Статистика утверждает: наибольшее количество
дорожно-транспортных происшествий совершают
водители-новички, имеющие опыт управления
автомобилем не более года.
Одним из основополагающих факторов ДТП,
по мнению стражей порядка, является уровень
подготовки водительских кадров. О том, какие
пробелы существуют в системе подготовки
водителей, — наша Главная тема.
В деле вождения есть хорошие новички, но ни один новичок не является хорошим водителем. В течение первых тысяч километров он осторожен и скован и часто совершает ошибки из-за неуверенности, которая его парализует. Напряжение быстро проходит, и он начинает «чувствовать» автомобиль в своих руках. Важно, чтобы дебютант еще минимум 10 тысяч километров не доверял своим незакрепленным навыкам. Ощущение непринужденности зачастую приводит к неоправданному риску.
Андре Бонн, «Мастерство управления автомобилем»
Председатель комитета дорожной полиции МВД РК Кайрат ТЫНЫБЕКОВ: «Состояние дорожной безопасности и первопричина ДТП зависит от многих факторов. Одним из главных является обучение водителей. На сегодняшний день оно, несомненно, требует совершенствования своего нормативного подкрепления. И в этом направлении уже ведется работа. Изменения, которые были внесены в прошлом году, позволили ввести специальные занятия по правилам дорожного движения в общеобразовательных школах — с 1 по 8 класс. Но есть еще много вопросов по обучению в автошколах, которые нами будут пересмотрены. Я думаю, что мы внесем соответствующие корректировки».
Не секрет, что многие актюбинцы, закончив обучение в автошколах и получив водительские удостоверения, доучиваются на улицах города, подвергая тем самым опасности и себя, и других участников движения.
Конечно, после курсов вождения необходимо совершенствовать навыки, ведь и не каждый выпускник физмата становится Ньютоном. Но, отрабатывая практику на современных дорогах с интенсивным движением, необходимо знать теорию так, чтобы экстренная ситуация не ввела в ступор, не привела к аварии. Несомненно, автошколы дают представление о конструкции автомобиля, дорожном движении и первой медицинской помощи, но, судя по количеству ДТП, совершенных новичками, этого явно недостаточно.
Чтобы понять, какой должна быть профессиональная подготовка водителей и каких звеньев недостает в цепи качественного обучения, мы встретились с опытными водителями, инструкторами, мастерами и автоинспекторами.
Финансы поют романсы
По официальным сведениям управления дорожной полиции, на начало августа в области зарегистрировано 23 учебные организации, получившие лицензию для осуществления деятельности по подготовке и переподготовке водителей. Из них двенадцать — ТОО, один учебный центр, шесть курсов организованы на базе колледжей и профлицеев. Кроме этого, права можно получить в военной школе имени Есет батыра, областной автошколе ОО «Союз водителей транспортных средств РК», профессионально-техническом учебном центре республиканского ОО «Отан».
На категорию «В» (любителей) обучают почти три месяца (57 рабочих дней), оплата в разных автошколах колеблется в пределах 40-50 тысяч, некоторые включают в оплату и расходы на бензин. Кое-где (ТОО «Автостарт», «Тарлан-М» и др.) предоставляются скидки студентам, школьникам и жителям сельской местности — они платят 35 тысяч. Практическое вождение начинается через месяц обучения.
Одной из самых старых является военно-техническая школа (ВТШ) Министерства обороны РК, которая ведет свою деятельность с 1973 года, тогда она была автомотоклубом, затем стала автошколой ДОСААФ, теперь относится к Минобороны и готовит не только любителей, но и призывников-водителей.
По словам директора ВТШ полковника Владимира Исаенко, с курсантами занимаются опытные мастера, есть необходимое техническое оснащение.
Тем не менее, в работе автошкол немало упущений.
— Конечно, в наше время подготовка велась более основательно. Не одно поколение водителей прошло полугодовую школу в ДОСААФах, получив знания раз и на всю жизнь. Сейчас, я считаю, программа недостаточно продумана. По-моему, необходимо увеличить количество часов и на теорию, и на практику и уменьшить число обучающихся. По ГОСТу мы можем набирать от 15 до 30 курсантов. Преподаватель не имеет возможности уделять внимание каждому из 30 человек, а ведь среди них бывают и такие, которые двух слов связать не могут. Какое уж тут качество? — сетует он.
Большую роль, по его словам, играет преподавательский состав и материально-техническая база. В нашем городе есть автошколы с новейшими компьютерными тренажерами и десятком иномарок, но их считанное количество. А колледжи и лицеи, на базе которых обучают водителей, зачастую не оборудованы вовсе. Упомянул Владимир Васильевич и о пришедшем в запустение автодроме — единственном на весь город.
— Официально автодром стоит на балансе нашей школы, но поскольку других площадок для обучения нет — все проходят там практическое вождение и сдают экзамены. В принципе, это типовая площадка, которая отвечает необходимым требованиям: дорога заасфальтирована, есть знаки, можно отрабатывать задний ход, фигурное вождение, подъем и спуск на крутую горку и т.д. Но нелишним было бы привести в порядок и дорогу, и знаки, на что у нас просто не хватает средств.
Глядя на старое здание школы, пожелтевшие от времени стены, прикрытые плакатами, деревянные окна и полы, подумалось, что и в школе было бы неплохо сделать капитальный ремонт. Обновления требовали и тренажеры, и видавшие виды учебные машины. Ответ один — нет финансов.
Тренажеры 80-х
Мастер по тренажеру — Шанхай Мергалиевич Успанов (его зовут здесь «дядь Саша», «ата» или «дед») — милейшей души человек, любезно познакомил нас с тренажерами в кабинете ВТШ и даже дал попробовать «порулить». Между делом он рассуждал о качестве обучения в автошколах:
— В любой профессии есть курсы повышения квалификации. У водителей их нет. Выучат парня или девушку за 2 — 3 месяца, права вручат — и, словно цыплят в воду, бросают на дороги. Потом начинают выписывать протоколы, штрафовать, приучают расплачиваться за нарушения взятками.
А кто научит их, как ездить ночью, по гололеду, в снегопад, туман? Кто скажет, как действовать в стрессовой ситуации, как избежать ДТП? Кто пояснит им, что значит водительская этика, взаимовыручка, уважение на дорогах? Разве этому учат в автошколах? Правильно, не учат. Вот если бы у нас, как за рубежом или в соседней России, были бы школы по экстремальному или контр-аварийному вождению, в которых обучали бы, как вести себя в непредвиденных дорожных ситуациях, я думаю, наши дороги стали бы безопаснее.
Шанхай Мергалиевич около тридцати лет работает в ВТШ, каждый винтик и болтик тренажеров знает как свои пять пальцев. И если случается поломка, он быстро ее устраняет. А ломается техника часто, шутка ли — автосимуляторы здесь выпуска
80-х: две грузовых «МАЗовских» кабины и три легковых — первого выпуска «Жигулей» «ВАЗ-2101».
— Надо признать, в техническом отношении мы отстаем от ведущих стран, где оснащению придается особое значение. Но мы и этому рады, ведь во многих школах и такого нет, — говорит он, приглашая меня в водительское кресло «легковушки».
Поразительно, но многие инструкторы не обращают внимания на посадку курсанта, советуя сидеть «как удобно», а ведь это рабочее место, при оптимальной настройке которого должны быть легко доступны все органы управления — педали, рычаги. Оказывается, за рулем надо сидеть, как королева Елизавета на троне — соприкасаясь со спинкой кресла лопатками и поясницей. Только тогда возникает контакт человека с машиной, он как бы сливается с ней. В противном случае вестибулярный аппарат не работает, водитель не чувствует, как машина «сидит» на дороге.
В положении «9-3»
В наш век технического прогресса не уметь водить — это все равно, что не уметь читать или писать. Но должна признаться, что азы вождения я получила лет 15-20 назад и с тех пор не бралась за руль. Мне всегда казалось, что эта премудрость не для меня.
И вот, усевшись в кабинке тренажера по всем правилам, я с трудом стала припоминать, как переключать скорости, перед глазами маячила давно забытая картинка — схема, которая изображается на рычаге коробки передач, но ничего конкретного в мозгу не возникало.
А тут за 3 минуты дядь Саша научил меня переключать скорости раз и навсегда. Он снял с рычага пыльник и продемонстрировал кулису с прорезями, похожую на букву Н. Первая скорость — влево и вверх, вторая — вниз, третья — вправо и вверх, четвертая — вниз. Задний ход — загогулина сбоку. Ничего сложного.
На этом занятии я поняла, что многие водители неверно держат руль — это тоже целая наука. Если представить колесо руля в виде циферблата часов, то руки должны находиться в положении «9 и 3», иногда — «10 и 4», но ни в коем случае не «11 и 1». Я также узнала, что, заводя машину, непременно следует убедиться, стоит ли она на нейтралке, так как при включенной скорости ваше авто может «прыгнуть» и сбить кого-нибудь спереди или сзади. Я научилась переключаться: раз — сцепление, два — скорость, три — газ. Дядя Саша показал, как нужно элегантно и удобно включать повороты — не отрывая руку от руля. А после того, как заглушишь мотор, надо непременно поставить машину на ручной тормоз, следуя арабской пословице: «На Бога надейся, а верблюда, уходя, привязывай».
Сложности начались, когда мастер выключил свет, настроил над кабинкой щит, от тени которого на экране высветилась дорога с газонами, и я, отчаянно вращая баранкой, «поехала». Напрочь забыв о поворотах, периодически наезжая на газоны и все время выруливая на встречную полосу, я едва успевала соображать, особенно на четвертой скорости. Единственное, что у меня здорово получалось — переключать скорости: раз, два, три, по букве «Н». И тормозить задолго до пешеходного перехода. Почему? Объясню так, как мне объяснил Шанхай Мергалиевич.
Останавливаясь близко у перехода или даже наезжая на него, как это часто делают на наших дорогах, водитель машиной закрывает обзор и для пешехода, и для едущего за ним транспорта. Идет, допустим, мамаша по переходу с ребенком, он вырывается и бежит вперед, а там уже несется «крутой» водитель, для которого закон не писан. Ни пешеход, ни водитель не увидели друг друга из-за стоящей машины. Кто-то пострадает (такие наезды случаются часто), кто-то будет наказан, но моральную ответственность несет тот, чья машина стояла близко к пешеходному переходу. Недаром в правилах оговорено «не ближе, чем за 5 метров».
На прощание дядя Саша вручил мне книжку Андре Бонна «Мастерство управления автомобилем» со словами:
— Он в автомире такая же величина, как знаменитый Версаче в мире моды. Полезно почитать не только начинающим, но и опытным водителям. Янки говорят: «Каждый ведет машину так, как ведет себя в жизни». Вот в чем корень. Никто не может за два с половиной месяца изменить характер человека. Мы учим приспосабливаться к общему потоку, который существует на данный момент, в данной точке. Если мы с вами поможем избежать аварии и остаться в живых хотя бы одному человеку, это уже хорошо.
«Глаза — на дорогу!»
Мой ликбез продолжился в учебной машине, но сесть за руль старенького «Жигуленка» я не решилась. Повела автомобиль курсантка Нургуль. Она недавно стала осваивать практическую езду, раньше, по ее словам, боялась дороги, сейчас получает удовольствие от скорости.
— На перекрестках страшно быть первой в ряду, пока разберешься со светофорами, пока сдвинешься с места, сзади начинают сигналить, легче ехать за кем-то, — признается девушка.
Инструктор сразу оговаривает: «Свои секреты я не раскрою. Хотите — смотрите, потом обо всем поговорим».
Мы едем в сторону хлебокомбината, через рынок «Шыгыс». Я вместе с Нургуль смотрю во все глаза по сторонам и понимаю — выжить в этом потоке беспредела может только сильнейший.
Во-первых, нас часто «подрезают». Джипы, «Фольксвагены» и даже «КамАЗы» считают делом чести занять на полосе место машины с женщиной за рулем, да еще и с буквой «У». Во-вторых, все стараются обогнать друг друга; в-третьих, мало кто придерживается скорости 40-60, все несутся куда-то очертя голову, пытаясь «проскочить», пока горит зеленый. Есть еще и в-четвертых, и
в-пятых… Там и пешеходы словно из-под земли выныривают, и велосипедисты навстречу несутся… Если бы не ровный голос инструктора, мы не раз врезались бы во что-нибудь или кого-нибудь придавили…
«Плавно трогаемся, чтобы пассажирам было комфортно… Газ… Газ… Еще газ… Нежно, тормозим плавно… Пропускаем пешеходика, пусть пройдет, не торопись, держи 60, не смотри на спидометр! Внимание — велосипедист! Глаза — на дорогу! Колеса на капот (что это значит — не спрашивайте, сама не знаю). Вспомни автодром. Пропусти «Опель», видишь — торопится, просчитывай — на зеленый уже не успеем, длинный хвост, не торопись… Не забудь включить поворот… Куда?! На джип посмотрела, и на джип поехала! На дорогу смотреть! Только на дорогу! Что, испугалась? Нет? Ну и хорошо… Едем дальше…»
Зато испугалась я, когда мы не смогли вписаться в поворот и оказались в полуметре от встречной машины.
Монолог экстремала
По окончании адреналинового маршрута последовал монолог инструктора военно-технической школы, который лучше будет привести полностью, так как его опыт и знания могут пригодиться шоферам-новичкам. Эти прописные истины не входят в «Пособие для подготовки к экзаменам по правилам дорожного движения», рекомендуемое для изучения в автошколах, но знать их должен каждый человек за рулем:
— Основной постулат обучения в СНГ: «Если ты едешь по главной дороге, ты всегда прав». За рубежом психология подготовки водителей совершенно иная, она учит: «Исправь ошибку другого». Нет у нас этики вождения, все спешат, никто никому не уступает, стоит тебе застрять в потоке — начинают сигналить. Буквально вчера на мосту поломался «КамАЗ», за ним образовался длинный «хвост». В соседнем ряду нашелся добрый человек — пропустил одну машину. Так за ней потянулись все остальные. Теперь вырос «хвост» в соседнем ряду, крики и сигналы переместились туда. Неужели нельзя проехать цивилизованно — по очереди, по одной машине из каждого ряда?
В подготовке техники вождения каждая мелочь имеет значение — как сидеть, рулить, переключать скорости, регулировать зеркала. Скольких аварий можно было бы избежать, отрегулировав правильно салонное зеркало заднего вида.
По той же неумолимой статистике, избежать ДТП в восьми случаях из десяти поможет маневр, в двух случаях из десяти — торможение.
Не учат в автошколах и искусству ведения взгляда. Как ты смотришь, как рассчитываешь, как умеешь предугадывать действия участников дорожного движения — целая наука. Эти навыки должны быть отработаны до автоматизма, потому что в непредвиденных ситуациях нас спасают подсознание, рефлексы, разум только тормозит действие.
Вы обращали внимание, как у нас обычно ездят? Одна рука на руле, другая — на рычаге или окне. Есть поговорка: в каждой руке шофера — по пять лет его свободы.
Я тоже, как все, ездил на нейтралке, экономя горючее, но если посчитать, на советских машинах я экономил примерно 0,5 литра на 100 километров. 25 тенге моей безопасности никогда не окупят. А на современных машинах с электрическими «мозгами» экономия — вообще ноль. Многие у нас ездят на нейтральной скорости, чего делать категорически нельзя, это опасно!
Может, я не прав, может, сгущаю краски, но о какой подготовке говорить, если инструктором может стать каждый, имеющий три года водительского стажа? Разве три года — достаточный срок для приобретения своего опыта, а тем более для его передачи?
Где у нас учат, как перестраиваться, как правильно обгонять? Да нигде. Вот вам и результат — все перестраиваются как могут и стараются обогнать остальных. Вы заметили на дороге — многие сначала включают сигнал «стоп», а затем «поворот», тот, кто едет сзади, не поймет — с чего он встал? То ли повернет, то ли нет. По правилам сначала надо указатель поворота включить, потом «стоп». У нас этого не делают не потому, что вредные, а потому, что не знают.
Часто можно увидеть, как на автодроме машина курсанта входит в поворот, и загорается стоп-сигнал. Нельзя тормозить на повороте, как нельзя есть песок! Нельзя! Необходим ровный газ и безопасная скорость. Но люди этого не знают, их этому никто не учил, вот они и тормозят. Пронесет раз, другой, но беда может случиться в любую секунду! Ехал я вчера по Молдагуловой, сбоку «УАЗик» вырулил, тормознул на повороте, его и занесло, слава Богу, никого не зацепил. Был мокрый асфальт — дождик прошел, а водитель этого не учел.
Известный гонщик Ники Лауда сказал: «Если бы каждый водитель знал, что такое пятно контакта, аварий в мире не было бы никогда». Пятно контакта — это отпечаток поверхности шины на полотне дороги. В статике, то есть когда машина стоит, пятно размером примерно с вашу ладонь, при движении площадь соприкосновения на каждом колесе разная, именно это и следует чувствовать хорошему водителю.
Начальник отдела регистрационно-экзаменационной работы УДП ДВД Актюбинской области Талгат ТАУБАЕВ: «Я считаю, что в программе обучения вождению необходимо пересмотреть количество учащихся. Допустим, в день сдают экзамен по практическому вождению несколько групп по 30 человек в каждой. Это занимает много времени и является большой нагрузкой для двух автоинспекторов, у которых кроме этого достаточно бумажной работы, а в дни усиления они еще и на дежурство выходят. Преподавание в автошколах обязательно должно вестись на двух языках — государственном и русском. Для тех, кто обучается летом, я думаю, нужны дополнительные курсы — по практическому вождению в зимнее время».
Советы бывалых:
— Заклинило педаль газа: нажать сцепление, снять передачу, оттормаживаться.
— Отказали тормоза: включить аварийку, постепенно снижать передачи, тормозить двигателем, слегка притормаживать ручником, избегая блокировки колес.
— Отказал руль: немедленно снижать скорость, но не резко, так как может произойти занос.
— Пробилось колесо: крепко ухватиться за руль, не давая машине уйти в занос, снижать скорость.
Над разворотом работала
Гульсым НАЗАРБАЕВА