Светлана СМАГУЛОВА, заместитель директора Института истории и этнологии имени Ш. Уалиханова, профессор, доктор исторических наук
Наиболее известные казахскому народу бии всегда разделяли вместе
с ним все тяжести и радости, выпадавшие на долю казахского общества. В трудные времена они регулировали процессы междоусобных отношений между родами и племенными объединениями. Их особое место в общественной жизни казахов измеряется умением четко разрешать многие проблемы, существовавшие в жизни кочевого народа.
О значимости роли биев в формировании казахской государственности юрист, академик С. Зиманов писал так: «Рассматривая всевозможные иски и тяжбы, судейство казахских биев стремилось призвать стороны к миротворчеству и единству. Для достижения высокой цели — справедливого решения споров — бии должны были пройти школу степных мудрецов и через испытание великих предшественников-биев».
На вопрос о том, кто такой Былшык бий, библиографы, знающие его изречения, обладающие подробными сведениями о его власти, не задумываясь отвечают, что он был одним из знатных биев, знаменитых ораторов, национальных деятелей и последним бием Младшего жуза.
Биографические данные энциклопедии «Ақтөбе» свидетельствуют, что Былшык бий родился в 1860 году в местечке Аксу, ауле Аралтобе на территории нынешнего Айтекебийского района области. Район прежде относился к Иргизскому уезду, затем, после отделения в 1934 году Шалкара, к Карабутакскому району. В 1845 году был заложен первый камень Иргиза. Позже, в соответствии с временным Положением, разработанным в 1868 году российским правительством для управления казахской степью, был введен в статусе уезда в состав Торгайской области.
Границей между Актобе и Иргизом стали горы Мугалжары, а находившееся по их восточную сторону село Карабутак стало называться фортом. Он служил трактом для торговых караванов. Родившийся в этой местности Былшык бий, заставший правление двух систем, верно служил своему народу в борьбе за справедливое судейство, став посредником миролюбия.
Родословная бия: Алим – Торткара – Куламан – потомки Андагула. От Андагула произошел Тлеу, от Тлеу – Досан (некоторые называют его Жантайлаком), от Досана – Иткара, от Иткары – Мусреп, от Мусрепа – Абдибай, от Абдибая – Сейит, от Сейита – Кутаяк (Былшык бий).
Его дед Абдибай был одним из зажиточных баев той местности. Жители окрестности хорошо знали обосновавшегося в низовьях реки Отеш Абдибая, ставшего знаменитым. Сегодня одно из святых мест, расположенных на берегу Баксайыс, тесно связано с именем Абдибая.
Отец Былшыка Сейит также был известен народу своей щедростью и рассудительностью. Его знали и как современника и единомышленника Есета Котибарулы, который якобы предрек великое будущее его сыну.
Настоящее имя Былшык бия – Кутаяк. Второе имя он получил в простонародье за болезнь глаз («былшык» означает гной). Однако это не помешало признать его бием с юношеских лет. В совещательный орган биев он вошел как полноправный член и смог заявить о себе честным подходом к делу. Обращались к нему с самыми различными вопросами: по разделу земли, скота, с бытовыми неурядицами и т.д.
Его авторитет возрос после разрешения им скандала между шалкарцем Мырзагулом и жагалбайлинцем Дербисалы. Семнадцатилетний бий смог урегулировать вопрос так, чтобы не задеть чести представителей двух родов. Именно после этого судейства почтенные люди аула благословили и признали Былшыка настоящим бием. С этого момента не только жители этой окрестности, но и все представители Младшего жуза доверяли ему представлять высшую судебную власть.
Слава о красноречивом бие, его мудрости передавалась из уст в уста. Обращавшиеся к нему истцы, приезжавшие из других мест, по возвращении рассказывали землякам о незаурядных качествах народного судьи.
Былшык бий хорошо знал историческое прошлое казахского народа. Об этом рассказал в своей статье «Мен де бір бәйтеректің жапырағы», опубликованной в газете «Ақтөбе» в 1990 году Анес Былшыкбиулы Толегенов. «Былшык бий очень хорошо знал историю казахского народа. На традиционных ярмарках, проходивших в укреплениях Жармола (Иргиз), Карабутак он был верховным судьей и принимал участие в разрешении скандального спора. Был главным бием Баксайысской волости. На знаменитых тоях, проводимых представителями рода торткара, первое слово обычно предоставлялось ему», — писал он.
Как мы упоминали выше, Былшык бий застал при жизни времена правления двух эпох – царской и советской власти. Он был свидетелем принятия российской империей реформ с целью русификации, принятия оседлого образа жизни и христианства. Понимал, что колонизация казахского народа осуществлялась и через притеснение духовности посредством миссионерства, направленного на подчинение степняков единому языку и религии. Для управления казахским народом, который бы безропотно подчинялся их указам, российские чиновники применяли самые различные средства. Действовали через биев, старейшин рода, одаривая их чинами и присваивая им административные должности.
О том, что подлая политика царского правительства вызывала протест, который выливался в волнения, возникающие в дальних уголках степного пространства, свидетельствуют архивные документы и записи, сделанные российскими воинами и миссионерами. Это подтверждает и Н.Середа, который в своей статье «О волнениях в киргизской степи в 1869-1870 годах» упоминает о некрупном сопротивлении степняков, живущих на западе страны, внедрению реформ, принятых в 60-х годах ХIХ века. Первый военный губернатор Торгайской области Л.Ф. Баллезюк писал, что для приостановления сложностей, возникших в связи с реформами в Торгайском, Иргизском и уезде Елек, ему пришлось ввести военный отряд.
Все эти изменения в правовом положении казахского народа, политика, направленная на русификацию национального сознания и культуры, происходили на глазах у молодого бия. Он изнутри знал бедственное положение своего народа, который царское правительство всевозможными угрозами и хитрыми уловками загнало в кабалу, а тех, кто поднимал голову, упекало за решетку, отнимало и распределяло лучшие земли пришельцам, изгоняя коренных жителей на земли с пустынной, каменистой почвой. Потому неудивительно распространение среди народа легендарных рассказов о Былшык бие как о защитнике простого народа, испытывающего двойной нажим как со стороны российских чиновников, так и со стороны местной знати вплоть до физического насилия и применения дубинок.
В отделе Центральной научной библиотеки в Алматы, где хранятся экземпляры редких изданий, в айтысе Курманали акына и Карасакал Мариям Калманкызы упоминается имя Былшык бия как человека, чья слава распространилась не только в отдельной окрестности, но и на всей территории Младшего жуза. Айтыс был записан Сайыпназаром Бекназарулы Бисариным. Этот документальный факт из биографии бия.
Говоря в своих строках о преданности стране, готовности в тяжкие минуты встать на защиту простого народа и выиграть судебные иски, Былшык бий с гордостью пишет о признании его ораторского искусства представителями жетыру, алима и шомена.
Последние годы жизни Былшык бия пришлись на период коллективизации и конфискации, ссылки крупных баев. В общую «мельницу» попали и бедняки, у которых насильно забирали единственную скотину, отправляя целыми семьями на север, а слабовольных привлекали к соучастию в преступных действиях. Все это вызывало справедливый гнев бия, который открыто выступал против таких мер советской власти. Он смело высказывал на общих сходах свои мысли о том, что политика, проводимая советской властью, является продолжением колониальной политики Российской империи по угнетению и русификации народа. За такие высказывания в 1928 году Былшык бий как «враг народа» был арестован и отправлен в актюбинскую тюрьму.
О том, какую горечь за несправедливое заточение в тюрьму испытывал бий, писал в 1999 году в газете «Ақтөбе» доктор исторических наук, профессор Торегали Каратаев. В стихотворении-размышлении Былшык бия просматривается и обида на советскую власть, которая обрекла его на тяжелую участь, и сожаление о том, что он, который всегда являлся заступником простого народа, осужден как его враг.
Несмотря на пожилой возраст, бия заточили в тюрьму, чтобы сломить его боевой дух. Это свидетельствует с одной стороны — о его непререкаемом авторитете, с другой — выставляет его как ярого защитника справедливости и прав народа, умеющего отличать черное от белого в проводимой новой властью политике. В-третьих, это свидетельствует и о том, что местная власть подвергла сомнению добрую репутацию бия, который, понимая неуместность проводимых советской системой политических кампаний, нажима со стороны административных контрольных органов, мог разрешить сложнейшие тяжбы и споры вынесением вердикта в пользу простого народа.
Кутаяк Сейитулы – жертва политических репрессий. В год его заключения, в конце 20-х годов, за неприятие советской власти были осуждены десятки и сотни казахских граждан. Одних направляли в лагеря, других ссылали на поселение, третьих приговаривали к расстрелу. Их так же, как и Былшык бия, считали врагами народа. В результате такого приговора их имена долгое время не упоминались в истории. Но теперь, пожалуй, пришло время восстановить по отношению к ним справедливость.
Настало время ознакомить широкую общественность с биографией невинно осужденного кенже бия Младшего жуза Былшыка и, собрав сведения о его жизни, вписать его имя в страницы истории.
Для этого в обязательном порядке предлагаю организовать экспедицию по сбору мудрых изречений бия, сохранившихся в памяти народа, на основе архивных данных и музейных исследований восстановить полную картину жизненного пути бия Былшыка. Затем, опираясь на результаты проведенных работ, выпустить сборник, посвященный бию, и открыть мемориальный уголок в историко-краеведческом музее.
В истории казахского народа Былшык бий, славившийся своим красноречием, способный обратить толпу в единомышленников, справедливо разрешавший споры между родами и племенами, завоевавший почет и уважение сородичей, занимает особое место. Долг современников – помнить о личности, заявившей о себе мудрыми наставлениями, ставшей примером беззаветного служения правому делу, патриотизма и человечности.
Перевод
Малики ТУГИЛОВОЙ