Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Рамазан — Божественный праздник

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Месяц Рамазан, в котором был ниспослан Коран, — истинное руководство для людей, разъяснение прямого пути и различение (между истиной и ложью). (Коран, 2/185. Перевод Корана М.О. Осмонова)

ПЕРВЫЙ ПУНКТ

Ораза в Священный месяц Рамазан является одним из пяти столпов Ислама и занимает основополагающее место в Исламском законе. Множество скрытых благ имеет Ораза в этот Священный месяц. Они относятся к сути господства Всевышнего, к общественной жизни человека, к личной жизни, к обузданию плотского естества человека (самость), к выражению благодарности (шукур) за Божественную щедрость.

Одно из множества скрытых благ, даруемых нам Всевышним в месяц Рамазан, это благо познания его Господства над всем.

Всевышний создал земную поверхность в образе стола, усыпанного яствами. И «дает пропитание, откуда он (человек) и не рассчитывает» (Коран,
65/3). Таким образом, Всевышний проявляет совершенство своего Господства, нескончаемую Божественную милость и милосердие. Люди же за завесой невежества и причинности не могут полностью увидеть этой сути, а некоторые забыли об этом. В Священный Рамазан верующие люди превращаются в упорядоченное войско. Это войско, призванное Вечным Султаном на пиршество, с приближением захода солнца, приняв образ покорных рабов, ждет приказа: «Добро пожаловать». Оно возмещает милостивую, величественную, всеохватывающую щедрость Аллаха своей всеобщей, многочисленной, упорядоченной службой Ему. Странно, те кто не участвуют в этом высоком служении, смиренном почитании и проявлении уважения, достойны ли они называться людьми?

ВТОРОЙ ПУНКТ

Ораза в благословенный месяц Рамазан, с точки зрения выражения благодарности Всевышнему за его дары, имеет множество скрытых благ. Одно из них следующее: яства, принесенные мелким торговцем из царской кухни, при продаже имеют определенную стоимость. Было бы проявлением большой глупости, расплатившись с торговцем лишь небольшой платой, считать эти царственные яства дешевыми, ничтожными. Не ведать об истинном источнике этих благ. Точно так же Всевышний Аллах для всего рода человеческого осыпал землю разнообразными благами и желает от нас соответствующую этим благам цену — выражение Ему ответной благодарности. Те, кто взрастили, преподнесли эти блага, подобны мелкому торговцу. Мы даем этому торговцу оплату, благодарим его и даже проявляем к нему излишнюю признательность. В то время как Истинный Податель благ (Муним-и Хакикий) в неисчислимой степени достойнее благодарности, чем все внешние причины. Так вот, проявление благодарности Аллаху — это осознание, что все блага непосредственно от Него, определение ценности этих благ, проникновение чувством, что эти блага необходимы человеку. Итак, Ораза в Священный Рамазан — это средство, открывающее истинное, чистое, величественное, всеобщее чувство благодарности. Ибо большинство людей в другие месяцы, кроме Рамазана, не испытывают чувство нужды и чувства голода, поэтому не понимают истинной ценности Божественного дара. Кусок черствого хлеба для сытого, особенно богатого, не имеет большого значения. Однако этот черствый хлеб в глазах верующего, во время разговения (ифтара), является ценным даром Всевышнего. Об этом свидетельствуют вкусовые ощущения человека. В Священный Рамазан все, от падишаха до бедняка, начинают понимать истинную цену этих даров, проявляют душевную признательность за Божественную щедрости. Воздерживаясь днем от пищи, верующий узнает в этом благе его истинное значение: «Это не моя собственность, я не волен принять пищу, следовательно, эта собственность и благо кого-то другого. Я ожидаю его разрешения». И таким образом душевно благодарит Всевышнего. Итак, Ораза таким способом становится неким средством благодарности, многими гранями раскрывает истинную роль человека.

ТРЕТИЙ ПУНКТ

С точки зрения общественной жизни человека Ораза имеет множество скрытых благ. Одно из них следующее: люди по своему общественному положению находятся на разных социальных уровнях. Всевышний в соответствии с Божественным замыслом призывает богатых оказывать помощь бедным. Через строгое соблюдение Оразы богатые проникаются чувством сострадания к бедным, потому что сами тоже испытывают голод.

Если бы Оразы не было, разве могли бы слишком занятые удовлетворением своих собственных потребностей богатые знать, насколько скорбна участь голодающего бедняка, насколько они нуждаются в сострадании и поддержке. С этой точки зрения сострадание к другому человеку есть основа истинного чувства благодарности. Какой бы человек ни был, он всегда найдет того, кто беднее его. И выражение ему сострадания и оказание помощи должно быть его обязанностью.

Если бы не было обязательного голодания во время Оразы, то не было бы и сострадания. И как его следствие, не было бы и поддержки. Если даже помощь была бы, она была бы неискренней. Потому что богатый человек не познал бы истинного положения бедного человека на своем собственном теле.

Четвертый Пункт

С точки зрения обуздания собственного плотского естества человека (нафс) Ораза в Священный Рамазан имеет множество скрытых благ, одно из них следующее:

Плотское естество человека желает независимости, свободы и привержено к необузданности. И более того, придает форму естественного своему ложному господству над собой и собственным беспорядочным, произвольным устремлениям. Не желает понимать того, что оно было взращено неисчислимыми благами Всевышнего. В особенности, если у человека в мирской жизни есть обладание богатством и властью, если к тому же невежество способствует этому заблуждению, плотское естество человека, подобно зверю, жадно, алчно вырывает божественные блага и пожирает их.

И вот в Священный Рамазан каждый человек, от богатого до бедного, собственным плотским естеством понимает, что он не царь, а слуга; не свободный, а подвластный; если нет разрешения — не совершит даже очень простого и легкого: не протянет руки к воде. Этим повиновением разрушит воображаемую власть над собой, возьмет на себя груз обязанности богослужения и войдет в состояние благодарности, которая является истинной человеческой сутью.

Пятый пункт

С точки зрения нравственного очищения души от плотских страстей и возможности обуздания этих плотских желаний Ораза Священного Рамазана имеет множество скрытых благ. Одно из них следующее:

В невежестве, забыв повеление Аллаха, самость (нафс) человека забывает свое истинное предназначение. Она не желает видеть и не видит в сути своего создания бесконечную слабость, нищету, греховность.

И не понимает, насколько самость бессильна, подвержена упадку и бедствиям, насколько она бренна, ведь плоть состоит из разрушающейся ткани и кости. Самость устремляется в мирскую жизнь (дуние), словно она бессмертна, сделана из железа. Самость бросается в мирскую жизнь чрезмерно жадно и алчно, сверх меры привязываясь ко всему преходящему. Впадает в зависимость от того, что дает наслаждение и пользу.

Забывает Творца (Халик), который взрастил это плотское естество с совершенной любовью. Самость не понимает конечной цели этой ближайшей жизни и не понимает, что ждет в последующей жизни (ахират). Таким образом, Ораза в священный Рамазан дает ощутить слабость, бессилие и нищету даже невежественным и своенравным людям. Голод заставляет думать о своем желудке; человек начинает понимать потребности желудка и вспоминает, насколько непрочным является его слабое тело, начинает понимать, до какой степени человек нуждается в милосердии и сострадании. Отбросив порок горделивости (фир’аун), своей слабостью и нищетой он почувствует потребность в обращении с мольбой к Всевышнему, приготовляет своей искренней благодарностью отворение Божественного милосердия. (Если его сердце (калб) не испорчено невежеством.)

ШЕСТОЙ ПУНКТ

С точки зрения постижения тайны ниспослания Мудрого Корана и осознания роли месяца Рамазана, Ораза имеет множество скрытых благ. Одно из них заключается в следующем:

Коран был ниспослан в месяц Рамазан. В память об этом событии необходимо воздержание от еды и питья, ограждение души от низменных устремлений, пустословия, бессмысленности, что готовит человека к пониманию сути ниспослания Корана, к встрече небесных речей, к проявлению святости. Необходимо принять роль ангелов, читать, слушать Коран, как будто впервые происходит ниспослание Божественных Слов, как будто бы Благородный Посланник (Благословит его Аллах и приветствует), или Святой Жабраил (Да будет ему мир), или Извечно Увещевающий (Мутакаллим-и Азелий) Аллах произносит впервые эти слова Корана. Нужно переводить Коран и давать слушать другим, и показать им Мудрость Ниспослания Корана.

Воистину! В Священный Рамазан исламский мир превращается в огромную мечеть. В такую мечеть, в которой множество чтецов Корана во всех углах этой огромной мечети доводят обитателям Земли небесные слова, сиянием, пронизывающим эту мечеть, доказывают: «Месяц Рамазан, в котором был ниспослан Коран» (Коран, 2/185): что месяц Рамазан — месяц Корана. Некоторые из этих людей смиренно слушают чтецов, другие — читают сами для себя.

Как отвратительно будет выглядеть в такой Священной мечети подчинение низменным, плотским желаниям (несоблюдение Оразы — питье, употребление пищи), избегать светлой обязанности. Насколько это ненавистно для собрания верующих. Таким же образом люди, бросающие презренные взгляды на постящихся, будут презираемы всем миром Ислама.

СЕДЬМОЙ ПУНКТ

С точки зрения особенной, духовной прибыльной торговли, взращивания плодов последующей жизни в этой бренной жизни, Ораза в Священный Рамазан имеет множество скрытых благ. Одно из них следующее: в Священный Рамазан всякое богоугодное деяние вознаграждается в тысячу раз больше, чем в другое время. По установлению Мудрого Корана, за каждую прочитанную букву Аллах воздает десять даров (савоб), десять райских плодов. В Священный месяц Рамазан награда увеличивается в тысячу раз, таких значительных аятов, как Аятел Курси — в несколько тысяч раз, а в честь особого почитания пятничные ночи месяца Рамазан — более этого. А в святую ночь этого месяца, в Ночь Могущества — тридцать тысяч раз!

Воистину! Мудрый Коран, дающий за каждую букву тридцать тысяч плодов вечной жизни, становится неким Райским сияющим деревом Тубба, миллионами вечных плодов вознаграждающим верующих за богослужения в этот Священный Рамазан.

Итак, взгляни на эту священную, вечную, прибыльную духовную торговлю, всмотрись и пойми, в каком убытке те, кто не оценивает истинной ценности букв Корана. Итак, Священный Рамазан — это выставка, ярмарка с прибыльной торговлей. Это плодоносное время для сбора урожая последующей жизни. Для прорастания ростков этого урожая это — как весенний оживляющий дождь.

Рамазан есть светлый священный праздник с парадом, с официальным прохождением всей части поклоняющегося человечества перед престолом Могущественного Правителя. Поэтому верующие должны воздерживаться от еды и питья, от невежества, от беспечного удовлетворения своих потребностей, от подчинения животному началу, от пустых разговоров, от низменных устремлений.

Человек выходит на время из животного состояния в состояние ангела, начинает заниматься духовной торговлей, стремясь к прибыли в последующей жизни. Отбросив временно мирские дела, он входит в образ человека последующей жизни, становится неким отображением чистого духа; соблюдая Оразу, он становится неким зеркалом, в котором отражается одно из Имен Аллаха Самад.

Воистину! Священный Рамазан дает возможность причаститься мирской, бренной, короткой жизнью — к плодам вечной жизни, охватив этой короткой жизнью протяженность вечной жизни.

Воистину! Лишь один месяц Рамазан может обогатить богатством восьмидесяти лет богослужения. Об этом свидетельствует аят Корана о Ночи Могущества. Одна эта ночь, проведенная в служении Всевышнему, равна тысячам месяцев поклонения.

Воистину! Как некий царь в период правления каждый год своего царствования в честь восхождения на престол или с целью отражения великолепия своего царства в эти дни проявляет особую щедрость и открытость, особую благосклонность, непосредственное благословение достойному и преданному народу, а не строгость удержания в законе и принуждении; подобно этому Изначально Вечный и Постоянный Султан, Могущественный Владыка восемнадцати тысяч миров, обращается к обитателям восемнадцати тысяч миров своим Царским Указом, ниспосланным в месяц Рамазан. Конечно, этот месяц должен превратиться в особенный Божественный праздник, стать некой выставкой Всевышнего, стать неким собранием духовно живущих созданий. Рамазан — это и есть этот значительный праздник. Несомненно, с целью отвлечь человека от низменных и животных страстей предписана Ораза.

Наиболее совершенный пост тот, в котором вместе с желудком другие органы, такие как зрение, слух, сердце, воображение, разум тоже держат свой соответствующий пост, то есть избегают запретное и бесполезное. Но необходимо, чтобы каждый орган выполнял присущее ему поклонение.

Например, оградить свои уста от лжи, клеветы, брани — это Ораза языка. Уста свои занять чтением Корана, возвеличиванием и прославлением Аллаха, благословением Пророка и особенным покаянием (исти’фар).

Например, глаза отвращать от запретного, слух от непристойных речей. Напротив, глазами видеть и ушами слушать слова Истины, слова Корана. Точно так же и другие органы чувств должны держать свою Оразу.

По сути, так как пищеварение — это самая большая «фабрика», то если остановить на время ее деятельность, то и другие органы будут следовать ей.

ВОСЬМОЙ ПУНКТ

С точки зрения личной жизни человека Священный Рамазан имеет множество скрытых благ. Одно из них следующее: очень важное из всех лекарств есть плотское и духовное воздержание. С медицинской точки зрения — диета. Потому что беспорядочное потребление пищи и питья наносит вред индивидуальной материальной жизни, здоровью человека, но также будет отравлена и духовная жизнь, если не делать различия между запретным и дозволенным. Беспорядочное потребление усиливает животное начало человека, способствует подчинению чувств души плотским устремлениям. Страсти одолевают человека. Человек уже не может оседлать свое тело, тело подчиняет человека.

В Священный Рамазан посредством Оразы верующий привыкает к воздержанию от пищи, начинает довольствоваться малым; плоть учится подчиняться. Бедный желудок, который, раньше не успев переработать одну пищу, заполнялся другой, освободится от многих заболеваний. Ораза развивает способность подчиняться, приучает к разборчивости запретного и дозволенного. Она защищает духовную жизнь. Большинство людей подвержено опасности голода, и поэтому необходимы выносливость, терпение, смиренность, воздержанность. Ораза в Священный Рамазан, где воздержание происходит на протяжении пятнадцати часов (и даже двадцати четырех часов, если не потреблять пищу на рассвете), приучает к способности выносить тяготы голодания. Есть средство от двух основных бедствий человечества — нетерпеливости и невоздержанности. Это средство и есть Ораза.

У пищеварения есть обслуживающие органы. И многие другие органы связаны с желудком. Если не будет остановки этой самой большой фабрики, то и другие органы, усиленно работая на желудок, постепенно устают и теряют свои какие-то тонкие свойства. «Все запутывается в дыму и звуках работающей фабрики». Вспомните, как с древности святые люди приобщались к духовным тайнам путем воздержания от питья и еды.

Только через Оразу в Священный Рамазан та «фабрика» и другие обслуживающие органы постигнут, что не были созданы только для плотского. И взамен простого процесса пищеварения в Священный Рамазан они вкусят ангельского, духовного наслаждения. Поэтому в Священный Рамазан в зависимости от степени религиозности верующие получают соответствующую им долю озарения, изобилия и таинства. Сердце, душа и разум — эти тонкие чувства в этот благословенный месяц посредством Оразы развиваются и получают свою пользу. Несмотря на муки желудка, они безгрешно улыбаются.

ДЕВЯТЫЙ ПУНКТ

С точки зрения разрушения ложного человеческого господства над собой и показа собственной слабости, тем самым уведомить человека о поклонении,  Ораза в Священный Рамазан имеет множество скрытых благ. Одно из них следующее: самость (нафс) не желает познать своего Господа, своенравно желает власти над собой. Сколько ни терзать ее — не искоренить этого порока. Только голодание может помочь этому.

Итак, только Ораза в Священный Рамазан непосредственно укоряет порок горделивости человека, разрушает этот недостаток. Показывает ему слабость, бессилие, нищету. Заставляет познать свое рабское положение.

Как передает Священный хадис: Всевышний сказал Самость (Нафс): «Кто я, кто ты?» Самость ответила: «Я — это я, Ты — это ты». Бог предал мучениям, сбросив ее в ад. И снова спросил. И снова Самость ответила: «Я — это я, Ты — это ты». Бог предал другим мучениям, но она не отказалась от своего. Тогда Бог морил Самость голодом. И снова спросил. Вот тогда-то она ответила: «Ты мой Милостивый Господин, я твой ничтожный раб».

Мусульманский преемник Платона, шейх мудрецов и учитель философов, широко известный Абу Али Ибн-Сина, истолковывая этот аят: «Ешьте и пейте и не излишествуйте (Коран, 7/31)» с медицинской точки, писал следующее: «Знания медицины можно собрать в две строки. Слова прекрасны своей краткостью. Когда ешь, то ешь мало. После еды четыре-пять часов не ешь. Исцеление в переваривании. То есть потребление пищи в соответствующем количестве. Для плоти и желудка самое трудное — это употребление пищи поверх пищи» (Примечание: то есть для тела самым вредным является употребление пищи менее чем через 4-5 часов, а также, заполняя желудок, вкушение разнородной пищи лишь ради удовольствия).

Дорогие братья мусульмане!

Поздравляю вас с наступающим Рамазаном. Просим Всевышнего сделать наступающую Ночь предопределения (Лейле-и Кадр) для вас и для нас благословеннее тысячи месяцев поклонения.

Фазыл Абджалелулы

(Текст подготовлен
из тафсира Корана)

Ораза начинается в ночь
с 20-го на 21-е августа.

В интересах граждан

Постоянная комиссия по вопросам законности, правопорядка и депутатской этики была образована в маслихате еще на этапе становления суверенного государства. Годы деятельности комиссии показали ее необходимость и значимость для представительного органа.

Комиссия в нынешном составе была сформирована на первой сессии областного маслихата 4-го созыва в августе 2007 года. В ее составе депутаты: Дмитрий Довматенко — директор Актюбинского филиала объединения юридических лиц «Ассоциация рынков предприятий торговли и сферы услуг Казахстана», Серик Сарбаев — начальник АССМУ  АО «СНПС -Актобемунайгаз», Таттыгуль Талаева — генеральный директор  ТОО  ТРК «Тандем», Балгали Урдабаев — директор Актюбинского филиала АО «Казпочта». Каждый из них имеет определенный опыт работы по претворению в жизнь нормативно-правовых актов маслихата. За прошедшее время нами принято более 30 постановлений по различным вопросам деятельности комиссии.

Сохраняя преемственность, комиссия в течение двух лет работала над реализацией областных программ по профилактике правонарушений и борьбы с преступностью, обеспечению безопасности дорожного движения, борьбы с наркоманией и наркобизнесом совместно с их администраторами. По инициативе депутатов проведены публичные слушания, члены комиссии встречались с участковыми инспекторами, инспекторами по делам несовершеннолетних, работниками патрульно-постовой службы, дорожной полиции.

Нами всесторонне обсужден ход выполнения программы борьбы с преступностью. В ходе обсуждения депутаты рекомендовали департаменту внутренних дел области повысить эффективность проводимых оперативно-профилактических мероприятий, направленных на оздоровление оперативной обстановки в области, ужесточить меры по пресечению распространения наркотических веществ и продаж спиртных напитков в местах досуга и отдыха молодежи, проводить системную работу по осуществлению предупредительно-профилактических мер с целью предупреждения и пресечения преступлений в общественных местах и на улицах.

Работники органов внутренних дел обратились к депутатам с просьбой оказать содействие в выделении финансовых средств для укрепления материально-технической базы подразделений полиции. Со стороны акима области и областного маслихата постоянно выделялись средства для этих целей. Так, в 2008 году департаменту внутренних дел выделено 2 391,1 миллиона тенге, на 2009 год запланировано
2 696,1 миллиона тенге из местного бюджета.

Приобретены дополнительно 40 единиц автотранспорта, специальные видеокамеры, комплекты компьютерной и оргтехники.

Совместная работа депутатов и исполнительных органов дала положительные результаты. За последние годы оперативная обстановка в области стабилизировалась. Так, за 6 месяцев нынешнего года общее количество зарегистрированных преступлений по области снизилось на 7,1 процента, общеуголовных — на 12,6, тяжких преступлений — на 33,4.

В структуре преступности  зарегистрировано меньше: умышленых убийств — на 12,9 процента, изнасилований — на 51,8, разбоев — на 26,9, грабежей — на 38,8, хулиганство — на 16,4 процента. Несколько улучшилась раскрываемость преступлений.

Однако серьезное беспокойство у депутатов вызывают вопросы преступности среди несовершеннолетних, обеспечения правопорядка и дорожной безопасности.

Обеспечение правопорядка, профилактика правонарушений в общественных местах, на улицах городов и в населенных пунктах области, а также вопросы правонарушений и преступности среди несовершеннолетних были рассмотрены на заседаниях комиссии с приглашением руководителей и ответственных работников органов внутренних дел районов и города Актобе, внутренних дел на транспорте, представителей СМИ.

По мнению депутатов, нужно усилить воспитательную работу среди несовершеннолетних, использовать новые формы в организации летнего отдыха детей, повысить оперативность действий патрульных нарядов на уличные преступления и правонарушения.

Согласно регламенту и плану работы областного маслихата члены комиссии ведут прием граждан по личным вопросам, постоянно встречаются с избирателями. Тематика вопросов, поднятых на встречах, очень разнообразна,  более 70 процентов занимают вопросы социального характера. Часто встречаются вопросы предоставления работы, незаконного сокращения на предприятиях, предоставления жилья по государственной программе, получения государственного гранта, ремонта домов и другие. На все вопросы населения депутаты дают ответы, разъяснения, рекомендации, консультации и советы.

Членами комиссии был организован прием граждан в общественной приемной АФ  НДП  «Нур Отан», а также с выездом  в районы и сельские округа. Ими принято 53 гражданина по личным вопросам, 18 раз мы встретились с избирателями, направлены 39 депутатских запросов в различные инстанции. Ни один вопрос избирателей не остается без внимания.

Например, на проведенных сходах жители Каргалинского сельского округа города Актобе жаловались на деятельность участковых инспекторов полиции по охране общественного порядка. По данному вопросу нами проведено выездное заседание постоянной комиссии в село Каргалинское с участием всех заинтересованных органов для детального изучения сложившейся ситуации на месте.

Постоянная комиссия областного маслихата по вопросам законности, правопорядка и депутатской этики намерена и впредь усиленно работать по решению вопросов правопоряка, общественной безопасности, соблюдению  единой государственной политики в области борьбы с преступностью и правонарушениями.

Кеншилик  ЖУМАБАЕВ,

председатель постоянной комиссии областного маслихата по вопросам законности, правопорядка и депутатской этики

Колонка "Взгляд"