Часто, делая покупки в торговых точках, можно натолкнуться на объявление «Товар возврату и обмену не подлежит». Но так ли это на самом деле или продавцы попросту пользуются правовой безграмотностью покупателей?
Именно эта тема обсуждалась в конце августа на семинаре, организованном Актюбинским управлением по защите прав потребителей на транспорте, для работников АО «Международный аэропорт «Актобе» и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в сфере общепита на территории аэропорта. В нем также приняли участие представители Актюбинской транспортной прокуратуры, областного департамента КРЕМ и ЗК Министерства Национальной экономики РК, городского ОО «Центр поддержки парализованных граждан» и газеты «Қазақстан теміржолшысы».
На законных основаниях
Потребитель ошибся в выборе товара. Возможно, вещь не подошла по размеру или фасон не к лицу. А если технику купил человек, абсолютно несведущий в ней? Все пропало и деньги выброшены на ветер? Оказывается, не все так плохо. Вернуть или обменять товар можно на законных основаниях. Но здесь есть определенные нюансы, о которых потребителю необходимо знать.
Можно остаться один на один с продавцом и доказать свою правоту. Но для этого к правовым вопросам необходимо относиться с полной ответственностью, а не с поверхностными знаниями.
Например, вы купили в магазине платье, а дома, примерив его еще раз и посмотрев в зеркало, поняли – не подходит. Как же обменять товар или вернуть его продавцу?
В соответствии с п. 1 ст. 14, п. 1 ст. 30 Закона РК «О защите прав потребителей» продавец (изготовитель) обязан обеспечить обмен или возврат непродовольственного товара надлежащего качества, если он не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также документ, подтверждающий факт приобретения товара, в течение 14 дней со дня приобретения товара, если более длительный срок не установлен договором.
Исключения из правил
Однако не все вещи, даже надлежащего качества, подлежат возврату. Вот перечень исключений, прописанный там же, в п.1 ст. 30 Закона РК «О защите прав потребителей»: лекарственные средства и изделия медицинского назначения; нательное белье; чулочно-носочные изделия; животные и растения; метражные товары, а именно: ткани из волокон всех видов, трикотажное и гардинное полотно, мех искусственный, ковровые изделия, нетканые материалы, ленты, кружева, тесьма, провода, шнуры, кабели, линолеум, багет, пленка, клеенка.
В случае если документ, подтверждающий факт приобретения товара, был утерян или по каким-либо причинам не выдан потребителю, то обмен или возврат товара должен быть произведен, если потребитель докажет факт покупки у данного продавца (изготовителя).
В законе оговаривается, что для обмена и возврата необходимо, чтобы товар сохранил все лейблы и ярлыки, а также надлежащий вид. Если вы не уверены на все 100 процентов, что вещь подойдет вам по всем параметрам, не торопитесь убирать все товарные знаки. Померить можно и с этикеткой. А вот попользоваться и вернуть – нельзя. Если продавец докажет факт пользования товаром, то имеет право на законных основаниях отказать в обмене или возврате денег.
Обязательное условие
Всегда требуйте и сохраняйте чек после совершения покупки. Срок его хранения зависит от самой покупки и гарантийного срока эксплуатации товара. Эта мера предосторожности позволит вам избежать многих трудностей и станет доказательством факта покупки у продавца. И не забывайте, что вещь надлежащего качества можно вернуть в течение 14 дней с момента покупки, если иное не обусловлено договором. У вас есть право на обмен и возврат товара. Но все же подходите основательно к выбору покупки.
Слушаш ЖУМАГАЗИНА,
главный специалист
Актюбинского отделенческого
управления по защите прав потребителей на транспорте