Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Чем мы хуже Procter and Gamble?

Местное предприятие осваивает производство бытовой химии.

Знакомство

ТОО «Epsilon Group» создано в 2015 году на базе ТОО «Буртас». Собственно, первое предприятие является дочерним второго, возникшего шестью годами ранее. Чем оно занимается? Давайте обо всем по порядку.
Впервые с представителями компании «АВ» встретился в аккурат в середине июля на региональном этапе конкурса-выставки «Лучший товар Казахстана». По его результатам ТОО «Epsilon Group» как производитель бытовой химии признано лауреатом в номинации «Лучший товар для населения».
Напомним, что конкурс проводился по трем номинациям: «Лучший товар производственного назначения», «Лучший товар для населения» и «Лучший продовольственный товар», в каждой из которых выбирали трех победителей. Все они будут представлять нашу область на республиканском уровне.
ТОО «Epsilon Group» производит химические реагенты для нефтегазодобывающей промышленности и подготовки воды для ТЭЦ на протяжении восьми лет.
– Сейчас осваиваем новое направление – бытовую химию. Запускаем линейку из пяти наименований продукции: жидкое мыло, средство для мытья посуды, окон, удаления жира, белизна-гель, – перечислил ассортимент представитель товарищества Кудайберген Сланбаев.
Кстати, Кудайберген – дипломированный химик-технолог. Естественно, что «АВ» не упустил возможности напроситься в гости к местному производителю, благо, предприятие находится в городской агломерации, непосредственно в поселке Сазды.

Новая ниша в производстве

В настоящее время на предприятии работает около 50 человек. Это жители областного центра, до которого примерно 20 километров, и местные сельчане.
– Мы занимаемся промышленной химией, то есть производим химические реагенты для нефтегазодобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, горнодобывающей и металлургической промышленности, а также для применения на очистных сооружениях и в ТЭЦ. В основном данная продукция идет на подготовку нефти – доведение ее до нужной кондиции, необходимой для переработки. И на подготовку воды в ТЭЦ. Реагенты, вступая в реакцию с нерастворимыми солями, делают их растворимыми, что препятствует появлению накипи или отложениям в теплообменниках и трубах, – рассказывает начальник химического отдела ТОО «Epsilon Group» Айдос Жамидулла, по образованию тоже химик-технолог.
В 2009 году было создано ТОО «Буртас», которое занялось производством газоблоков именно в этом здании цеха, где мы разговариваем с Айдосом. В 2013 году ТОО параллельно занималось поставками промышленной химии. В этот же период времени на рынке появилось довольно много производителей газоблоков, включая несколько местных компаний. Конкурентная среда привела к снижению стоимости, при этом себестоимость оставалась прежней, а со временем даже несколько увеличилась (дорожали сырье, энергоносители и прочее). Как следствие, снижение рентабельности производства. Чтобы уменьшить цену, необходимо, соответственно, снизить себестоимость. А если нет реальных возможностей это сделать? Значит, придется ухудшать качество. Но это уже удар по престижу и имени компании.
Бизнесу нужна была новая, еще неосвоенная ниша. Опыт работы с промышленной химией уже был, но только на торговом уровне. В 2013 году ТОО начинает производить
деэмульгаторы для нефтедобывающих предприятий. Спрос на промышленную химию со стороны нефтедобывающих компаний был огромным, а цены высокими, так вся линейка данного сектора продукции импортировалась.
– Подобного производства в Казахстане просто не существовало. Было на рынке несколько отечественных компаний, но они выступали лишь как дистрибьюторы. Попробовали в лаборатории делать деэмульгаторы, ингибиторы коррозии. Так в 2015 году появилось ТОО «Epsilon Group», выпускавшее линейку продукции промышленной химии, – продолжает начальник отдела.

Не всегда цена соответствует качеству

Почему было принято данное решение? По словам собеседника, это произошло по ряду причин. Геополитическая обстановка. Не всегда удается импортировать в достаточном объеме и разнообразном ассортименте подобную продукцию. Ограничительные меры в начале пандемии, сейчас вооруженный конфликт в Украине, где-то границы закрываются, и из-за этого увеличивается логистика. Еще очень важный момент, если не самый важный – соотношение цены к качеству. Не всегда бытовая химия иностранного производства, выставленная на отечественных прилавках, соответствует ему. На цену для конечного потребителя большим бременем ложатся логистические расходы и таможенные пошлины.
– Мы тогда подумали, а почему бы не делать отечественную бытовую химию, не уступающую иностранным аналогам по качеству, но выигрывающую по цене? Мы – местные производители, завод базируется в жилом массиве «Сазды», так что транспортные расходы минимальны, а качество соответствует цене, – резонно замечает Айдос. – Хочу отметить, что еще в 2013 году ТОО «Буртас» делало первые шаги в направлении бытовой химии, выпуская средство для очистки труб «Крот», а также «Белизну» и «Антинакипин». А в начале этого года уже в ТОО «Epsilon Group» приняли решение о запуске в производство линейки продукции данного сектора из пяти наименований, названных выше.
Собеседник подчеркнул, что вся линейка протестирована в лаборатории в начале этого года, а в мае налажено ее производство, в том цехе, где когда-то выпускали газоблоки. Сначала это были пробные партии, а теперь, как говорится, серийное производство. Забегая вперед, открою небольшую тайну: в настоящее время на автомойках тестируется автошампунь. Сейчас ТОО ждет получения разрешительных документов.

Анализируй это!

На мой вопрос «Насколько трудно получить в нашей стране разрешительные документы на подобную продукцию?» собеседник ответил:
– Не столько трудно, сколько невозможно. У нас нет соответствующих органов, выдающих подобные сертификаты. Свидетельство для бытовой химии мы получили в Кыргызстане. Оно действует на территории Таможенного союза. Данный документ можно также получить в Беларуси и Российской Федерации. Если же получать свидетельство у нас, то оно будет делаться очень долго и дорого. И, естественно, с использованием ресурса другой страны.
Известно, что на рынок войти абы как – действо так себе. Тем более, если ты производитель. Нужны маркетинговые исследования или хотя бы простой анализ.
– Естественно, анализ рынка мы провели: на какую продукцию и какого ценового диапазона есть спрос; какова покупательская способность потенциального потребителя. Как химики мы можем сделать продукцию по любой цене любого качества. Можно сделать суперкачественную продукцию, но себестоимость, а следовательно и цена, выйдут очень высокими. Не каждый покупатель поймет, что это очень качественный продукт. Кстати, жидкое мыло и средство для мытья посуды идут у нас в классе продукции, считающемся самым дешевым. Не все могут позволить себе сверхкачественный продукт, поэтому нуждаются в более дешевом сегменте. Вот эти два наименования под брендом «Актюбинское море» мы поставляем на Центральный рынок. Благодаря тому, что у нас низкие транспортные издержки, нет цепочки перекупщиков, покупатель может получать качественный, но недорогой продукт, – подчеркивает химик-технолог.
По словам собеседника, очень обидно, что мы покупаем исходное сырье для изготовления бытовой, промышленной химии, резинотехнических изделий в КНР и РФ. А ведь оно изготавливается из нефти, которая добывается у нас.

На нас экономят иностранные производители

Айдос Жамидулла как профессионал объясняет, если взять товар местного производства и, например, российского в одном ценовом сегменте, то привозной будет более низкого качества. Если же поставить акцент на качестве, то у импортного будет выше цена. О чем мы и говорили: логистика, таможенные пошлины, цепь перекупщиков.
Зачастую мы в большей мере платим за бренд, особо не задумываясь о качестве – реклама и маркетинговые ходы, престиж производителя делают свое дело.
А знаете ли вы, что товары, произведенные в США для своих нужд одного качества, для Европы другого, ну, а для СНГ, да еще и произведенные у нас по лицензии, – это вообще другой разговор. Хотя у нас, воспитанных на жестких советских ГОСТах, возникает вопрос: «А почему такое различие?».
– При поставках из-за рубежа очень большие затраты на транспортировку. Плюс к этому потребитель на постсоветском пространстве не столь требователен к качеству, как на Западе. Элементарно, подавляющему большинству просто не с чем сравнивать. Экономят на нас иностранные производители. Зачем на рынок поставлять очень качественный, но дорогой товар, если можно сэкономить на ингредиентах, при этом существенно снизить цену. Давайте я вам приведу самый простой пример. Вы любите суши и заказываете их в Актобе. А кто и где делает самые лучшие суши и роллы? Естественно, японцы в Японии. А, например, Кока-Кола – это американская история. Ее из-за океана к нам не привозят. Производят наши люди у нас в стране, – подключается к разговору химик-технолог Кудайберген Сланбаев.
– Мы же не знаем рецептуру, используемую там и здесь. Некоторые продукты могут заменяться местными, а эта замена может влиять на качество, – резюмирует Айдос Жамидулла.

Послесловие

В настоящее время предприятие ведет переговоры о поставке продукции в местные сети. Есть заинтересованность одной из алматинских и российских торговых сетей.

Владимир Бурьянов

Фото автора

Колонка "Взгляд"