя. Коллектив встретил радушно, более опытные коллеги взялись опекать молодого специалиста, помогая словом и делом.
Завучем начальных классов была тогда Валентина Александровна Толстых – «Учитель от Бога», как говорит наша собеседница. 1 сентября Кунакбаевой дали 2-й класс, учитель которого находилась в декретном отпуске. 33 ученика встретили новенькую учительницу настороженно, но очень скоро привыкли к ней, приняли ее строгость и требовательность. А сама Алтынай Абеновна никак не могла привыкнуть к новой роли. Не могла понять, почему одни ребята схватывают тему на лету, а с другими бьешься, бьешься, а результата нет.
– Ночами готовила наглядные пособия, рисовала, писала планы. А после уроков была разочарована результатом – не было той отдачи, которую хотелось бы. Столько слез пролила, ревела в уголочке, считая, что это я виновата, что не справляюсь с работой. Выручала поддержка завуча и старших коллег. Намного легче было с первым классом, который мне поручили на следующий год. С опытом становилось интереснее работать, откровенно говоря, в Эмбе прошли мои лучшие годы учительства. Мы были молоды, полны сил, энергии, творческих задумок. Да и время было другое, – размышляет Алтынай Абеновна.

Научить ценить труд
В Эмбенской школе она выпустила два класса. Дети стали частичкой ее души, каждый ученик занял в сердце определенное место. Стараясь увлечь их спортом, искусством, прививая им такие качества, как патриотизм, уважение к труду, она каждое воскресенье приглашала класс на каток, горки, лыжные прогулки, собирала их в библиотеке, музее, устраивала в кружки хореографии, изобразительного искусства в Доме пионеров. Мало того, дети выезжали на поля, смотрели, как крестьяне сеют или собирают урожай, ходили на элеватор, участвовали в заготовке кормов.
– Во время экскурсий рассказывала детям о нелегком труде хлеборобов, комбайнеров, пекарей, кондитеров, – продолжает учительница. – Хотела, чтобы дети ценили труд взрослых. Помню, мы и сами в школьные годы уже с пятого класса выезжали на поле собирать картофель, в старших классах работали на элеваторе, выезжали на сакман, помогая чабанам во время окота овец. С детства знали цену каждой копейки, нас так воспитывали. И это было нормально – приучать школьников к труду.
В середине 1990-х ей пришлось уволиться, так как стало уменьшаться количество классов с русским языком обучения. Коллега, проходившая в Эмбе отработку, предложила Кунакбаевой поехать в Актюбинскую школу № 17. Так, с 1996 года и до сей поры Алтынай Абеновна учит маленьких актюбинцев, способствуя их становлению.

Экскурсии по родному краю
– Каждый выпуск люблю по-своему, в каждом была своя особенность. А с нынешним выпуском я словно вспомнила годы работы в Эмбе, вновь почувствовала огромное удовлетворение от работы, – признается женщина. – И дети, как на подбор, активные, старательные, и родители отзывчивые, готовые поддержать любую мою идею. Благодаря родительскому комитету мы смогли выехать с детьми в Хазретовку Мартукского района. Наш урок на природе назывался «Что мой край дает стране?». Один из пап возглавляет там крестьянское хозяйство, он показал сельхозтехнику, хлебные поля, зернохранилища, объяснил, какая подготовка ведется осенью.
Затем была поездка в Мартук, на ферму «Айс», где дети увидели базы с коровами и телятами. Сначала городские ребята воротили нос от запаха коровника, а потом с удовольствием начали играть с телятами, кормить их. Впечатлений после поездки было море! Уставшие, но радостные и довольные, они вернулись домой.
По словам Кунакбаевой, запоминающейся стала экскурсия в музей имени Героя Советского Союза Алии Молдагуловой, ребята не только ознакомились с биографией и подвигом знаменитой землячки, но и сами выступили с концертными номерами. Походы в историко-краеведческий, геологический музеи, планетарий также способствовали воспитанию учащихся. В кондитерской «Ваниль» работает одна из бывших учениц Кунакбаевой. Она помогла своей первой учительнице познакомить детей с процессом выпечки самых вкусных в городе тортов и пирогов.
– В какой-то мере это профориентация, но все же я делаю акцент на уважении к труду. Дети должны знать, что ничего не достается так просто, и хлеб не растет на деревьях. Их родители, родители других детей работают с утра до вечера, чтобы обеспечить благополучие всего населения, – делится Алтынай Абеновна.

Только перышки скрипят
Шестилетки, выпустившиеся из детского сада, конечно же, умеют многое: читают по слогам, складывают и отнимают числа. Родители водят своих сыновей и дочек к репетиторам, начиная с дошкольного возраста, учат их игре в шахматы, английскому языку.
Алтынай Кунакбаева считает, что торопиться с обучением не стоит – всему свое время:
– Как-то в начале учебного года ко мне подошла одна мама и говорит: «Я много слышала о вас, хочу, чтобы дочка училась именно в вашем классе. Мой ребенок все умеет, уже знает таблицу умножения, говорит по-английски». Я посмотрела на нее и отвечаю: «Мне даже как-то страшно брать вашего ребенка. А вдруг я не смогу оправдать ваши ожидания?». Понимаете, это мое дело – научить его читать, считать, писать. Это моя работа. Главное для меня, чтобы ученик слышал меня и понимал, чтобы старался самостоятельно выполнять задания. Домашнюю работу он тоже должен выполнять сам. Я стараюсь сделать все, чтобы ребенок научился думать, анализировать, находить решение. В нашем классе никто ни у кого не списывает, я строго за этим наблюдаю. И как приятно видеть результаты наших общих усилий. Особенно в первом классе. Приходят неумелые, неусидчивые, с рассеянным вниманием, толком ручку держать в руках не могут. А к концу года дашь им задание, встанешь у доски и смотришь, как скрипят перышки. Наклонили головы и выводят цифры, буквы. Радуешься: значит, ты смогла научить их чему-то новому.

О статусе педагога
– Работа у нас трудная, но интересная, – резюмирует Алтынай Абеновна. – С каждым годом работать становится все сложнее, так как программы усложняются, меняются учебники. А вместе с тем меняется и отношение общества к педагогу. Люди озлоблены на школу, учителей, считая, что мы даем непосильные задания, а потом ставим плохие отметки. На самом деле, я считаю, требования завышены. В прежние годы в начальном звене мы давали базовые знания, все остальное развивалось дальше. Ведь нельзя заставить ребенка прыгать, если он еще ходить не может. А мы, не успев развить речь младшеклассника, даем ему задание написать сочинение-размышление.
Говоря о повышении статуса учителя, Алтынай Кунакбаева добавляет, что бумажная работа, подготовка портфолио к аттестации, тесты занимают много времени, не отражая реальную работу учителя.
– Честно говоря, все эти бумажки сегодня можно запросто купить. Думаю, что категорию надо присваивать, исходя из достижений учеников и опыта работы учителя. Считаю, что переаттестацию учителя с 30-летним стажем тоже можно было бы отменить. Зачем доказывать знания тем, кто столько лет отдал детям? Учителя – тоже люди, мы также болеем, устаем от нервных переживаний и стрессов. Но, несмотря ни на что, посвящаем себя выбранной профессии без остатка. Я не работала хуже, когда в Эмбе месяцами не получала зарплату, в Актобе, когда получала гроши. И не изменила отношение к детям сейчас, когда зарплата со всеми надбавками стала вполне достойной. Я чувствую ответственность за каждого своего ученика, за его будущее, – отмечает Кунакбаева.
В этом году в сентябре она войдет в свой уютный кабинет, обведет взглядом девчонок и мальчишек. И снова, в девятый раз, раскроет учебник на первой странице, приглашая малышей в необъятный мир знаний.
Гульсым НАЗАРБАЕВА

Фото из личного архива Алтынай КУНАКБАЕВОЙ