Ретроспектива
Год назад случайно попал на задворки бывшего завода «Актюбинсксельмаш» и увидел там памятник — символ завода, многие годы стоявший на постаменте у входа на предприятие: фигуру рабочего-стригаля с овцой…
Это крупнейшее предприятие Союза по выпуску самого разного оборудования, сельскохозяйственной техники и, конечно, прославивших наш город знаменитых стригальных агрегатов в 140-летней истории Актобе занимает значительное место. Но в отличие от работающих по сей день заводов ферросплавов и хромовых соединений, данных гиганту промышленности не повезло: он исчез как производственная единица. Но еще больше не повезло людям, отдавшим лучшие годы, а то и всю жизнь родному предприятию…
Часть городской истории
Старшее поколение знает и помнит этот завод как «Большевик», среднее — больше как «Сельмаш», а сегодняшней молодежи оба эти названия вообще мало о чем говорят. Что поделаешь: такова уж способность времени постепенно отдалять от нас события и факты, вычеркивать их из памяти, особенно, если они несущественны. Но к нашему случаю это не должно относиться. Актюбинский завод «Большевик» или «Сельмаш» — это часть истории Актобе, это тысячи людских судеб. Можно смело утверждать, что становление завода и его полувековая производственная деятельность оказали большое влияние на наш город. Например, большая часть района «Москва» построена благодаря не столько железной дороге, сколько размещенному здесь «Сельмашу». В годы войны жилой сектор занимал место, ограниченное улицей Совхозной (ныне Арынова), улицей Павлова и железной дорогой. Это была окраина Актобе, за которой простиралась степь. Как вспоминает ветеран завода Георгий Сергеевич Егоров в то время в город зимой даже заходили волки. Другой старожил Актобе Евгений Иванович Куренов добавляет, что, когда разливалась речка Сазда, вода доходила до «Сельмаша» и 5-й тюрьмы.
До пяти с половиной тысячи человек работали на заводе в его лучшие годы — до развала Союза. По численности работников он был крупнейшим предприятием города.
Начиналось с артели
Свою историю завод ведет с осени 1941 года. Тогда в наш город прибыла первая эвакуированная из Днепропетровска большая группа технических работников и руководства тамошней артели «Большевик» в количестве 48 человек. По тем временам днепропетровская артель представляла собой хорошо организованное производство по изготовлению пароводяной арматуры — вентилей, кранов, задвижек. Но война избрала для нее, как и для тысяч предприятий и миллионов людей, совершенно иной и непредсказуемый сценарий — эвакуацию за тридевять земель и организацию производства на новом месте. Под бомбежками наступающего врага люди и вагоны с оборудованием выбирались из западной части огромной страны, и их путь в глубокий тыл — на запад Казахстана, продолжался неделями. До Актюбинска добралась только часть людей — остальные растерялись в пути.
Утрачена была и часть оборудования. Как свидетельствует книга «История завода», составленная пенсионером, бывшим начальником производственно-технического отдела Н.Я. Ананьевым, и напечатанная на предприятии в 1960 году тиражом всего в 10 экземпляров, в Актюбинск было доставлено только 10 станков и 2 мотора. «Однако большую ценность для того периода представляла довезенная артелью до места литейная оснастка (модельные плиты и стержневые ящики) для производства арматуры и печного литья», — пишется в книге. Это издание, напечатанное почти 50 лет назад, сохранил уже упоминавшийся мной Егоров.
Практическое восстановление эвакуированного завода началось в 1942 году. Постановлением президиума облисполкома от 8 мая 1942 года для развертывания производства были выделены построенные перед войной здания межобластной базы Глававтотракторосбыта, находившиеся у так называемого Южного переезда через железную дорогу (ныне место, где находится «сельмашевский мост», построенный в 1967 году. — Прим. ред.). Будущему заводу была передана и прилегающая территория располагавшегося в то время здесь областного ипподрома.
Чтобы полнее представить обстановку того времени, сообщу, что заводу постановлением было выделено 150 килограммов гвоздей, 20 тысяч штук кирпичей, по 5 тонн цемента и извести и 2 тонны алебастра. Надо полагать, что по тем временам это были большие объемы и представляли собой особую ценность.
Параллельно на завод направлялись выпускники школ ФЗО (фабрично-заводского обучения) и РУ (ремесленных училищ), предприятию выделялись помещения для общежития и постельное белье. Разрешено было подключиться к электростанции депо станции Актюбинск с лимитом 50 киловатт. Так как снабжение завода обеспечивалось из «местного дворового колодца», горкоммунхоз обязали проложить водопровод. Дали задание и областному управлению связи: «немедленно обеспечить установку двух телефонных аппаратов». И последний пункт постановления гласил, что для организации подсобного хозяйства выделить заводу «Большевик» посевной материал».
Становление
С начала 1942 года новый завод объявил набор немобилизованной молодежи и домашних хозяек, началась организация производства. Необходимо было провести такие глобальные работы, как монтаж станков, кузнечных горнов, вентиляции, наковален, литейного оборудования, построить несколько зданий и многое-многое другое.
2 апреля 1942 года постановлением Правительства артель «Большевик» была передана в распоряжение треста №41 Народного Комиссариата авиационной промышленности и стала называться завод «Большевик», а 11 января 1943 года получила новое название — «Завод №6 треста №41 НКАП».
Завод начал производить продукцию с 1 июля 1942 года. Как свидетельствует «История завода», «за 1942 и 1943 годы коллектив не имел ни одного выходного дня».
В системе Наркомавиапрома завод пробыл до середины зимы 1944 года, когда по постановлению Совета народных комиссаров «О создании ремонтной базы в Казахской ССР» от 24 февраля 1944 года был передан в ведение Народного Комиссариата земледелия Казахской ССР.
Шаг за шагом
Фактически же переход завода в систему Наркомзема произошел в мае 1944 года, а в октябре того же года ему было возвращено старое название и он стал называться «Механический завод «Большевик».
Если в начале производственной деятельности в 1942 году основной продукцией завода была пароводяная арматура, то с 1943 года завод начал изготавливать чугунные детали к сенокосилкам, лобогрейкам и т.п. Причем часть отливок обрабатывалась и на других предприятиях города.
А с 1944 года, с переходом в Наркомзем, завод уже получил план на отливку и обработку бронзовых тракторных и автомобильных деталей для Автотракторосбыта. Существенно стала расширяться номенклатура выпускаемых на «Большевике» запасных частей для различной сельскохозяйственной техники, сельхозмашин и животноводческих объектов. В 1944 году было запущено производство по изготовлению центробежных насосов для полива полей.
Ежегодно в деятельности завода стали появляться новые позиции выпускаемой продукции и произведенных работ по ремонту сельхозтехники и изготовлению деталей.
В 1949 году предприятие стало называться «Ремонтный завод «Большевик».
После очередной реорганизации промышленности и создания Совета народного хозяйства в 1958 году завод перешел в ведение Министерства сельского хозяйства в систему Совета народного хозяйства Актюбинского экономического района. Был взят курс на усиление ремонтных функций РТС непосредственно в колхозах и совхозах, а заводы стали ориентировать на выпуск готовой продукции. Поэтому завод «Большевик» вновь получил название «механический».
В том же году предприятие приступает к освоению выпуска запчастей к стригальным машинкам. Это стало поворотным шагом в истории завода. Уже в следующем году их производство увеличивается в 10 раз, ножей к ним — в 20 раз.
И главное: постановлением от 20 июля 1959 года указывалось, что на заводе «Большевик» должна быть создана основная в Казахстане производственная база по изготовлению запасных частей к стригальным аппаратам. Предусматривалось также строительство специального цеха стригальных машинок.
И все это будет. В последующие тридцать лет завод планомерно развивается. Он становится крупнейшим в стране производителем оборудования для стрижки овец, которое отправлялось даже в Австралию. Будет построен уникальный цех точного стального литья. Численность работающих на заводе составит более 5 тысяч человек.
А потом произойдет развал Союза. И огромный завод, с таким трудом наладивший производство в годы войны, распроданный по частям в угоду чьим-то частным интересам, в одночасье прекратит свое существование.
Последний большевик
В этом подзаголовке нет никакой иронии. Георгий Сергеевич Егоров — человек, сохранивший книгу об истории своего завода, не просто ветеран предприятия. Он и его супруга Раиса Ахметовна Егорова (Забирова) — единственные в городе люди, работавшие на заводе с первых дней, с 1942 года. Он, придя сюда 15-летним пареньком, выучился на токаря. Работал на станке, подставив под ноги ящик. В 1944-45 годах началась так называемая деэвакуация населения. Большая группа специалистов завода уехала на родину в освобожденный Днепропетровск восстанавливать свой «Большевик». Их замещение производилось в основном из способных молодых заводских рабочих. Так Георгий Сергеевич стал сначала мастером смены, затем цеха, а потом был выдвинут в отдел комплектации оборудования. И проработал на заводе вплоть до его закрытия. Раиса Ахметовна начинала работать в литейном цехе, потом стала «выдвиженкой-командиром», ее назначили начальником отдела кадров.
Сейчас два ветерана «Сельмаша», проработавшие на заводе по 50 лет, не выходят из дома. Им уже за восемьдесят. И как обидно им, признавался мне Георгий Сергеевич, что нет у них своей сельмашевской ветеранской организации, нет родного коллектива. Никто не навещает двух ветеранов ни в праздники, ни в День пожилых людей…
Слушая Георгия Сергеевича, перебирающего старые грамоты, фотографии, перелистывающего страницы комсомольского и партийного билетов, я вдруг вспомнил тот самый памятник стригалю, выброшенный на задворки бывшего завода за ненужностью символа…
Мирал ДЖАРМУХАМБЕТОВ