За пять лет до провозглашения независимости республики 16-18 декабря 1986 года прошли общественно-политические события, открывшие дорогу решительным шагам к суверенитету.
В те дни в составе группы сотрудников партийных органов я находился на краткосрочных курсах в Академии общественных наук в городе Москве. Стоял прохладный пасмурный день. Тогда средства массовой информации в силу ограниченных технических возможностей и партийно-государственного, жесткого, идеологического, всеобъемлющего прессинга на информацию с большим опозданием оповещали население о событиях в стране. Мы обычно в 21 час смотрели программу «Время», где были представлены достаточно мрачно кадры перевернутых легковых автомашин на одной из улиц Алматы. Фотографии комментировались таким образом, что якобы на улицах города алкоголики и наркоманы, преимущественно из казахской молодежи, грабили магазины, переворачивали автомашины, избивали представителей других национальностей и оказывали сопротивление органам правопорядка.
На следующий день на занятиях к нам подходили представители из Украины, Грузии, прибалтийских республик, которые выражали сочувствие и поддержку произошедшему событию. Часть их открыто говорили о фальсификации события средствами массовой информации, что подтвердилось буквально через час в ходе бесцветной лекции секретаря ЦК КПСС В. Разумовского. Следует отметить, что представитель центральной власти, пребывавший с официальной миссией в Казахстане, был шокирован реакцией молодежи Алма-Аты на политическую акцию правящего центра. На нем буквально не было лица и ни на один вопрос из зала он не мог дать вразумительного ответа, будучи полностью потрясенным произошедшим.
На самом же деле события того дня обстояли совсем по-другому. Согласно неоднократному обращению руководителя республики Д.А. Кунаева об освобождении его от руководства республикой на тот день был созван V пленум ЦК Компартии Казахстана, который открылся ровно в 10 утра по местному времени. На повестке дня стоял один вопрос — организационный, и длился всего 18 минут. Посланник центральной власти на место Д. А. Кунаева, руководившего республикой четверть века, предложил избрать Г. Колбина, работавшего до этого в Грузии и Ульяновске, но никогда в республике раньше не бывавшего… Этого было вполне достаточно, чтобы вызвать объективное возмущение наиболее активной части населения — студентов, творческой интеллигенции, работающей молодежи. И такое мероприятие происходило, когда в стране набирали темпы демократия, гласность — главные составляющие политики перестройки и обновления. Во все времена отличавшиеся своим свободолюбием, волей и пониманием к государственной политике казахстанцы были шокированы таким вызовом центральной власти. К тому же население республики от мала до велика с именем Д.А. Кунаева ассоциировали важнейшие позитивные события в жизни Казахстана второй половины ХХ века.
Очевидцы рассказывают, что утром 17 декабря по бывшему Ленинскому проспекту шли колонны студентов, слышался смех, ребята и девушки пели песни. Колонны шли в сторону площади Республики. В руках студентов плакаты: «Каждому народу — своего вождя», «Мы — за Казахстан», «Да здравствуют идеи Ленина!», «Никаких привилегий ни одной нации», портреты Ленина, Кунаева. На площади к обеду собралось уже около пяти-семи тысяч празднично настроенных молодых людей, у них не было в руках каких-либо инструментов для вооруженной схватки. Не были заметны и выпившие или накачанные наркотиками молодые люди. Многие шли на площадь просто узнать, что происходит, и ничто не предвещало суровой «метели» из Москвы (именно так была названа позднее карательная операция).
Тем временем площадь постепенно оцеплялась работниками МВД. Затем перед собравшимися выступили руководители партийной, законодательной власти страны, города Алма-Аты, отдельные представители творческой интеллигенции. К вечеру, часам к семи, на площади появились пожарные машины с водометами, и начался разгон демонстрации. С этого и начались беспорядки, точнее, избиение молодежи. А площадь, по иронии судьбы нареченная именем покойного Генсека Л. И. Брежнева, который гордился своей связью с Казахстаном и его народом, превратилась в трагическое место расправы над наиболее подверженной новым демократическим веяниям части населения республики. И по истечении стольких лет горестно вспоминать, как гуляли по головам беззащитных людей дубинки и саперные лопатки, как натравливали на толпу собак, обливали на жутком морозе из брандспойтов пожарных машин, теснили громадой бронетранспортеров. Потерявшие человеческий облик исполнители карательной операции пинали лежащих.
Из материалов комиссии Пре-зидиума Верховного Совета Казахской ССР по окончательной оценке обстоятельств, связанных с событиями в городе Алма-Ате 17-18 де-кабря 1986 года:
«В целом к уголовной ответ-ственности были привлечены 99 человек, из них 80 признаны виновными по статьям 60 и 65 УК Казахской ССР (нарушение национального и расового равноправия, массовые беспорядки). Из 99 осужденных 83 были лишены свободы. Административному аресту подвергнуты 707 человек, предупреждены 1 400, исключены из партии 53 человека, наказаны в партийном порядке 210, исключены из комсомола 758 человек, из вузов и техникумов — 266 студентов, 1 164 человека получили комсомольские взыскания».
Количество задержанных демон-странтов по разным источникам составляло: МВД — 2336, КГБ — 2 212, прокуратуры — 2 401. Комиссией, созданной впоследствии, установлено: от учета укрыто около шести тысяч человек, доставленных в изоляторы, спецприемники, следственные изоляторы, а также вывезенных за город несколькими рейсами на машинах и автобусах. Таким образом, общее количество задержанных, по оценке комиссии, составляет 8 500 человек.
Двое молодых людей были приговорены к расстрелу, несмотря на протесты мировой общественности. Декабрьские события не огра-ничились лишь Алма-Атой. По 60 человек было задержано и избито в Джезказгане и Караганде, митинги и демонстрации протеста прошли в Талды-Кургане, Аркалыке, Кокчетаве. Павлодаре, Чимкенте. В городе Джамбуле (нынешний Тараз) на митинг вышли студенты культпросвет-училища, педучилища и молодежь из других учебных заведений. Силы правопорядка окружили площадь и стали вытеснять студентов. Тех, кто пытался проскользнуть мимо них и уйти, сбивали с ног, били дубинками, пинали. В учебных заведениях города работали комиссии из представителей власти и КГБ. Многие студенты были исключены из учебных заведений.
В скором времени события в Алма-Ате стали широко комментироваться в средствах массовой информации мира. Первый в истории перестройки открытый социальный конфликт не удалось утаить от мировой общественности, хотя подобный опыт в среде правящих структур Союза и арсенал его использования был достаточно широк. Известные средства массовой информации Запада — Рейтер, АП (Ассошиэйтед Пресс), ЮПИ (Юнайтед Пресс Интернэшнл), АФП (Агентство Франс Пресс), а также «Гардиан» (Англия), «Вашингтон пост» (США), «Нью-Йорк Таймс» (США) — дали обзоры и анализы алматинских декабрьских событий, где осуждались действия властей, откровенно попиравшие элементарные гражданские права населения, вопреки провозглашенному курсу на демократию и гласность.
В этих условиях идеологическая машина выдыхающейся правящей партии и ее структуры пытались найти выход в безвыходной ситуации. И инструмент-то был выбран достаточно уязвимый по тем временам. Правителями из Кремля была разыграна «национальная карта». Декабрьское выступление было выставлено как националистическое, якобы организованное «коррумпированными кланами» и «поддержанное несознательной частью молодежи». Казахстанцы, и, в первую очередь, казахи были шокированы и унижены тоном и натянутостью выводов, фальсификацией реальных вещей в постановлении правящей партии «О работе Казахской республиканской партийной организации по интернациональному и патриотическому воспитанию трудящихся». В скоропостижном по своему выходу в свет и позорному уходу из него документе открыто заявлялось о существовании некоего «казахского национализма».
Позже в процессе жизненных ситуаций и творческой работы мне пришлось ощутить воздействие на умы и поступки людей «национального рецепта». В этом отношении у мировой общественности и граждан республики вызывает глубокое удовлетворение и поддержку строго выверенная концепция и практический курс Президента нашего государства в национальном вопросе. К примеру, только в Казахстане впервые на постсоветском пространстве создана и успешно работает Ассамблея народа Казахстана. Недавно представлен на обсуждение проект Доктрины национального единства, цели, задачи и принципы которой направлены на обеспечение национального единства. «Целью… «Доктрины» является «определение приоритетов и механизмов обеспечения национального единства… на основе гражданской идентичности, патриотизма, духовно-культурной общности, сохранения стабильности, межэтнического и межконфессионального согласия в обществе», — записано в ней.
Важным в оценке декабря пред-ставляется тот факт, что назначение Г. Колбина на пост руководителя республиканской партийной организации послужило поводом, а не причиной выступления молодежи. Причины имели всеобъемлющий и фундаментальный характер. Сверхцентрализованная система управления многонациональным государством, обретшая характер военно-политической державы, начала давать сбои еще с середины 60-х годов прошлого столетия. А к середине 80-х годов крайне обострились экономическая и политическая ситуация, социальные вопросы, а межнациональные отношения приобрели больше пропагандистско-лозунговый характер.
Согласно провозглашенному в апреле 1985 года политическому курсу на перестройку, демократизацию общественной жизни наружу вырвался дух свободы и творчества. Все это выдвигало неотложное требование о предоставлении независимых полномочий национальным республикам и регионам для решения местных проблем, специфику которых лучше знали местные кадры. Логика общественного развития требовала, чтобы союзными республиками управляли специалисты, досконально знающие местные традиции и обычаи, умеющие решать жизненные проблемы, а не ставленники правителей сверху или недалекие временщики.
Как свидетельствуют исследования известнейших групп экономистов и политиков, с середины 70-х годов прошлого столетия обнаружились явные противоречия между системой государственного правления, плановой экономикой и потребностями дальнейшего экономического роста. Становилось ясно, что при существующей системе государство постепенно, но уверенно движется в неизвестность, которое позже было названо пропастью. В этой ситуации центральными органами был принят ряд документов, но в силу объективных причин они не могли дать ощутимых позитивных результатов. Все это и составило объективные причины событий в Алма-Ате, которые имели последующее продолжение в республиках СССР. Серьезным фактором стало и усиливающееся противоречие между провозглашенными М. Горбачевым демократическими переменами и реальной жизнью населения.
Другой причиной выступления, на наш взгляд, является изменение в умах людей представлений о человеческом достоинстве, о демократии, о правах человека, о нацио-нальной гордости. Как точно отметил впоследствии Президент Республики Казахстан: «Декабрьские события 1986 года показали, насколько выросло самосознание казахской молодежи. Она первой преодолела страх перед тоталитарной системой, которая почти столетие заставляла жить народы в казарменном режиме. Молодежь от имени своего народа открыто заявила, что больше не допустит попрания чувства национальной гордости, присущего любой нации».
Декабрьские события в Казахстане взорвали молчаливое сопротивление союзных республик диктату центра, нарушили затишье перед бурей. За Алма-Атой последовали Сумгаит, Баку, Тбилиси, Вильнюс, Новый Узень, Фергана и Ош. Смеем утверждать, что выступление в Алма-Ате положило начало процессу быстротечного распада некогда потрясавшей весь мир державы — СССР. С этой точки зрения движение можно расценивать, во-первых, как событие, имевшее внутринациональное значение (пробуждение национального самосознания), во-вторых, как событие евразийского масштаба, давшее толчок к независимости этносов, суверенизации союзных республик, в-третьих, как явление мировой значимости.
Декабрьские события останутся в истории суровым испытанием, пережитым в начале пути к новой жизни, о которой мечтали не только казахстанцы, но и народы постсоветского пространства. Память о декабрьских событиях 1986 года призывает нас высоко нести знамя свободы для дальнейшего укрепления основ нашей независимости.
Нуртаза АБДОЛЛАЕВ,
доктор исторических наук, профессор Актюбинского государственного
педагогического института